Методическая разработка для детей старшей группы занятия по познавательному развитию летняя прогулка в детском саду на тему «Наблюдаем за насекомыми»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Трофимова Екатерина Сергеевна

Цель - познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми,их образом жизни,условиями для жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_nasekomymi.docx535.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей старшей группы занятия по познавательному развитию летняя прогулка в детском саду на тему «Наблюдаем за насекомыми»

Цель - познакомить с наиболее часто встречающимися насекомыми,их образом жизни,условиями для жизни.

Ход прогулки

Наблюдение

Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся.

С детьми стоит понаблюдать, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов. Спросить, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?

Художественное слово

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Если муха прилетит —

Паутина задрожит,

И охотник из засады

За добычей прибежит...

Е. Стюарт

 

Божья коровка, улети на небо,

Там твои детки кушают конфетки,

Всем по одной, а тебе ни одной.

(Русская народная потешка)

 

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Ребята наши — муравьята,

Вся жизнь их связана с трудом.

Л. Гулыга

 

Пчела — не кит,

Она — мала,

Но велики

Ее дела.

С. Баруздин

 

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Ж. Давитьянц

Скороговорка

 

У осы – не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Золотистый, как из бронзы,                      

Жук кружится возле розы.                      

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!                          

Очень с розами дружу!»                            

Загадки

Два рога, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит — так воет,

Сядет — землю роет.    (Жук)

 

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.    (Бабочка)

 

Дом стоит под старой елкой,

В нем живет моя семья.

Я несу туда иголки.

Угадайте, кто же я?     (Муравей)

Над нами —

Вверх ногами.

Ходят —

Не страшатся,

Никого не боятся.     (Мухи)

 

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет.    (Жук)

 

Не по рыбам,

А сети расставляет.    (Паук)

 

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.     (Муха)

 

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот,

Как пчела.

Вот только меду не дает,

Как пчела.    (Оса)

В. Викторов

 

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно —

Лишь под ногами посмотри.

Назови меня скорей —

Я рабочий... (муравей).

Н. Шевляков

 

Прыгает пружинка —

Зеленая спинка.     (Кузнечик)

 

Я на спинке лежу,

Лапки ножницами

Скрещу.    (Жук)

 

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.    (Жук)

 

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.    (Бабочка)

 

Кто одежды не шьет,

А ткань ткет?    (Паук)

 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.    (Стрекоза)

 

Не зверь, не птица,

А нос как спица,

Летит — кричит,

Сядет — молчит.

Кто его убьет,

Свою кровь прольет.    (Комар)

 

В лесу у пня

Суетня, беготня —

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.    (Муравейник)

 

На ромашку у ворот

Опустился вертолет —

Золотистые глаза.

Кто же это?    (Стрекоза)

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.     (Бабочки)

В. Орлов

 

Без рук, без ног,

На брюхе ползает.    (Червяк)

 Физкульминутка "Бабочка"

Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считаем пальчиком) 
– Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши) 
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте) 
За день, за два и за месяц... (шагаем на месте) 
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками) 
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)

Дидактические игры

"Угадай, кто?"

Цель -подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает нектар (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

"Четвёртый лишний"

Цель - закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

1) Заяц, еж, лиса, шмель;

2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) Таракан, муха, пчела, майский жук;

8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) Лягушка, комар, жук, бабочка;

10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

 «Построй муравейник» — построить из травинок муравейник.

 Пальчиковая гимнастика "Жук", "Комар".

Жук

Я веселый майский жук.

(сжать кулачок)

Знаю все сады вокруг.

(указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу,

(развести в стороны — «усы»)

А зовут меня Жу-Жу.

(шевелить пальцами-усами)

Комар

Летит муха вокруг уха: жжж

(водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

(водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб — оп!

(пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его — хлоп!

(ладошкой дотрагиваемся до лба)

И к уху: зззз

(зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Труд построить муравейник и  физические упражнения  ползание по бревну.

Подвижные игры

«Медведь и пчелы».

Цель - развивать умение бегать в разных направлениях, издавая звук (жужжание пчелы)

Ход игры. Медведь спит до сигнала ведущего, а пчелы - летают и жужжат показывая хоботок.

«Жуки».

Цель — научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление.

Ход игры. По сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную. По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" на тему "Любопытные козлики"

Любопытные козлики.Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животным – козой.Образовательная задача: познакомить и расширить ...

Методическая разработка для детей старшей группы детского сада "Секрет Дружбы"

Расширять представления детей о нормах поведения, побуждать их к положительным поступкам. Продолжать развивать культуру общения со сверстниками....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ) НА ТЕМУ: «Наши любимые игрушки»

Пояснительная записка Предварительная работа Детям заранее дать задание домой рассмотреть подробно свою любимую игрушку, чтобы рассказать о ней . Заранее оговаривается с родителями организация вы...

Методическая разработка по окружающему миру. Конспект занятия по познавательному развитию (1-я младшая группа, 2-3 года)

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кудесница»  компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга Методическая раз...

Методическая разработка для детей средней группы занятие по познавательному развитию (Петербурговедению) «Улицы нашего города Санкт -Петербурга».

Цель: Закреплять знания детей о городе в котором они живут ,о том ,что такое улица, знание своего адреса и адреса детского сада; закрепить  знание о зданиях и постройках, которые находятся на ули...

Конспект летней прогулки в детском саду на тему «Наблюдаем за небом и облаками»

Цель — разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков....