Квест - игра для детей подготовительной группы по экологии на тему: « Царство воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Коварда Светлана Владимировна

Занимательные эксперименты, фокусы и наблюдения с водой с детьми 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_voda.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Квест - игра для детей подготовительной группы по экологии

на тему: « Царство воды»

                                                                                                                   Автор: Коварда С.В.

Цель: способствовать развитию у детей дошкольного возраста системы представлений об объектах и явлениях природы через простейшие эксперименты и наблюдения.

 Задачи:

1. Формировать мотивацию детей для участия в предстоящей деятельности.

2. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному познанию (наблюдение, обследование различных объектов, экспериментирование с разнообразными материалами).

3. Формировать элементарные экологические знания доступные пониманию ребенка-дошкольника о мире природы.

4. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

5. Развивать познавательные и речевые умения:

  • по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального);
  • замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

6. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые;

7. Воспитывать любовь к природе и личной ответственности за ее сохранность.

Оборудование: глобус, яблоко, 2 шприца, 2 ведерка, 2 рыбки, 2 губки, колба с водой, стакан с молоком, ложка, термос с кипятком, зеркало, салфетка, ватная палочка, капля моющего средства, пищевой краситель, мыльные пузыри;

на каждого ребенка: ложечка, блюдце, чашечка, стаканчик;

на столах для детей в емкостях приготовлены: соль, сахар, речной, песок.

                                                               

Ход квеста

Воспитатель: Много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).

На нашей Земле запасов воды много, воду надо беречь, вода – это жизнь. Сколько воды на Земле я покажу на примере с яблоком. Представьте, что яблоко – это Земля. (Показывает яблоко, которое предварительно разрезано на 4 части) 0,25 часть на Земле – это суша (показывает одну дольку яблока, 0,75 занимает вода (показывает остальные 3 дольки).

А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. (Банка-3 л. и стакан)
Воспитатель: Какую воду мы имеем на нашей планете. Поиграем в  игру «Я начну, а вы продолжите».
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.
В колодце вода..? (колодезная).
В море вода… ? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода …? (родниковая).
В болоте вода ..? (болотная).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.

Эстафета «Спаси рыбку».

Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.

Воды мало для жизни надо, добавить. Как еще можно перенести воду? С помощью губки. Дети должны перенести воду из  тазика в ведерко с рыбкой с помощью губки.

Воспитатель: А теперь предлагаю отправиться в лабораторию и узнать больше о воде. Тогда надевайте нарукавники и шапочки.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.
Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.
Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.
Правило №4. Поработал - убери всё на место.
Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.
Воспитатель. Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
 Опыт 1. «Вода может изменять цвет».

У вас в штативе стоят 6 пробирок с водой. Встряхните первую пробирку. Вода осталась прозрачной. Во второй, и , последующих вода окрасилась. Почему? Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Секрет в добавленной краске на крышке пробирки, которая окрашивает воду.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.

Опыт №2: « Какой формы вода?»

Воспитатель: В моей колбе,  какую форму приняла вода? (Форму шара.)

(Наливаю воду в резиновую перчатку) А теперь какую форму приняла вода? (Форму перчатки.)

Выполняют дети.
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт № 3 «Вода прозрачна»

Воспитатель: Я люблю молоко. А когда оно горячее, мешаю его ложечкой, чтобы остыло. (опускаю ложку в стакан) Ой, что это? Куда исчезла ложка? Вы ее видите?

Дети: нет.

Воспитатель: А так? (Вытаскиваю ложку.)

Воспитатель: А теперь вы опустите ложечки в свои стаканчики с водой. Видите их? Заметили разницу?

Ответы детей: В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.

Вывод: Чистая вода прозрачна.

Опыт № 4 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок)

Опыт №5  «Вода в газообразном состоянии»
Воспитатель. Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)
Воспитатель. Посмотрите, что выходит из него? Интересно, что такое пар? Из чего он состоит?
Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).
Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).
Воспитатель. А сейчас кто-то из вас вытрет зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.

Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте нарукавники и шапочки.

Вода – добрый друг и помощник человека. Но чистой воды на Земле становится все меньше и меньше. Поэтому ценна каждая капелька пресной воды. Нам предстоит сэкономить каждую каплю воды.

Эстафета  «У кого быстрее и больше заполнится банка» (в банку с водой закладываются камешки и ракушки). Выигрывает та команда, которая быстрее справилась.

Воспитатель: Заводы, фабрики потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами своего производства, сбрасывая их в реки, озера. От этого гибнет рыба и вообще жизнь в воде. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить воду? Ответы детей.
Молодцы! Вы постарались
. Давайте немного отдохнём. Перенесемся к водопаду.

Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло, и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
Фокус №2 «Чудо - пузыри»
Воспитатель: Этот фокус вы можете сделать дома с мамой.. Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.

Список литературы
1.Ефанова З.А. Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комарова, М.А. Васильевой.
2.Ушакова О.С.. Занятие по развитию речи для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
3.Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах.- ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
4.ДыбинаО.В.,Рахманова.Н.П,Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002
5.Качанова И.А. Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2011
6.Менщикова Л.Н Экспериментальная деятельность детей 4-6лет. Волгоград: Учитель,2009
7.Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра для детей подготовительных групп "К школе готов!?!"

Сценарий квест игры для дошкольников подготовительных групп "К школе готов!?!"...

Квест-игра для детей подготовительной группы

Занятие по ФКЦМ "Земля в опастности"...

Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством квест- игры» для детей подготовительной группы

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что п...

Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством квест- игры» для детей подготовительной группы

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что п...

Конспект развлечения. Квест- игра для детей подготовительной группы «Смешарики. В поисках Здоровья».

Квест-игра "Смешарики. В поисках здоровья." с использованием методов ТРИЗ....

Квест-игра для детей подготовительной группы

Квест-иградля детей подготовительной группы«Путешествие за секретами здоровья»...