1.Проект "ЗИмушка-зима" 2.Проект "Золотая осень"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Кострюкова Надежда Григорьевна

1.Краткосрочный проект для закрепления  полученных знаний о признаках зимы, зимних явлениях

2.Информационно-творческий проект"Золотая осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Золотая осень»

Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.

По времени проведения: 1 неделя.

Состав участников: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Актуальность:

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировозрения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Цель проекта:

          Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей

           в процессе    разработки проекта «Золотая осень».

 Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»

           1.Формировать первичные представления об особенностях   природы,

              о   свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

           2.Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях

            в природе, о характерных сезонных явлениях.

          3.Обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений

Задачи образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие»

  1.  Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников.
  2. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  3. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, познавательный интерес.

Задачи образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие»
     1. Формировать уважительное отношение к основам безопасного поведения в

          природе, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную   отзывчивость,  

       сопереживание.

     2. Воспитывать любовь к книжной культуре и детской литературе.

Предполагаемый результат:

      1. Закрепление знаний и представлений детей о золотой осени, её признаках и явлениях.

      2.Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

    3. Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.

    4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

Работа с родителями:

     Подборка для родителей стихов, текста песен, инсценировок на осеннюю тематику.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

       Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.

2. Основной этап:

      Реализация проекта «Золотая осень».

3. Результат проекта:

    1. Участие родителей и детей в выставке «Осенние поделки»

    2.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы)      

Комплексно – тематическое планирование

Образовательные области проекта

          Осуществляемая детьми деятельность

Познавательное

развитие

НОД «Путешествие в осенний лес» с применением ИКТ.

Наблюдение: осенний ветер, осенняя погода, деревья осенью, птицы осенью, насекомые осенью.

Рассматривание альбома «Осень»

Беседа «Осень. Приметы осени»

Ситуативная беседа:  «Почему я люблю (не люблю) осень?».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья-собираемся на прогулку в парк».

Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Скажи по-другому», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что растет на грядке», «Знатоки осенней природы», «Вершки, корешки», «Что лишнее».

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень»;  

Трудовая деятельность: сбор осенних листьев и природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы, укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».

Речевое развитие

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Дождик», «Вспомни – назови», «Осенние деревья».

Чтение художественной литературы:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье».

 А. Плещеев «Осень наступила», А.Толстой«Осень»,В.Орлова»Листья», Г.Скребицкий «Осень», Л.Толстой «Дуб и орешник», К.Ушинский «Осенняя сказка», К.Паустовский  «Барсучий нос».

Чтение загадок, пословиц, поговорок об осени

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень».

Художественно-эстетическое развитие

Песенное творчество: распевка «Листики летят»

НОД лепка «Ветка рябины»

НОД рисование «Золотая осень»

НОД аппликация: «Лес, точно терем расписной»

Рассматривание картины И.Левитан «Золотая осень»,

И,И,Шишкин «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Рисование «Что нам осень принесла», «Вот уж последняя стая крыльями машет в дали»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»;

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой,

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой,

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина.

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки).

Физическое развитие

Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»;

Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное!» Волк во рву», «Перелёт птиц», «Гуси-лебеди» «К названному дереву беги»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»  

Физкультминутки:

«Гриб», «Осень», «Солнце вышло из-за тучки», «Осенние листочки»

Пальчиковые игры «Листья»; «Собираем листочки»

Приложение

                       НОД «Путешествие в осенний лес» с применением ИКТ

Цель образовательной деятельности: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках, явлениях и дарах.

Задачи образовательные:

1.Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

2.Обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов

 3.Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, разновидностях деревьев.

Развивающие:

1.Развивать грамматически правильную монологическую речь, уточнить и расширить словарный запас
2.Развивать предпосылки  восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы.

Воспитательные

1.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

2.Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

                                                                Ход НОД

Ребята, мне кажется, нас ждет интересное путешествие, но прежде загадаю загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Она птиц к югу отправляет,

Она же и деревья раздевает.

Когда это бывает?

Дети: Осенью.(1 слайд)

Воспитатель: Какие признаки осени вы можете назвать?

Дети: (листья на деревьях раскрашиваются, часто идут дожди, дни стали короче, птицы улетают в теплые края, люди одевают теплую одежду, собирают урожай на полях и т.д).(2слайд)

Воспитатель: А какую осень вы знаете?

Дети: Раннюю, золотую, позднюю

- А теперь, ребята, отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Воспитатель: Значит мы сейчас отправимся в какой лес?

Дети: Осенний! ( 3слайд)

 Поможет нам попасть в осенний лес моя волшебная палочка. Она превратит вас в листочки. Волшебство начинается (звучит музыка И.П.Чайковского «Времена года» «Сентябрь», дети плавно кружатся).
Воспитатель: Ветер закружил вас в воздухе, поднял высоко в небо, и вы летите, летите, и медленно приземляетесь на пожелтевшую траву (дети садятся на ковер, на экране появляется картина леса с паутиной).слайд4

Воспитатель: Паутинки как тюль
Принакрыли  кусты.
И тепло словно летом
Солнце землю ласкает.
Воспитатель: В какой период осени мы попали?
Дети: Ранняя.
Воспитатель: Ребята, встаньте и подойдите ко мне (на экране меняется картина, появляется лес с грибами).слайд5
Посмотрите, как красиво в лесу (поворот шеи вправо, влево)
Улыбнемся друг другу и лесным обитателям
Какое сейчас у вас настроение?
Давайте вдохнем аромат леса (вдох носом, пауза на счет1, 2,3, выдох)


Воспитатель: Ребята, что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых.
Воспитатель: Кто самый главный обитатель леса?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему оно главный обитатель?
Дети: Листья выделяют кислород, является домом для зверей и птиц.

 (Дети отвечают)

Воспитатель: Посмотрите, как много грибов (хоровод «За грибами в лес пойдем»).
Воспитатель: Где вы находили грибы?
Дети: Под березой, под осиной, под елью, в траве.
Воспитатель: Какие грибы вы находили?
Дети: Подосиновики, подберезовики, маслята, опята, лисички.
Проводится игра «Где я расту?»
Воспитатель:
 Давайте вспомним, как правильно собирать грибы.
Дети:
Если знаешь нас, срезай, а не знаешь – оставляй.
Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда.
Если рядом есть дорога, обойди нас и не трогай.
Воспитатель: Расскажите, что с вами случилось в лесу?
Дети:
Мы в лесу собирали грибы
Вдруг подул легкий осенний ветер (все у-у-у тихо, потом сильней и громче)
Заблудились мы в лесу, закричали (все ау громко, а затем тихо)
Осенние листочки нас услышали, с нами заговорили (все а-о-у-и)
И подсказали нам путь.
Воспитатель:
В октябре желтеют листья
И багряные леса
Листопад украсил землю
Ах, какая красота! (На экране появляется картина осеннего леса) слайд6

Звучит музыка И.П.Чайковского «Октябрь»
Воспитатель: В какой период осени мы сейчас попали?
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Покажите мне, на что похож листок?
Дети:
Березовый – на кулачок
Ивовый – на пальчик
Кленовый – на ладошку
Дубовый – на матрешку
Воспитатель: Если лист березовый, то он
Дети: С березы
Воспитатель: Если ивовый, то он
Дети: С ивы
Воспитатель: Если кленовый, то он
Дети: С клена
Воспитатель: Если дубовый, то он
Дети:  С дуба

Физкультминутка «Осенние листочки»
(Дети повторяют движения за воспитателем)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
Воспитатель:
Осень шлепает по лужам
В теплой куртке, сапогах.
Капюшон от ветра скроет
Зонт от дождика в руках
Воспитатель: Как называется одежда осенью?
Дети: Демисезонная.
Воспитатель: Как люди готовятся к зиме?
Дети: Заготавливают овощи и фрукты на зиму, меняют летнюю одежду на демисезонную.
Воспитатель: Как звери готовятся к зиме? (на экране появляются картинки с изображением насекомых и диких животных).слайд7
За осенью зима приходит
И к ней готовятся в лесу.
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир в себе.
В кору и пни, коряги, щели
Забились мухи, комары.
Все насекомые заснули,
Оцепенели до зимы.
Воспитатель: Что происходит с птицами осенью?
Потянулись птицы к югу-
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется расставаться.
Воспитатель: Кто первым улетает в теплые края?
Дети: Скворцы, ласточки, грачи, потому, что пропадают насекомые. Поэтому их называют насекомоядные (на экране появляются стаи грачей, ласточек, скворцов).8слайд
Воспитатель: Кто улетает в золотые осенние дни, и, как они летят?
Дети: Журавли, они летят клином (на экране появляется журавлиный клин).слайд9
Воспитатель: Кто улетает позже всех?
Дети: Гуси и утки, они улетают когда замерзнут реки и озера. Их называют водоплавающие. Летят они вереницей (на экране появляются картинки с изображением вереницы гусей и уток).слайд10
Воспитатель: Как одним словом называют всех этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Не все птицы улетают на юг. Есть те, которые остаются с нами зимовать. Как называются эти птицы?
Дети: Оседлые.
Воспитатель: Каких оседлых птиц вы знаете?
Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, дятел (на экране появляются картинки с изображением этих птиц)слайд11
Воспитатель: С наступлением холодов к нам перекочевывают снегири, чечетки, клесты, свиристели (на экране появляются картинки с изображением птиц). Откуда они перекочевывают к нам и как они называются? Слайд12
Дети: С севера и называются – кочующие.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноябрь», на экране появляется картина поздней осени. Слайд13
Воспитатель:
 В какой период осени мы попали?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель:
Насекомые исчезли
И замерзли водоемы.
Осень поздняя настала
Холод принесла с собою.
В ноябре дождливо, сыро
Небо тучами покрыто.
Лужи, грязь, завяли травы
И тепло уже забыто.
Все птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, но поздней осенью и зимой его мало, поэтому зимующим птицам надо помочь. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Птиц подкармливают в кормушках (на экране высвечивается картинка кормушки с птицами).слайд14
Воспитатель:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук
Тук-тук-тук.
Воспитатель: Холодно стало в лесу. Давайте разожжем костер (дети имитируют сбор хвороста). Собирайте хворост, сухие листья. Но этого мало! Чтобы огонь вспыхнул, нужно передать друг другу доброту и тепло ваших сердец, горячие улыбки. Встаньте в круг. Поднимите руки вверх и подойдем ближе друг к другу в тесный круг. (На экране появляется картинка горящего костер.) Чувствуете, как сразу стало тепло? Вы согрелись? Слайд15
Дети: Да
Воспитатель: Вам понравилось в осеннем лесу?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже понравилось. Грустно возвращаться назад, но мы еще обязательно вернемся сюда. Скорее улыбнитесь. Нам пора уходить их леса. Надо погасить костер, чтобы лес не сгорел и обязательно собрать мусор за собой.

Конспект НОД по рисованию «Золотая осень»

Цель: отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом).

 располагать изображения по всему листу: выше, ниже, правее, левее; передавать в рисунке цвета «осени».

Развивающие:

Развивать творческое воображение, зрительное внимание.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Материалы: акварельная краска, гуашь, акварельная бумага формат А 4, кисти, подставки под кисти, салфетки бумажные, баночки с водой.

Ход:

Чтение стихотворения.

Как прекрасен листопад!

Листья жёлтые летят!

Над землёй и над водой

Вихрь кружится золотой!

Осень дождички роняет

И деревья раздевает,

Устилая всё кругом

Пышным сказочным ковром!  

(Рассматривание осенних листьев.)

Воспитатель достает желтый и красный лист и спрашивает у детей: «А вы знаете, почему у меня в руках эти листья»? (наступила осень, листья желтеют и краснеют, начинается листопад). Какого цвета становятся листья осенью? Рассматривание осенних листочков: тополя, березы, рябины, осины, дуба, клена. Чем листья похожи и чем различаются?

Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки». 

Ветер по лесу летал-  Плавные, волнообразные

Ветер листики считал- движения ладонями.

Вот дубовый -загибают по одному пальчику на обеих руках

Вот кленовый- загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки- укладывают ладони на стол.

Ветер бросил на тропинки.

Беседа.

Осенью в листьях происходят удивительные превращения. Они начинают менять цвет, хотя никто их не красит. А все дело в том, что желтая краска прячется в листиках всегда, только летом желтый цвет не очень заметен. Он прячется под более сильным цветом – зеленым. Такой зеленый цвет придает листьям вещество, которое называется интересным словом «хлорофилл». Когда света много, хлорофилл восстанавливается. Летом солнце светит долго. Листья все время остаются зелеными. С наступлением осени день становится короче. Растениям попадает меньше света. Зеленое вещество хлорофилл разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет убывает, и все более заметным становится желтый: лист желтеет.

Многие художники любят рисовать осеннюю природу из-за её разноцветья. Небо бывает голубым, по нему плывут белые облака.

Показ приёмов рисования.

И мы с вами превратимся в настоящих художников и нарисуем нашу осень. Небо мы будем рисовать акварельной краской. Смешаем достаточное количество синей акварельной краски и нанесем ее на лист быстрыми движениями. Пока краска не высохла, удалим с неба немного краски бумажной салфеткой так, чтобы получилось изображение облака. Пока бумага сохнет, по нижнему краю облаков нанесем немного синей краски - получатся тени. Затем нарисуем стволы деревьев. Когда краска подсохнет, нарисуем листочки кистью методом примакивания. Цвет листьев выбирайте сами. Приступаем к рисованию.

Подведение итогов.

В конце проводится анализ рисунков, дети пытаются охарактеризовать и оценить свои рисунки и рисунки других детей.

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе.

Тема: «Веточка рябины».

Цель: Знакомить детей с техникой «барельеф», передавать характерные признаки предмета форму, цвет по образцу, лепить всей кистью, обеими руками и прорабатывать всеми пальцами.

Задачи

Образовательные

Закрепить приемы: раскатывание, сплющивание, сглаживание для создания ягод, веток, листьев рябины. Отображать характерные особенности листьев и ягод

Закреплять умение использовать в работе стеку

Развивающие:

Развитие мелкой моторики рук, детского воображения, чувства цвета, художественного вкуса.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, желание передавать красоту в лепке

Оборудование: Натуральная (осеняя) веточка рябины с ягодами и листьями. Куски пластилина зелёного, жёлтого, красного, коричневого, голубого цветов. Дощечки для лепки и стеки. Картонная, декоративная основа с рамкой.

                                                      Ход занятия:

  1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель напоминает о том, что наступила замечательная осенняя пора, все деревья оделись в красивые наряды, «Золотая осень в полном разгаре», всё радуется природе! (показывает красивую куклу «Осень»).Вот наша красавица девица. Осень - сестрица! А какие у неё бусы! Алые, яркие! Сделаны бусы из красной ягоды. Угадайте какой? Вот вам загадка:

 

Ягоды – не сладость,

       Это глазу – радость.

       И садам украшенье,

       И дроздам угощенье. (ответы детей)

2. Актуализация занятия.   Воспитатель: Правильно, это рябина! Замечательная ягода. Созревает на ветке осенью, горькая к зиме созревает, всех в холодное время спасает! Веточка как кисточка, на конце гроздью красные ягоды.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.          

           (Давайте сделаем такую веточку!)

3. Показ приёмов работы.  Сначала на основу, картон положим слой голубого пластилина, волнистыми линиями сверху – вниз, слева - на право. Посмотрите, какая настоящая веточка рябины. Коричневого цвета, сначала - веточка потолще, а за тем от неё отходят тоненькие веточки. Делаем жгутики разной длины и толщены. Делаем веточку для ягод, для листьев. Ягодки делаем так: отщипываем кусочек пластилина, катаем комочек и расплющиванием. Смешав зелёный, красный и жёлтый куски пластилина, катаем   шарик, вытягиваем его-получаются листочки. Аккуратно смотрим на композицию в целом, размещая поделку по центру.

4. Практическая часть. Воспитатель: Выполняем задание по сказанному образцу. Окунёмся в красивый мир красок «Золотой осени». Дети лепят поделку, придавая ей выразительный образ.

5. Итог занятия. Оформление выставки работ. Сравнивание сделанных работ, композиции. По желанию дети добавляют различные детали, рассказывают о работах, делятся впечатлениями, развивают чувство коллективности.

Конспект НОД аппликация на тему: «Осень золотая».

Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей у

детей в аппликации, закрепление знаний о приметах и признаках золотой осени.

Задачи:

Обучающие:

Создавать образ осеннего дерева, делать листья и траву из цветной бумаги,

сложенной гармошкой, облака - техникой обрывания бумаги.

Развивающие:

Развивать творческие способности в создании картины осеннего дерева.

Закреплять умения пользоваться ножницами, соблюдая технику безопасности,

красиво располагать элементы аппликации на листе, аккуратно их наклеивать.

Развивать фантазию, эстетический вкус, чувство ритма.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, чуткость к восприятию 

осеннего пейзажа. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело

до конца.

Методические приемы: Художественное слово; беседа с детьми об осени. Объяснение и показ воспитателем элементов выполнения аппликации; поощрение, сюрпризный момент.

Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций и картины И.Левитана «Золотая осень», прослушивание аудиозаписи «Осень» А. Вивальди, «Осень» из цикла «Времена года», П. И. Чайковского, чтение художественной литературы и заучивание стихов. Знакомство с осенними приметами, поговорками, отгадывание загадок.

Материал: Иллюстрации с изображением ранней и поздней осени; лист картона белого цвета; на бумаге белого цвета нарисован контур дерева; заготовки листьев: квадраты красного, оранжевого, желтого, салатового цвета (3см х3см); заготовка травы: прямоугольники (2см х 28 см) зеленого цвета; ножницы, клейстер, клеящий карандаш, клеенка, салфетка, аудиозапись «Осень» Р. Газизова.

Ход ОД

Дети сидят за столами. Звучит музыка.   Воспитатель читает стихотворение «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)

Воспитатель: Дети, скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: об осени.

Воспитатель: Мы знаем, что осень бывает ранней и поздней. В стихотворении о какой 

осени говорит автор?

Дети: о поздней осени.

Воспитатель: Назовите признаки поздней осени.

Дети: (птицы улетают в теплые края, часто идут дожди, иногда идет снег, на улице

 пасмурно, холодно. Люди, выходя на улицу, одевают теплую одежду: сапоги, куртки, шапки.

 С деревьев опала вся листва. Льдом сковало воды рек. Птицы улетают в теплые края.

Звери готовятся к зимней спячке.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы, много знаете об осени. Давайте вспомним стихотворение про осень

 и немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по стол

Воспитатель: Вчера на прогулке мы с вами собирали разноцветные листья и оформили

их в осенний букет. Давайте вспомним с каких деревьев были листья?

Так хочется хоть ненадолго продолжить нашу золотую осень. А это возможно,

если каждый из вас постарается сделать дерево березу с разноцветными листочками.

Воспитатель: - Скажите, дети, в какие краски окрашивает осень листву?

Дети: Осень окрашивает листву в оранжевый, красный, желтый цвета.

Воспитатель: Сегодня мы сделаем листья березы из бумаги таких цветов способом

складывания ее гармошкой.

Сядьте поудобнее, смотрите внимательно и слушайте.

Прямоугольник из зеленой, желтой и оранжевой бумаги складываем пополам,

закругляем ножницами уголки, разворачиваем, у нас получается полукруг.

На цветной бумаге белого цвета вы заранее нарисовали ствол и черные крапинки, вырезаем

по контуру, отступив от нижнего края 1,5 см., приклеиваем нашу заготовку дерева.

Травку складываем ровной гармошкой по ширине. Затем растягиваем гармошку

зеленого цвета (травку) по всему нижнему краю картона, так, чтобы "травка"

прикрывала основание дерева. Начинаем формировать крону нашего дерева.

Приклеиваем листочки, чередуя цвета.

Делаем небо, облака: мнем обрывки из голубой бумаги и приклеиваем их к

верхнему краю аппликации.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте скажем вспомним правила работы

с ножницами. Дети проговаривают правила работы с ножницами.

Ну а теперь приступим к работе.

(Во время работы звучит произведение Р. Газизова «Осень». По окончании работы

дети расставляют на стенде.)

Воспитатель: Ребята! Какие вы сегодня молодцы! У всех получились отличные картины.  

Посмотрите какие деревья разные, сколько ярких и радостных красок принесла нам золотая

 осень. Вы дети оказались настоящими волшебниками.

Давайте все вместе улыбнемся и подарим наши улыбки друг другу! 

Осень продолжается …

                                                     Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
  2. Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. 5-7 лет.  – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  6.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  7. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Подготовительная к школе группа. – М.: ЦПО, 2015.
  8.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  9.  Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  10.  Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  11.  Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  12.  Соломенникова О.А.    Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., 2006.

                                                                                                                                         Приложение  Подвижные игры

Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».

Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.

Атрибуты: мяч

Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.

«Волк во рву»

Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

На середине площадки проводится две линии на расстоянии 70-100см одна от другой, это ров. У одной из сторон площадки дом коз. Все играющие козы один волк. Козы располагаются в доме волк во рву. По сигналу воспитателя – «козы на луг», козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая ров, волк не трогает коз, по сигналу – «козы домрой», перебегают в дом перепрыгивая через ров. Волк, не выходя из рва ловит коз касаясь их рукой. Пойманные отходят в конец рва. После 2-3 перебежек волк назначается другой.

2 вариант.

Ввести второго волка; сделать 2 рва  в каждом по волку; увеличить ширину рва – 90-120см.

Подвижная игра «Перелет птиц» 
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.

«К названному дереву беги».

 Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников

Физкультминутки

«Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

«Гриб»

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

«Солнце вышло из-за тучки»

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

 «Осенние листочки»
(Дети повторяют движения за воспитателем)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
Пальчиковые игры 

«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

                                                                                                                       Приложение 3

Пословицы, поговорки, приметы про осень

Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету. 

Гром в сентябре предвещает теплую осень. 

Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу. 

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме. 

Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая. 

Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме. 
 
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме. 

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы. 

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме. 

Осень - запасиха, зима - подбериха. 

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет
Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студеной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.

Загадки про осень.

1.Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я — …(
Осень)

2.Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

3.Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(
Осенний лист)

4.Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(
дождь)

5.Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(
Ветер)

6.Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(
Листопад )



Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка-зима» в подготовительной группе

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: один месяц.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели

Актуальность:

 Актуальность данного проекта в том, что он позволит расширить, максимально обогатить, систематизировать знания детей о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность. Ознакомление с разными состояниями воды, опытами с водой и снегом, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности. Проект представляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Цель: Способствовать формированию у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей. Развивать детскую активность, инициативу

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Обогащать познавательно - исследовательскую деятельность детей, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды в природе.

Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период

Развивающие:

Способствовать развитию логического, ассоциативного мышления; подводить к самостоятельным предположениям и выводам.

Развивать умение устанавливать и формулировать простейшие причинно-следственные связи в окружающем мире между живой и неживой природой (польза снега для растений и животных в лесу);

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).

Ожидаемые результаты по проекту

- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»

- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе

Взаимодействие с родителями:

Разучивание стихов, ролей для Новогоднего праздника.

Изготовление зимних поделок для конкурса.

Подкормка птиц и изготовление кормушек.

Консультации для родителей «Предупреждения простудных заболеваний в холодный период», «Какая одежда удобна для зимних прогулок»

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу по теме;

- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, исследовательской, театрализованной деятельности;

- составить картотеку стихов, загадок, пословиц о зиме, зимних явления;

- разработать содержание воспитательного и образовательного процесса по теме «Зима»;

- привлечь родителей к совместной работе.

II. Практический этап:

Беседы:

  «Приметы зимы»

«Откуда идёт снег».

«Почему мне нравится зима?»

«Как спасаются звери от стужи зимой»

«Осторожно зимние травмы»

«Как зимуют домашние животные»

«Зимующие птицы»

«Как человек помогает зимой животным в лесу»

«Правила поведения на морозе»

Беседы-рассуждения:

«Где рождается снег и лед».

«Приносит ли снег пользу»

«Пришел мороз – береги ухо и нос»

«Почему надо сушить мокрые вещи»

Рассматривание репродукций картин: Ю.Васнецов «Снегурочка», С.Жуковский «Зима», рассматривание сюжетных картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

Чтение художественной литературы:

Стихи:

С. Есенин «Белая береза», «Разгулялась вьюга…»

А. Островский «Зима-портниха»

И. Глазкова «Зима»

В. Степанов «Снеговик»

Т. Шорыгина «Вы узнаете зиму»

Л. Чарская «Зима»

С. Фруг «На катке»

И. Суриков «Зима»

Татьяна Шатских «Ах ты, зимушка – зима»

Н. Найдёнова «Удивительный художник»

С. Михалков «Белые стихи»

Рассказы

Г. Скребицкий Сказка «Четыре художника. Зима»

Г. Скребицкий и В. Чаплина «Кто как зимует», «Чем дятел зимой кормится», «Как заяц зимой живет», «Как белочка зимует».

Михаил Садовский «Снеговая кладовая», «Сухой лёд»

Клаус Руге «Перелётные птицы»

Л. Карпова «Как зимуют рыбы»

В.Бианки»Лес зимой»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

К. Ушинский «В берлоге»

Н. А. Надеждина «О чём может рассказать снежный сугроб»

Николай Сладков «Суд над декабрем», «Под снегом», «Клест и дятел»

Бианки «Кто к кормушке прилетел?»

Сказки

«Зимовье зверей»

«Два мороза».

«Морозко» А.Толстой

«Двенадцать месяцев» С.Маршак

«Мороз Иванович» В.Одоевский

«Снегурочка».

«Госпожа метелица» Бр.Гримм

Подвижные игры:

«Два мороза»

«Зайка беленький сидит»

«Проделки Дед Мороза»

«В льдинку»

Народные хороводные игры

«Метелица»

«Что нам нравится зимой»

Спортивные игры- эстафеты со снежками, санками

Игры – забавы

«Снежки»

«Снежные круги»

Дидактические игры:

«Отгадай по описанию»

«Узнай сказку по предмету»

«Собери снеговика»

«Что зимой бывает»

«Наоборот»

«Подбери слово»

«Что прячется под сугробом»

Словесные игры:

«Какой, какая, какие?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье- шьем зимнюю одежду»

«Встречаем гостей»

«Семья готовится к встречи Нового года»

«Магазин подарков»

Драматизация сказки « Заюшкина  избушка»

Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях, животных, птицах.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок

Прослушивание музыкальных произведений: П.Чайковский «Зима», Р.Шуман «Зимой», заучивание новогодних песен

Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и водой, льдом.

-Почему снег мягкий?

-Почему снег греет?

-Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

-Откуда берётся иней?

-Дружат ли вода, снег и лед?

-Разноцветный снег

-Дед Мороз и расписные окна

-Освобождение пуговицы из ледяного плена

Творческая мастерская:

Аппликации

«Снегири на ветке»

«Снеговик»

«Елочки в снегу»

«Дед Мороз»

Конструирование:

«Зимовье зверей» (оригами)

Дворец для Зимушки - зимы

Вырезание снежинок

Рисование:

«Деревья в инее»,

«Снежные человечки»

«Мой любимый зимний вид спорта»

Рисование гуашью «Деревья в снегу»

«Наш город зимой»

«Зимний лес»

«Снегопад»

Украшение цветной водой поделок на участке

Лепка

«Семья снеговиков»

«Елочка»

«Лыжник»

Наблюдения за зимними явлениями

Трудовая деятельность.

Укутывание снегом деревьев

Уборка снега на своем участке

Посыпание дорожки песком

Кормление птиц

3-й этап – заключительный

Литературно-музыкальная викторина «Зимушка -зима»

Конкурс зимних поделок

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

“Зимушка-зима”

Цель: Cсистематизировать и обобщить знания детей о зиме, как о времени года,

 о приспособлении животного и растительного мира к перенесению суровых  

зимних условий.

Задачи: 

Образовательные: 

Закрепить знания о зимних природных явлениях

уточнить и закрепить знания о жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, лось, медведь и белка). Закрепить знания о разнообразии птиц, способах добычи пищи, приспособлении к зимним условиям

Развивающие:

-уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка).

-расширять представления о разнообразии зимующих птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни).

- развивать творческие способности детей;

-прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к природе

- воспитывать умение слушать вопросы и задания воспитателя.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулках, чтение стихов, рассказов, сказок о зиме, заучивание тематических стихов и поговорок, изготовление атрибутов, дидактического материала  для викторины, слушание  музыки.

 Оборудование:

Игровое поле состоит из круга, разделённого на 6 секторов разного цвета, 2 кубика

(на гранях одного кубика - цвет сектора, на гранях другого -  номер вопроса).

Кубик, мольберт, гуашь, кисточки

Конверты с заданиями:

в белом - вопросы о зимних месяцах и неживой природе,

в зеленом -  о жизни растений зимой;

в коричневом - вопросы о животных;

в синем -  пословицы и поговорки о зиме;

в желтом – отрывки из сказок;

в красном - вопросы о жизни птиц зимой.

Картинки зверей и птиц, бумажные снежинки.

Магнитофон. Записи произведений П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Группа оформлена как лесная поляна (избушка в снегу, елочки, повсюду

развешаны бумажные снежинки) Посреди группы  игровой  стол.

                                                    Ход викторины:

Звучит музыка П.И.Чайковского “Декабрь”из цикла «Времена  года”

Воспитатель в костюме Зимы приветствует детей:

У леса на опушке

Живу в своей избушке.

Среди сугробов, елей,

Буранов и метелей.

Укутываю снегом

Леса, поля, дома,

А льдом я выстилаю

Озера, реки и моря…

Хоть зимушка я и холодная,

Зря вы прячете нос, я же добрая!

Вас за щечки щипну ради шалости,

Всем забавы дарю лишь для радости!

 Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка и хочу свами поиграть, хочу послушать что

вы знаете  обо мне.

Воспитатель   делит   детей на две команды, дети выбирают название для своей команды.

Воспитатель: Вы по очереди будете кидать кубики. Первый кубик укажет цвет сектора, а второй – номер вопроса. За каждый правильный ответ вы получите снежинку. Победить сможет та команда, которая наберет наибольшее количество снежинок.

Дети по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. После 6 ответов каждой

командой проводится музыкальная пауза.

1. Музыкальная пауза «Отгадай произведение».

Звучит музыка дети отгадывают музыкальное произведение.

(П.Чайковский «Зима», Р.Шуман «Зимой»)

2. Музыкальная пауза: «Игра в снежки». Муз. Н. Вересокиной

Дети под музыку кидают снежки.

3. Музыкальная пауза Песня «Здравствуйте, птицы» Муз. Н. Лукониной        

При отгадывании загадок о животных и птицах дети в костюмах читают ранее заученные стихи.

Ребёнок в костюме зайца:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

Ребёнок в костюме белки:

А когда придет зима  

И сугробов терема,

Белка спрячется в дупло,

Там и сухо и тепло.

Ребёнок в костюме лисы:

Бродит по лесу сестрица,

Ищет, ем бы поживиться.

Слышит, возятся, пищат,

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро - быстро

Разрывает снег пушистый.

Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

Ребёнок в костюме синички читает стихотворение

Все тропинки занесло.

Снег скрипит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей  

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

        Зима подводит итоги викторины, награждает победителей, отмечает всех участников, прощается с детьми.

Использованная литература:

1. Воронкевич О.А.  Добро пожаловать в экологию. – СПб., 2006

2. Дошкольное воспитание №7 2005

3. Игровая деятельность в занятиях по экологическому воспитанию (подготовительная группа). – М., 2009

4. Система экологического воспитания. Авт. сос. О.Ф.Горбатенко. – М., 2006

5. Фольклорно-экологические занятия. Авт. сос. Г.А.Лопигина

                                                                                                                     Приложение.

1.Задание для белого сектора (месяцы, погода, неживая природа)

  1. Назовите месяцы зимы.
  2. Отгадайте загадку:

      Он пушистый, серебристый,

            Но рукой его не тронь:

            Станет капелькою чистой,

              Как поймаешь на ладонь (снег)

  1.   Отгадайте загадку:

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья.

Закрутила, замела,

Стала улица бела. (Метель)

4.Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество)

5.Почему снег скрипит под ногами? (При сильном морозе лучики у

снежинок ломаются.)

6.Из чего состоят облака? (Из капелек воды и кристалликов льда)

2.Задания для зеленого сектора

  1.Почему деревья стоят зимой без листьев?

(прекращается сокодвижение, деревья спят, листья сброшены, чтобы не

ломались ветки от снега)

2.Для чего нужны деревья и кустарники зимующим животным? (для них корм, грызут кору, ветки)

3.Почему под снегом зеленая трава не замерзает? (cнег является одеялом для растений)

4. Отгадайте загадку:

Лишь пурга окрест завоет  

И морозы станут злей,

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (сосна)

5. Отгадайте загадку:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

     6.Как часто нужно поливать комнатные растения? (реже, замедляется их рост

     и   развитие)

3.Задание для жёлтого сектора

   Угадай, из какого произведения этот отрывок.

  1. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай:

«Ловись рыбка, мала и велика…» (р.н.с. «Лисичка- сестричка и серый волк»)

2. Пришла зима студеная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и

вовсе побелел, и надумал он себе избу строить… (р.н.с ”Лиса и заяц”)

3. Это была высокая, статная, величавая женщина,

в ослепительно- белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу ее узнал.

Кто это? («Снежная королева» Г.Х.Андерсен)

4.В одном доме жили две девочки – Рукодельница и Ленивица. Рукодельница   была   умная   девочка: рано вставала, одевалась, да за дело бралась. А Ленивица в

постельке меж тем лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась.

(Одоевский «Мороз Иванович»)

5.Жили-были старик со старухой. Жили дружно, ладно. Всё бы хорошо, да одно горе  - детей  у  них  не было. Вот пришла зима снежная.  Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. («Снегурочка».)

6.Девочка вышла на полянку, да так и замерла.  Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит.  А вокруг костра сидят люди - кто поближе

 к огню, кто подальше. Стала девочка считать людей и насчитала (С.Маршак «Двенадцать месяцев»).

4.Задания для коричневого сектора (животные).

1.Какого зверя называют лесным великаном? Чем он питается? (Лось. Он питается травой, ветками деревьев).

2.Зачем зимой заяц скачет за лосями? (Лось рогами ломает ветки, а заяц грызет их.)

Ребёнок в костюме зайца:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

3.Как зимует белка и чем питается? (Скачет по веткам, прячется в дупле,

питается  запасами осени).

Ребёнок в костюме белки:

  А когда придет зима  

   И сугробов терема,

   Белка прячется в дупло,

Там и сухо и тепло.

4.Как охотится лиса за мышами? (Она подпрыгивает, разрывает снег, т.к. мыши

под снегом  прокладывают  туннели.)

Ребёнок в костюме лисы:

    Бродит по лесу сестрица,

    Ищет, чем бы поживиться.

    Слышит, возятся, пищат,

    В норках выводки мышат.

     И плутовка быстро - быстро

     Разрывает снег пушистый.

    5.Кто лишний в ряду и почему? (выставляются иллюстрации животных: волк,

заяц, белка. Дети отвечают, что лишний волк т.к.  он хищник.

    6.Где чей след?  выставляются изображения следов зайца, лося, медведя, лисы.)

5.  Задания для синего сектора (игра «Продолжи фразу»

1.Береги нос (в большой мороз)

2.Мороз невелик (да стоять не велит)

3.Декабрь год заканчивает (зиму начинает)

4.Спасибо мороз (что снегу нанес)

5.Зимой солнце светит, да (не греет)

6.Зима лето пугает, да все равно (тает)

6.Задание для красного сектора(птицы)

1.«Кто лишний?» (Воспитатель использует предметные картинки из серии “Птицы» (ворона, синица, снегирь, дятел, клёст, ласточка.)    

2.Какие птицы похожи на яблоки, и откуда они прилетают?

 (Снегири прилетают с севера)

Ребёнок в костюме снегиря читает стихотворение

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это – снегири!

3. Говорят они воришки,

Эти серые мальчишки.

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут: Чьи вы?  Чьи вы? (воробьи)

4.У какой птицы зимой появляются птенцы?

(У клеста. Зимой много семян хвойных деревьев.)

5.Хоть я не молоток-

По дереву стучу;

В нем каждый уголок  

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел)

6.Для какой птицы вешают кусочки сала? И почему?

(синице спасают от голода)

Ребёнок в костюме синички читает стихотворение

Все тропинки занесло.

Снег скрипит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей  

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...