Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста
статья по окружающему миру (младшая группа)

Исламова Татьяна Николаевна

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_rannemu_vozrastu.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Применение дидактических игр в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. 

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий человеческий фактор в экологическом воспитании. Педагог, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания, вдохновения и стимулятором творческой деятельности.  Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а так же к людям, создающим на основе её богатства материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. 
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно- природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. 
Минутки любования природой – это один из эффективных методов формирования экологической культуры.  Во время минуток любования мы просим детей соблюдать тишину, не мешать другим, разбиться на подгруппы, выбрать удобное для себя место.  Летом дети наблюдают за дождем, распусканием почек, передвижением насекомых на участках, в «Зеленой аптеке», около природных часов.  Во время минуток любования природой дети получают огромное удовольствие от общения с природой. 

Задачи экологического воспитания – это создание и реализация воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему: 

- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

- создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания.

Восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира — вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.  Дети раннего возраста склонны к разным видам предметной деятельности, прежде всего, к игровой. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.
Воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой. В своей работе я приучаю детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, формирую умение видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитываю способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами. 

В систему работы с детьми раннего возраста входят разнообразные деятельности - наблюдение, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.  Правильно организованные наблюдения позволяют активизировать исследовательскую деятельность детей, побуждают их к самостоятельному экспериментированию. 

Все перечисленное помогает мне ввести детей в мир "отраженной природы", но особую, важную роль отводятся дидактическим играм по развитию связной речи. 

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Они способствуют развитию у детей: 
внимания, логического мышления, памяти, элементов моделирования, коммуникативных навыков, культуру поведения в природе. Так, например, в своей работе с детьми раннего возраста я провожу такие дидактические игры по экологическому воспитанию, как:

1. Дидактическая игра "Природа - не природа". 

- Скажите, что нарисовано на картинке? (Дети называют) 
- Отберите картинки, на которых изображено то, что можно назвать одним словом «природа». 
- Почему вы так думаете?  Вспомним с вами одно правило: "Природа - это то, что существует без помощи человека, а "не природа" - это то, что создано руками человека". 
2. Дидактическая игра "Сравни и скажи..." 

- Я хочу предложить всем 2 картинки и попробовать ответить на вопросы в следующей игре, которая называется "Сравни и скажи..." 
- Отчего в нашем доме бывает светло? (Свет идет от лампы). А что можно сравнить с лампой? В природе? (Солнце). 

- Но солнце не только светит, оно и греет. С чем его можно сравнить? (с домашним обогревателем, плитой, батареей). 

- В природе идет дождь, а что есть в доме? (Душ, вода в трубах). 
- В природе - ветер, а что в доме? (Вентилятор, освежитель воздуха). 
- В комнате есть пол, а в природе-доме? (Под ногами земля, почва). 
- На полу лежит ковер, а на земле-почве? (растет трава). 
- В обычном доме бывают каменные, деревянные стены, а в доме - природе? (Горы и деревья). 

- У нас в обычном доме горит пламя на газовой плите, а в природе? (Огонь вырывается из вулкана, молния также может вызвать пожар). 
- В природе выпадает снег, высоко в горах на вершинах лежит снег, а у вас в обычном доме? (Человек научился «делать» снег в холодильнике). 
- В природе - дикие животные, а в обычном доме. (Домашние). 
- В природе есть дикорастущие растения, а в обычном доме? (Комнатные). 
- Почему в обоих домах часть рисунка оставили не закрашенной? (Это - воздух. Он невидим и прозрачен. В каждом доме должны быть и тепло, и свет, и растения). 
3. Игра в моделирования "А если..." (ТРИЗ) 

- А сейчас решим задачу. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? Почвы? 

- А если не будет растений? 

- Подумайте, как в природе связано друг с другом. Если не будет чего-то одного, тут же может исчезнуть другое. Природа - это и есть: растения, животные, горы, реки, воздух, земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - это вся Земля. В природе нет ничего ненужного вредного. А человек - сам часть природы. Поэтому он бережет природу, дружит с ней, считается с ее законами. Ответьте на вопрос: "А что ты сделал для природы?" 
5.Чтение стихотворения В. Орлова "Живой букварь" 

Нас в любое время года 

Учит мудрая природа: 

Птицы учат пению, 

Паучок — терпению. 

Пчелы в поле и в саду 

Обучают нас труду. 

Учит снег нас чистоте. 

Учит солнце доброте. 

У природы круглый год 

Обучаться нужно. 

Весь лесной народ 

Учит крепкой дружбе. 

Таким образом, дидактические игры обеспечивают возможность усвоения экологических представлений, пробуждает интерес к природе и развивает ценностное отношение к ней, развивает связную речь и формирует культуру поведения в природе у детей раннего возраста.

Использование дидактических игр для ознакомления детей раннего возраста с миром природы»

В. Сухомлинский сказал «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

 Очень важно начинать экологическое воспитание с раннего возраста. Актуальность  поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Экологическое воспитание детей— предполагает воспитание гуманного отношения к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс. Ребёнок с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой. Как более эффективно воспитать экологическую культуру детей? Научить правильным способам взаимодействия с растениями и животными? Малышам раннего возраста интересно все окружающее вокруг, они внимательно слушают, наблюдают, запоминают переданную информацию.
Воспитатель сам должен быть носителем экологической культуры, он должен обнаруживать ее в повседневных проявлениях, в способах общения с природой. В своей работе я приучаю детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, формирую умение видеть и понимать элементарные связи и зависимости, воспитываю способность испытывать радость созидания и осознанного взаимодействия с живыми существами. В систему работы с детьми раннего возраста входят разнообразные деятельности - наблюдение, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.  Правильно организованные наблюдения позволяют активизировать исследовательскую деятельность детей, побуждают их к самостоятельному экспериментированию. 

Все перечисленное помогает мне ввести детей в мир "отраженной природы", но особую, важную роль отводятся дидактическим играм по развитию связной речи. Дети раннего возраста склонны к разным видам предметной деятельности, прежде всего, к игровой. В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания.

Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми работаем, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности - всё это привлекает наше внимание в данном типе игр для формирования знаний о природе. Так, например, в своей работе с детьми раннего возраста я провожу дидактические игры.

Цель моей работы – использование дидактических игр для формирования экологических представлений.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

  • Формирование экологических представлений о мире животных.
  • Формировать представление о диких и домашних животных и их детенышах.
  • Формирование экологических представлений о мире растений.
  • Формирование экологических представлений о среде обитания и произрастания.
  • Воспитание любви к природе, животным и желание заботиться о них.

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.
Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Экологические игры использую, как и в НОД, так и в повседневной жизни.

Хочу рассказать о некоторых играх, которые использую в своей работе.

Игра «Что где растет?»

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания, закреплять знания детей об овощах, фруктах.

Игра «Кто где живет?»

Цель: формировать представления о диких и домашних животных. Учить объединять их в группы.

Игра «Накорми своих любимых животных»

Цель: Знакомить детей со способами питания домашних и диких животных. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать желание заботиться о животных.

Игра «Чьи детки? »
Цель: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением большого животного. 

Игра «Что изменилось? »
Цель: упражнять детей в правильном названии времени года, замечать и различать изменения в природе, воспитывать зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность и речь. 
Оборудование: Четыре картинки времени года, например, дерево весной – в цветах, летом – во фруктах, осенью – в желтых листьях, зимой – в снегу. 

Игра «Найди такой же листок»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинках в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений. Познакомить с деревьями, растущими на участке. Воспитывать внимание сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры. 

Игра в моделирования "А если..." (ТРИЗ) 

- А сейчас решим задачу. Что произойдет, если не будет воздуха? Воды? Солнца? Почвы? 

- А если не будет растений? 

- Подумайте, как в природе связано друг с другом. Если не будет чего-то одного, тут же может исчезнуть другое. Природа - это и есть: растения, животные, горы, реки, воздух, земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом - это вся Земля. В природе нет ничего ненужного вредного. А человек - сам часть природы. Поэтому он бережет природу, дружит с ней, считается с ее законами. Ответьте на вопрос: "А что ты сделал для природы?" 

Таким образом, ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений о мире природы. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности – игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые представления о природе о объектах природы.

В заключении своего выступления хотелось бы сказать:

«Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру».


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение

на тему: «Применение дидактических игр для ознакомления в работе по экологическому воспитанию детей в группах раннего возраста

Подготовила и провела:

Воспитатель : Плево Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес»

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес»...

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй группе раннего возраста

Конспект НОД по экологическому развитию Тема: «Одуванчик – солнышко на ножке»Цель: познакомить детей с цветком одуванчика, его строением и особенностями развития.Задачи:- п...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в разновозрастной группе раннего возраста по теме: «В гости к лесным обитателям».

Конспект занятия по экологическому воспитанию в разновозрастной группе раннего возраста по теме: «В гости к лесным обитателям»....