Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность "Огонь – друг, огонь – враг".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: формирование навыков безопасного обращения с огнём через поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pozhar.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 г.Задонска

Конспект ООД в старшей группе по формированию ОБЖ

через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность

Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»

        

Цель: формирование навыков безопасного обращения с огнём.

Задачи: - познакомить с полезными и опасными свойствами огня;

              - расширять и углублять знания о работе пожарных;

              - воспитывать у детей чувство ответственности при обращении с          огнём.

Приоритетно-образовательная деятельность: социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: дети знают номер телефона пожарной службы, имеют представление об экипировке пожарных, у детей имеется потребность быть дисциплинированными и осторожными при обращении с огнём.

Целевые ориентиры: ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Материалы и оборудование: 2 коробки (красная и синяя) по 5 картинок в каждой (огонь-друг, огонь-враг), 2 магнитных доски, 2 смайлика (весёлый и грустный), проектор, мультфильм «Правила поведения детей при пожаре», телефон стационарный и мобильный, 2 комплекта цифр от 0 до 10, пожарная машина, огонь из картона, костюм пожарного, пожарный рукав, гвоздодёр, топор, огнетушитель, рация в коробке, фен, покрывало, макет автозаправочной станции, свеча, спички, песок.

Предварительная работа: Беседы, разучивание физкультминутки, работа с дидактическим материалом на тему пожарной безопасности, чтение стихотворений, составление и разгадывание загадок по теме.

Ход ООД:

  1. Вводная часть

Организационный момент, приветствие.

Психогимнастика.

В: Чтобы было веселей, чтобы было всем светлей, вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Сюрпризный момент.

2 коробочки с картинками по 5 в каждой ( огонь-друг, огонь-враг).

В: Ребята, нам пришли 2 посылки, от кого же они  как вы думаете? (варианты ответов детей).

-Здесь ещё какое-то письмо. Прочитаем. Здесь  лишь сказано, что  вы узнаете от кого посылки, если справитесь со всеми заданиями сегодня. Вы хотите узнать, что в этих коробочках? Как вы думаете, для кого красная коробочка?

Д: Для девочек.

В: А синяя?

Д: Для мальчиков.

Девочкам даётся  красная коробочка, мальчикам – синяя ( в красной коробке картинки, где изображен огонь-друг, в синей – огонь-враг).

  1. Основная часть.
  1. Беседа по картинкам.

В:  Открываем коробочки и каждый из вас берёт себе по 1 картинке. Что мы видим? (Огонь).

- Когда огонь может быть полезен людям? Когда огонь нам друг? (наводящие вопросы, если не отвечают).

1. Огонь может освещать, если нет электрического освещения. Можно зажечь свечу. Электричеством люди стали пользоваться не так давно. А раньше свет давали свечи, факелы.

2. Огонь кормит. Чтобы приготовить пищу мы зажигаем огонь на газовой плите. А вдали от дома, в лесу, например, можно приготовить пищу на костре.

3. Огонь согревает. Что согревает нас в квартирах и здесь, в детском саду? Тёплые батареи. Но, раньше люди обогревались с помощью печек: в них горели дрова и уголь, а от огня шло тепло.

В: Когда огонь может принести вред?  Когда огонь нам враг?

Д: Когда случаются пожары. А почему случаются пожары?

(Из-за игр со спичками или зажигалками, оставленных включенными электроприборов, не затушенных костров).

  1. В: Давайте на доску слева  мы прикрепим картинки, где огонь нам друг, а на другую – где огонь нам враг ( дети прикрепляют картинки и добавляют весёлый и грустный смайлики).
  2. Беседа по пословицам.

В: Ребята, а вы знаете пословицы, в которых говорится об огне? Послушайте, как говорится в пословицах «Не шути огнём, обожжёшься». Как вы понимаете эту пословицу?

 «Воры обкрадут , стены останутся, а огонь в разор разорит» (дети объясняют значение пословицы).

 Просмотр мультфильма «Правила поведения детей при пожаре»

 ( с момента, когда вдруг загораются сушившиеся над плитой вещи, задымление, паника у жильцов квартиры: что же делать?)

В: Давайте посмотрим мультфильм (проходят, садятся на палас).

  1. Беседа по содержанию мультфильма.

В: Ребята, какая беда произошла? Почему? Можно ли сушить вещи прямо над газовой плитой? Какой мы можем сделать вывод?

  1. Обыгрывание ситуации «Вызови пожарных».

В: Ребята, что же делать? Правильно, вызвать пожарных. По какому номеру нужно звонить?

Д: «01».

В: Ваня, найди цифры из которых состоит номер, по которому мы будем вызывать пожарных (на магнитной доске в 2 ряда цифры от 0 до 10) и выложи его на доске.

-Как вы думаете, ребята, почему пожарных вызывают по номеру «01»? Оказывается, этот номер самый простой и короткий, его легко запомнить. Вызываем пожарных? Ваня, вот телефон, набираем «01» (ребенок звонит по стационарному телефону и вдруг, телефон сломался, рядом лежит мобильный телефон).

В: Что же мы будем делать? Набирать номер «112». А что это за номер?

Д: Это единый номер службы спасения.

В: Варя, выложи на доске номер «112». Набираем в телефоне «112». Что мы должны будем сказать?

Д: Что случился пожар, назвать свои фамилию, имя и точный адрес, где случился пожар.

  1. Обыгрывание ситуации тушения пожара с помощью пожарной машины.

В: А вот и пожарная машина спешит к нам. Давайте рассмотрим её внимательно. Ребята, какого она цвета?

Д: Красного.

В: Почему именно красного?

Д: Заметная. Красный цвет обозначает «Обрати внимание!», «Опасность!» В: У машины есть лестница. Для чего она нужна? Давайте попробуем её поднять. Вот так. Давайте посмотрим, насколько она длинная (поднимаем), вдруг пожар будет на самом верхнем этаже (выдвигают). Выдвигаем. Очень высоко выдвигается. Уберём её пока (сдвигают). А это что? ( показываю на проблесковые маячки).

Д: Это проблесковый маячок.

В: Зачем они нужны?

Д:  Все машины должны очень хорошо видеть пожарную машину, чтобы её пропускать. Она же всегда спешит помочь людям.

В: Пожарную машину все должны видеть (включаю проблесковые маячки) и … слышать(включаю звук сирены).

Чем пожарные тушат огонь?

Д: Водой или пеной.

 В: Любой пожарной машине нужна вода, чтобы тушить пожар. Она находится здесь. Машина может ехать на пожар, а когда она приедет, мы вытащим опоры. Как вы думаете, зачем они нужны?

Д: Чтобы машина стояла устойчиво ( выдвинули опоры, попробовали что не катится).

В: Чтобы тушить пожар, надо размотать шланг – пожарный рукав ( разматывают), подсоединить конец шланга к насосу (подсоединяют), выдвинем пожарную лестницу (выдвигают), установим шланг на самом верху лестницы (устанавливают), повернём лестницу в сторону пожара (поворачивают) и начнём тушить пожар. Готовы?  Кто хочет побыть сегодня пожарным?

(Направляем воду на огонь из картона) Всё работает.

  1. Физкультминутка

Мы стояли, мы устали,

На вопросы отвечали,

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши.

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись.

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

  1. Беседа о профессии пожарного, изучение его костюма.

В: Ребята, вот мы рассмотрели  с вами как работает пожарная машина. А кто же управляет этой машиной и  борется с огнём, взбираясь по высокой лестнице.

Д: Пожарный.

В: А как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Д: Храбрым, сильным, смелым, хорошо подготовленным, быстрым.

В: Именно, быстрым. Сейчас мы и проверим кто из вас самый быстрый. (вынимаю костюм и экипировку пожарного: плащ, шапка, рукав пожарный, гвоздодёр, топор, огнетушитель, рация). Что же это, ребята? (кто первый ответит, что это костюм пожарного, тому будут одевать в его, а остальные  помогают). Вот так выглядит пожарный. Ребята, как вы думаете, зачем пожарному рация, гвоздодёр, топор, огнетушитель? (ответы детей).

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по… ( «01»).

У пожарных не напрасно цвет машины ярко… (красный).

Вдоль по улице, как птица,

На пожар машина …(мчится).

Чтоб огонь нам одолеть,

Нужно вовремя …(успеть).

При пожаре не зевай,

Огонь водою …(заливай).

На пожаре ждёт беда,

Если кончилась… (вода).

Знать обязан каждый житель,

Где висит …(огнетушитель).

  1. Проблемный вопрос.

В: Ребята, представьте себе, что случился пожар, а воды нет. Что делать? Чем же тогда тушить его? (ответы детей)

 Чем ещё можно тушить пожар, кроме воды? Что делать пожарному, если вдруг закончилась вода?

Д: Песок, плотная ткань, одеяло, покрывало.

В: В каких случаях нельзя тушить пожар водой?

Д: Когда загорелись электроприборы (телевизор, фен, утюг, пылесос…).

В: Их мы чем тушить будем пока пожарные едут?

Д: Накрыв плотным одеялом, покрывалом, но, ни в коем случае не заливая водой.

В: Что происходит с огнём под плотным покрывалом?  

Д: Он потух, погас.

В: Почему? Я подскажу? Без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха прекращается, огонь погасает. (лежит фен, воспитатель накрывает его покрывалом, обговаривает свои действия).

  1.  Проблемная ситуация : « Горит автозаправка, а пожарные ещё не приехали, что же делать?» 

В: Ребята, внимание! Я зажигаю спичку. А вам можно зажигать спички?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Спички можно зажигать только взрослым.

В: (зажигает спичку и зажигает ею свечу на макете) Ребята, посмотрите – огонь на автозаправочной станции! Горит заправка, а пожарные ещё не приехали, что же делать?

Д: Ответы.

В: На всех автозаправочных станциях есть красные ящики с песком, на них  написано «Песок». Если случился пожар на автозаправочной станции, его нужно тушить песком. Попробуем потушить пламя с помощью песка? (маленькая заправка, рядом свечка декоративная горит, машины стоят; пожарный щит с вёдрами-конусами, лопатой и ящиками с песком. Набираем в ведра-конусы песок и тушим огонь).  Потушили.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  1. В: Ребята, как вы думаете, мы справились сегодня со всеми заданиями?

Д: Да!

В: Теперь вы догадались, кто же прислал нам посылку?

Д: Пожарные!

В: Правильно, ребята, посылки нам прислали сами пожарные.

Что нового вы сегодня узнали?  (обратить внимание на смайлики)( огонь – друг, огонь – враг)

Когда огонь нам друг, а когда враг?

Мы можем прожить без огня?

Чтобы не случилось беды, что нужно делать? (Быть осторожными с огнём, внимательными, помнить об опасности, соблюдать правила)

Кто тушит пожары?

По какому номеру вызывают пожарных?

  1. Перспектива.

В: Ребята, скажем «Спасибо» пожарным, а в следующий раз давайте отправимся прямо на пожарную станцию и посмотрим где и как пожарные  ожидают вызов, где стоят пожарные машины, как пожарные готовятся к выезду на пожар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования"

Доклад на тему :"Основы безопасного поведения через метод моделирования" Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Проблема безо...

Выступление на педагогическом совете "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

В данном материале представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Презентация "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

Компьютерная презентация опыта работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Презентация "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

Презентация опыта работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведениячерез метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельностьТема: «Огонь – друг, огонь – враг»Це...

использование инновационных форм и методов в работе с детьми средней группы по формированию основ безопасного поведения

консультация по формированию основ безопасного поведения детей средней группы...