Тема совместной деятельности Человек красен трудом
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Познакомить детей с профессиями людей сельской местности: землепашец, доярка, птичница, тракторист, продавец сельского магазина. Приобщать дошкольников к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнерские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_profesii_nashih_roditeley.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Человек красен трудом

Программное содержание: Познакомить детей с профессиями людей сельской местности: землепашец, доярка, птичница, тракторист, продавец сельского магазина. Приобщать дошкольников к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Развивать у детей чувство любознательности, зрительное и слуховое внимание. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать уважение к человеку труда, культуру поведения и партнерские взаимоотношения.

Материал: кукла Незнайка, деревянный оберег Дид, тряпичные куклы — спорынья, прокуда. Макет русской избы, скамейки. Клубок шерсти. Картины с изображением людей сельских профессий: доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина. Куклы, одетые в национальные костюмы Воронежской области: дедушка, бабушка и девочка Аленушка.

Ход занятия

Раздается стук в дверь и заходит Незнайка с клубочком. Он приветствует детей и задает вопрос:

- Вы догадались, куда я вас сегодня хочу пригласить? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Незнайка приглашает их отправиться в прошлое, к нашим предкам)

Незнайка вместе с детьми берется за клубок, и они оправляются в русскую избу.

Воспитатель обращает внимание на вырубленную фигурку пожилого человека возле избы:

- Посмотрите на эту фигурку, кого она вам напоминает? (дедушку)

- Это Дид, так называется деревянная фигурка. Раньше возле каждого дома устанавливали такую фигурку, и считалось, что она оберегает семью, которая живет в этом доме. И еще раз напоминает нам, что главный в доме ... кто? (самый старший мужчина в доме)

- Давайте зайдем в дом, поздороваемся и поклонимся хозяевам этого дома.

- Как вы думаете, зачем это надо делать? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так желали здоровья и выражали свое уважение тем, к кому пришли в гости)

- В доме хозяева встречают дорогих гостей хлебом с солью (куклы одетые в национальные костюмы) — дедушка, бабушка, внучка Аленушка.

- Такой обычай на Руси - встречать дорогих гостей с хлебом и солью. Это значит — мы рады вам и поделимся с вами самым дорогим. А хлеб на Руси наши предки почитали более всего. И пословицы об этом говорят: «Хлеб всему голова!», «С хлебом быть - знать, не тужить!», «Если голова на плечах, значит и хлеб будет в печах!»

Хозяева приветствуют гостей, знакомятся:

- Меня зовут Иван Сергеевич.

- Меня зовут Марфа Петровна.

- Меня зовут Аленушка.

Хозяева рады гостям и приглашают их присесть на скамейки.

Воспитатель начинает свой рассказ:

- Наши бабушки и дедушки жили вот в таких маленьких домах. В семье самый главный был ...кто? (самый старший мужчина)

- Кто же в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич)

- Кого можно назвать хозяйкой этого дома? (Марфу Петровну)

- Почему? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Марфа Петровна готовит обед, убирает, стирает, встречает всех гостей, кормит их и т.д.)

Воспитатель показывает детям тряпичную куклу в платочке и фартуке.

- Кого вам напоминает эта тряпичная кукла и почему? (хозяйку этого дома, потому что она тоже в платке и фартуке)

- Вы совершенно правы. Она очень похожа на хозяйку дома и называют эту тряпичную куклу спорыньей. А называют ее так, потому что у хозяйки все в руках должно спориться, т.е. она должна делать все быстро и хорошо.

- Как вы думаете, почему хозяйка должна была быстро все делать по дому? (ответы детей обсуждаются)

- Какую работу выполняла хозяйка по дому? (готовила обед, стирала белье, кормила малых детей, шила одежду, вязала разные вещи и т.д.)

- Раньше в каждой семье была такая тряпичная кукла спорынья, которая не только оберегала свою хозяйку, но и напоминала ей, что пора браться за работу.

- Кем приходится Аленушка нашим Ивану Сергеевичу и Марфе Петровне? (внучкой)

- Вся работа по дому выполнялась всеми членами семьи. Каждый выполнял свою работу. Как вы думаете, какую работу по дому могла выполнять внучка Аленушка? (ответы детей обсуждаются)

- Ребята, в каждой семье была и такая тряпичная кукла, а звали ее прокуда. Эту куклу родители давали детям, чтобы она их оберегала и напоминала, что проказничать — это плохо.

- Вы догадались, почему эту куклу назвали прокуда?

- Почему мы не видим в доме мамы и папы Аленушки? Как вы думаете, где они могут сейчас быть? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что родители Аленушки на работе)

- Бабушка, дедушка, Аленушка и ее родители живут в доме, который называется изба.

- Где могли строить такие избы - в городе или деревне? (в деревне)

- Если бы Аленушка со своей семьей жила в городе, то где могли бы работать ее мама и папа? (ответы детей обсуждаются)

- В деревне нет заводов, банков, фабрик.

- Где могли бы работать мама и папа Аленушки в деревне? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель показывает детям картины, на которых изображены доярка, птичница, тракторист, землепашец, продавец сельского магазина.

Проводится дидактическая игра «Кем я могу быть, если буду жить в деревне?»

Дети выбирают себе профессию и рассказывают о ней по образцу воспитателя:

«Если я буду жить в деревне, то я буду землепашцем. Землепашец пашет землю. Он готовит землю к посадке зерна. Надо пахать землю хорошо. Если земля будет вспахана хорошо, будет и хороший урожай зерна».

«Если я буду жить в деревне, я буду дояркой. Доярка доит коров. Коровы дают нам молоко. Из молока можно сделать кефир, йогурт, сметану, творог. Взрослые и дети очень любят молоко и творожные сырки» и т.д.

- На Руси всегда уважали человека, если он хорошо трудился. Все в семье старались трудиться хорошо. Учили трудиться младших, с уважением всегда относились к старшим, помогали им. В каждой семье за этим следил, как вы думаете ...кто? (самый старший мужчина в семье)

В конце занятия проводится дидактическая игра «Какие мои обязанности по дому?»

Дети в произвольной форме рассказывают своим сверстникам и Незнайке о своих обязанностях по дому.

«Меня зовут Максим. Я живу с мамой, папой и старшей сестренкой Мариной. Мои мама и папа работают на механическом заводе. Сестра Марина ходит в школу. Я люблю помогать по дому моей старшей сестре Марине. Я помогаю протирать пыль на комоде и столе. Помогаю поливать цветы на подоконнике» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ННОД "Человек красен трудом"

Образовательная деятельность в подготовительнй группе. "Человек красен трудом"...

Консультация для родителей на тему "Совместный труд детей и взрослых в семье"

В консультации раскрывается воспитательный смысл включения детей в труд вместе со взрослыми, говорится об основном условии совместного труда детей и взрослых - содержание труда должно соответсвовать и...

Беседа с родителями на тему: «Совместный труд ребенка и взрослого»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его ...

Консультация для родителей на тему: "Совместный труд ребенка и взрослого"

Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом...

ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Человек красен трудом»

Познакомить детей с профессиями людей сельской местности....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Долг платежом красен»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Долг платежом красен»ЦЕЛЬ: Формировать доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга. Учить детей анализироват...