Беседа о Москве
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимошина Елена Александровна

обогатить знания детей о столице нашей Родины – Москве. Закрепить достопримечательности Москвы; чем славится город Москва.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СТОЛИЦА РОССИИ – ГОРОД МОСКВА»

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ  ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ПОДГОТОВИЛ:

Тимошина Е.А. – воспитатель 1 квал. категории

Группа № 3

2019

Беседа представлена в виде презентации.

Цель: обогатить знания детей о столице нашей Родины – Москве. Закрепить достопримечательности Москвы; чем славится город Москва.

1 слайд.  Титульный. Столица России – город Москва.

        Ребята, предлагаю вам совершить удивительное путешествие не выходя из детского сада. Сегодня мы поговорим о России и  о её  столице. Россия – очень большая страна. И городов в ней много. Ребята, какие вы знаете города? Сейчас насчитывают целых 1096 городов и у каждого города своё лицо. Своё значение. Своя история.

        Ребята, предлагаю вам первую прогулку по нашему городу – историческая прогулка.

2 слайд. Первая прогулка. Историческая.

        C чего начиналась Москва? В старинной песне были такие слова:

С мала ключика студёна потекла река,

С невелика начиналась Матушка Москва.

        Известно, что в старину  города строились  как защита от врагов на крупных реках, озерах, морских побережьях. Позже решение о строительстве города мог принять царь. Сейчас есть специальная профессия – градостроитель, ей обучают в архитектурном институте. И вы, если захотите, сможете построить свой город, когда вырастите. А пока… Можно читать книжки.

        Существует старая легенда. Жил когда-то боярин СТЕПАН ИВАНОВИЧ

КУЧКА.

        3 слайд. Владел он красивыми сёлами вдоль Москвы-реки. Поэтому и место это называлось КУЧКОВО. Сам боярин жил в хорошо укрепленной усадьбе. Жил-поживал да забот не знал.

        4 слайд. Но однажды поссорился с КНЯЗЕМ ЮРИЕМ ДОЛГОРУКИМ. 

        Надо сказать, что в те времена главными на Руси были князья. Князь – это значит главный, старейшина. Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать. Именно князь ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ основал наш город.

        5 слайд.  Изображение князя Юрия Долгорукого с войском.

        6 слайд. К тому времени как основалась Москва, Юрий Долгорукий уже основал другие города: Переславль-Залесский, Кострома, Дмитров, Перемышль, Стародуб, Звенигород.

        Юрий старался укрепить свои владения. Но ему нужен был город на Москве-реке. (Изображение города Переславль-Залесский, Перемышль)

        7 слайд.  В старинной легенде рассказывается, как ехал однажды князь Юрий Долгорукий из Киева во Владимир. Путь шёл через болото.

8 слайд. И вдруг появился посреди болота странный зверь с тремя головами и пестрой шерстью. И вдруг растаял, как будто его и не было. Сведущие люди растолковали князю это видение. Мол встанет в этих местах большой город и будет столицей царства великого. А пёстрая звериная шкура предвещает: сойдутся в этот город люди всех племён и народов.

9 слайд. Увидел князь поселение на Москве-реке: владел им боярин Кучка. Понравились князю эти земли, решил он их прибрать к своим рукам. Боярину Кучке это не понравилось. Между ними вспыхнула ссора. Боярин был убит. Так будущая Москва стала частью владений Юрия Долгорукого.

        Князя Долгорукого прозвали – ДОЛГОРУКИМ, ( рука длинная); от того, что он был главным и хотел присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко.

        

10 слайд.  Никакого Кремля тогда еще не было. Зато стоял небольшой городок на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой-рекой. Здесь жили ремесленники, купцы, крестьяне. Вокруг будущей Москвы шумел лес с разнообразной дичью. Даже Боровицкие  ворота Кремля названы так потому, что на этом месте росла сосновая роща – бор. Юрий Долгорукий очень любил охоту, и охотился в этих лесах.

11 слайд.  Великий князь Юрий Долгорукий большую часть времени проводил в Киеве – древнерусской столице. Поэтому Москву начал строить его сын – АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. В первые русская летопись упоминает о Москве в 1147 году.

12 слайд. После смерти своего отца Андрей начал приглашать на Русь искусных зодчих для строительства Москвы. Москва – еще не была столицей. Столицей был –  город ВЛАДИМИР. Строительство Москвы начиналось со строительства Кремля. Постепенно на холме возводилась трёхметровая бревенчатая стена. На стене стояли несколько сторожевых башен. Под Кремлёвскими стенами располагался рынок – торг и городская пристань. Недостатка в древесине не было: Москва была окружена густыми лесами. Рассказывали, что в 1175 году два войска, идущие воевать друг с другом, заблудились в лесах, и битва не состоялась.

13 слайд. Шло время, русские князья постоянно воевали друг с другом за право обладать Москвой. Несколько раз сражения шли в самом городе. Полыхали пожары, гибли мирные жители. Но самые страшные испытания выпали на москвичей, когда на Русь пришли монголо-татарские полчища.

В 1238 году хан БАТЫЙ  сжёг Москву дотла. Но прошло всего 10 лет, и город вновь ожил.  Москва стала центром княжества, а затем и столицей Великого Московского княжества.

Изображение Батыя.

14 слайд.  Нашествие на Русь монголо-татар.

15 слайд.  Сражение в Москве с монголо-татарами.

16 слайд.  МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ. Фотоколлаж.

17 слайд. Пожары были бедой деревянных городов. Однажды пожар возник из-за оставленной на ночь в одной из церквей свечи. И вот после большого пожара в Москве, новый московский князь – ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ решил строить Кремль из белого камня. Его добывали в селе Мячкове и по замёрзшей Москве-реке привозили в город.

18 слайд.  Портрет Дмитрия Ивановича Донского.

19 слайд. Кремль был окружён двухкилометровой каменной стеной с железными воротами, бойницами и башнями. Москву уже стали называть белокаменной.

В летописи написано: «Город Москва велик и чуден и много людей в нем». Белокаменный Кремль превратился в неприступную крепость.

Во время правления князя Донского на Москву было много набегов.  Врагам казалось, что ненавистная Москва погибла навсегда. Но прошло немного времени, и город вновь ожил. Вместо сгоревших церквей вставали каменные храмы

        20 слайд. Москва продолжала расширяться. Улицы становились длиннее. Они, как лучи расходились в разные стороны, указывая путь к русским городам. Тверская улица вела в Тверь, Малая Дмитровка – в Дмитров. Вокруг Москвы расположились сёла, принадлежавшие князьям и боярам.

Оказывается, знаменитые Лужники так называются потому, что здесь были заливные луга, где пасли скот. Отсюда и пошло название – ЛУЖНИКИ. Сейчас Лужники – это спортивный комплекс.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        21 слайд. Прошло время и другой князь ИВАН ТРЕТИЙ  решил построить другой Кремль и расширить размеры Москвы. Со временем стены из белого камня обветшали. Иван Третий решил выстроить стены заново – из кирпича.

Слово КРЕМЛЬ означает «КРЕПОСТЬ ВНУТРИ ГОРОДА». Строительство кремлёвских стен осуществляли итальянцы им помогали русские строители. Строили этот Кремль более 10 лет. И стоит этот Кремль – красавец до сих пор.

Все, кто приезжает в Москву, прежде всего, идут на Красную площадь и любуются московским Кремлём.  (ПОРТРЕТ ИВАНА ТРЕТЬЕГО)

22 слайд. Иллюстрация Кремля (современный вид)

23 слайд. Иллюстрация Белокаменной Москвы с надписью «До свидания!»

Задачи: расширить представление детей о столице нашей Родины; закрепить знание детей о достопримечательностях родного города. Воспитывать бережное отношение ко всему, что окружает детей: воспитывать любовь к родному городу.

Материалы: иллюстрации метро, Кремля и Красной площади, памятника Минину и Пожарскому, могила неизвестного солдата и вечный огонь, исторический музей, Третьяковская галерея, театр Образцова.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по нашему городу. А как называется наш город?

Москва – это главный город нашей страны, сердце России. А, как называются жители Москвы? (москвичи).

Москва – город древний и красивый. О нем сложено много песен, стихов, пословиц и поговорок.

Какие поговорки о Москве вы знаете?

«Москва – сердце России».

«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

«Москва людна и хлебна».

«В Москве калачи, как огонь горячи».

«В терему высоко, а до Москвы далеко».

Воспитатель: Ребята, а какой в Москве самый быстрый транспорт? (метро).

Метро не только быстрое, но и красивое. Послушайте стихотворение Н. Саконской «Песенка о метро».

Песенка о метро.  Есть такое чудо, О нем твердят повсюду. Придумано не худо,
Устроено хитро: Плывет и не качается,  Бежит и не кончается. Где такое чудо? На метро.

(Дети садятся на стулья, звучит музыка.)

Воспитатель: Мы приехали в самый центр Москвы и оказались у стен древнего Кремля. (Показ иллюстраций).

Как сказал поэт В. Маяковский : «Начинается земля, как известно от Кремля». Отсюда мы и начнем нашу прогулку.

(Входит девочка)

- Здравствуйте!

- Здравствуй, девочка. Откуда ты? Как тебя зовут?

-Меня зовут Мари. Я приехала в Москву из Еревана. Очень много слышала о вашем городе и хотела бы посмотреть, что-нибудь интересное, но не знаю куда пойти.

- Давайте, ребята возьмем Мари с собой в путешествие. Мы, ведь, тоже хотим посмотреть интересные места в Москве.

- Спасибо, а куда мы пойдем?

- Сейчас мы пройдем через ворота самой высокой башни Кремля. Это Троицкая башня.

(Показать иллюстрации достопримечательностей Кремля).

Мари: Я много слышала о Кремле, но не знаю, что там есть.

Воспитатель: Ребята, расскажите Мари, что находится на территории Кремля.

Дети по очереди перечисляют достопримечательности Кремля и показывают иллюстрации).

- Царь–пушка, Царь – колокол, колокольня Ивана великого, Кремлевский дворец, оружейная палата…

-Мари: А в оружейной палате только оружие хранится?

- Ребята, расскажите Мари, что есть в оружейной палате.

(Ответы детей: золотая карета, чаша Юрия Долгорукова, рыцарские доспехи, украшения …)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые башни у стен Кремля.

А какая башня самая маленькая? (Царская).

А самая главная и красивая? (Спасская).

Вот она. ( показ иллюстрации Спасской башни.) На Спасской башне мы видим огромные часы – это куранты.

«Бьют часы Кремлевской башни, Гаснут звезды, тает день. До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день».  
В. Лебедев – Кумач.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем к вечному огню.

(Показ иллюстрации Вечного огня).

Воспитатель: Мы находимся у могилы неизвестного солдата, у вечного огня.

Он горит в память о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от фашистов. Этот огонь не гаснет никогда.

Послушайте стихотворение С. Михалкова.

Над могилой, в тихом парке,  Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит. Мир солдаты защищали, Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих Память светлую о них.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем на самую главную площадь Москвы. Как она называется? (Красная). А почему её назвали Красной? ( От слова - красивая)

Посмотрите вокруг. Что находится на Красной площади? ( Ответы детей).

Посмотрите, какой красивый стоит храм Василия Блаженного. Он построен русскими мастерами по указу царя Ивана Грозного. А, что за памятник находится возле храма? (Памятник Минину и Пожарскому).

Минин и Пожарский защищали нашу землю от польских врагов.

Мари: А это что за чудный терем? (показывает на иллюстрацию исторического музея).

Дети: Это исторический музей.

Мари: А что там можно увидеть?

(Ответы детей: старинные вещи – посуда, одежда, украшения и т. д.)

Мари: А там какая – то река. Как она называется?

Дети: это Москва – река.

Мари: Ох, что- то я устала. Давайте немножко отдохнем.

Давайте немного поиграем.

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь мы продолжим свое путешествие.

Мари: А какие музеи есть в Москве?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сейчас опять спустимся в метро и поедем в Третьяковскую галерею.

(Звучит музыка, дети садятся на стулья).

Воспитатель: Вот, мы и приехали. Перед нами Третьяковская галерея.

Показ иллюстрации).

В этом красивом доме жил Павел Третьяков. У него была огромная коллекция картин русских художников. Все эти картины вместе с домом он подарил Москве, чтобы все люди могли любоваться этими произведениями. Давайте и мы посмотрим на картины.

(Дети рассматривают репродукции)

Воспитатель: А теперь я предлагаю пройтись по улицам Москвы.

Воспитатель: Посмотрите, какое интересное здание. Это кукольный театр имени

С.В. Образцова. В этом театре есть даже музей кукол.

Мари: А какие еще театры есть в Москве?

(ответы детей)

Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по Москве.

Мари: Спасибо вам за интересную прогулку, мне пора уезжать.

Воспитатель: А нам пора возвращаться домой. Давайте опять сядем в метро и поедем домой.

(На мольберт выставляются фотографии детского сада.)

Воспитатель: Вот мы и приехали в свой детский сад «Надежда». Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?

(Звучит песня «Москва» в исполнении Газманова. Дети под марш выходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...

цикл "Беседы о Москве"

Предложеный материал поможет воспитателю работать с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация".В процессе проведения бесед происходит интеграция  и других образ...

Беседа на тему: « Вредные привычки», в старшей группе №9, ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение 1. Подготовила и провела: Суздальцева Е. Л. Г. Москва 2013 г.

В нашей группе в свободное от занятий время,  была проведена беседа на тему: « Вредные привычки»....

Беседа "Москва"

«Москва – главный город нашей Родины». НОД детей старшего дошкольного возраста...

Беседа "75 лет Битвы за Москву"

Беседа с детьми подготовительной группы...

Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».

Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины» (Подготовительная группа)

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины»(Подготовительная группа)Цель: дать представле...