Экологический проект «Дикие животные Донского края»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
Подготовительная группа
Автор: Омельянчук Е.Е воспитатель высшей категории
«Дикие животные Донского края»
с. Новотроицкое Азовский район Ростовская область
2017год
1. Введение
Прекрасна жизнь в донских краях,
В придонье, на лугах, степях...
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут,
Без страха по воде плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Реки, луга, степи с разнообразием растений и животных – богатство нашего Донского края. Его надо беречь. О родной природе, о ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных , необходимо с ранних лет внушать, ребёнку, что любить природу - значит творить добро. В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них
Цель: Познакомить детей с разнообразным и удивительным миром диких животных Ростовской области.
Задачи:
1. Изучить многообразие диких животных донского края: среда обитания, существенные и отличительные признаки животных, их повадки, разнообразие окраски.
2. Познакомить детей с охранной деятельностью, проводимой в Ростовской области. «Красная книга диких животных Ростовской области».
3. Развивать познавательный интерес, любознательность и наблюдательность. Формировать у детей умение социальной, практической деятельности.
4. Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к представителям животного мира, интерес, желание больше узнать о диких животных Ростовской области
• Актуальность: Богат и разнообразен животный мир Ростовской области. Долг каждого человека – бережно относиться к природе родного края Изменения, происходящие в природе, связанные с деятельностью человека, привели к исчезновению или сокращению численности животного мира Ростовской области. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения
• Значимость: Вовлечение детей в организацию и реализацию проекта «Дикие животные Донского края», позволит дошкольникам увидеть возможность участия человека в рациональном использовании природных биоресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям; научит детей добывать знания путем самостоятельной деятельности: просмотр теле и видео передач, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение статей в энциклопедиях…Участие агитбригады подготовительной группы в проекте , включая участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, в работе по пропаганде экологических знаний у младших дошкольников, что является уникальной возможностью для детей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
• Новизна: Экологического проекта « Дикие животные Донского края» заключается в создании агитбригады «Эколята» обеспечивающей эффективность воспитательного процесса, и личностную включенность детей в событийную жизнь, создание лэпбука, детских презентаций
• Методы: Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям, включать в него различные методики и технологии.
• Формы:
-региональный компонент
-научность и доступность понятий
- интеграция
• Технологии: проектная технология, в основе которой, лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
• Результаты: Итогом проекта «Дикие животные Донского края» стало проведение викторины «Знатоки природы», а также создание агитбригады «Эколята», лэпбук «Дикие животные Донского края»
• Длительность проекта: с 03. 04. 2017 – 14. 04. 2017г.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Выделение проблемы: недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов, степей, водоёмов.
Планирование проекта:
1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.
2. Совместно с детьми определение цели проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.
4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.
5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, родителями детей по теме проекта.
6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.
7.Деление детей на группы для изучения групп диких животных, обитающих в Ростовской области
1-я группа – «Исследователи».
«Исследователи» собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесённых в Красную книгу, используя метод изучения теоретических источников: сбор информации из книг, журналов, энциклопедий, Интернет ресурсов.
2-я группа – «Экологи».
«Экологи»
«Экологи» , используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе, мини –проекты о животных.
3-я группа - «Художники».
«Художники» создают экологические знаки в поддержку животных, экологические газеты.
II этап – основной
1. Экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников
2. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
3. Создание Красной книги диких животных родного края.
4. Беседа «Животные родного края».
5. НОД на тему «Дикие животные Донского края».
6.Чтение художественной и познавательной литературы»: «Заячьи носогрейки» Н. Сладков , «Поющий еж» Н. Сладков , «Проснулись ящерицы и змеи» Г. Скребицкий , «Кузнечик – невидимка» Г. Ганейзер , «Заяц» И. Соколов – Микитов , В. Танасийчук «Слепые землекопы» (Экология в картинках)
7. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании лэпбука, стенгазет.
8. Рисование «Животные нашего края».
9. Лепка «Лесные жители».
10. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Пустое место» , «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».
Дидактические игры: «Угадай по описанию»,«Охотник», «Четвертый лишний».
11.Просмотр детских презентаций: «Дикие животные донских степей»; «Красная книга Ростовской области».
III этап – заключительный
-Экологическая викторина «Знатоки природы».
-Презентация проекта.
-Совместный анализ проведенной деятельности.
-Обсуждение результата, действий каждого.
План действий по реализации проекта
1 Пополнение в группах экологической развивающей среды в детском саду .
2. Конкурс детских рисунков «Мой край».
3. Викторина с детьми «Знаем ли мы животных нашего края?
4. Презентация стенгазет «Мы голосуем за….!»
5. Экологическая акция «Каждой птичке по домику». Изготовление скворечников .
6. Театрализованное экологическое представление «День Земли».
7. Изучение природы родного края на занятиях , через наблюдения на прогулках.
8. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
9.Экологическая викторина «Знатоки природы»
10.Экскурсия «Как красива родная Земля»
11.Выступление агитбригады «Эколята»
12.Просмотр научно – познавательных фильмов для детей «Как лиса охотится на мышь», «Заяц – русак», «Лягушка», «Серый волк». Источник - интернет
Формы и методы работы с родителями :
1. Провести консультации для родителей.
2. Каждой семье дать задание для изучения обитателей донских степей, сбора информации.
3. Рекомендовать родителям провести экскурсию в краеведческий музей города Азова и города Ростова-на-Дону, посетить Ростовский зоопарк
4.Викторина; 5. Выставка рисунков 6. Участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках 7. Фотовыставки 8. Изготовление экологической газеты;
Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности:
Познавательная: цикл интегрированных , тематических занятий; рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, работа с энциклопедической литературой; целевые тематические прогулки, экскурсии по родному селу; выставки работ детей; составление кроссвордов, ребусов, экологические конкурсы, акции, конкурсы и викторины;
Продуктивная: кружок «Мой край», художественно-творческий кружок «Оригами», изготовление макетов, схем-карт, коллажей , экологические знаки, лэпбуки.
Игровая: квест-игра; игры-путешествия; подвижные игры; сюжетно -ролевые игры; экологические дидактические игры.
Художественно-речевая: выступление агитбригады «Эколята», праздники , игры – развлечения, литературные и тематические вечера, театрализованные представления, инсценировки.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
-Дети знают, что живая природа донской степи многообразна. Они узнают и называют животных, обитающих в донских степях, овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
-проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
-возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
-обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Вывод. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности... Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках,. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении. Работа над проектом позволила показать детям важность сохранения хрупкого мира природы донских степей , сформировала целостное представление о природе своей малой Родины, научила объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, делать оценку влиянию и деятельности человека на природу, приобщила детей к проблеме охранных мероприятий, по сохранению и приумножению численности диких животных, обитающих в донском крае.
Мы, дети, будущее Дона,
Земли любимой сохраним дары.
Освободим от грязи рек затоны,
Посадим лес и вырастим цветы.
Мы возродим природный мир, покой,
Прекрасный и богатый край Донской!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».Вид проекта: информационно - познавательный .Продолжительность: краткосрочный.Участники: воспитатели, воспитанники, родители.О...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-695359-1447177241.jpg)
Красная книга Ростовской области.Животные Донского края.
Цель:Формировать у детей ответственное доброе отношение к родной природе.Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Познакомить детей с Красной книг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410140-1393154367.jpg)
Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные Донского края»
Формирование у дошкольников познавательных интересов в разных видах деятельности с учетом регионального компонента...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/05/picture-1041052-1533499865.png)
Экологический проект "Дикие животные родного края"
Экологический проект "Дикие животные родного края"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1195912-1575469688.jpg)
Экологический проект "Дикие животные Красноярского края".
Проект "Дикие животные Красноярского края"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/18/picture-1153087-1563449490.jpg)
Интерактивная игра "Дикие животные Донского края"
Интерактивная игра "Дикие животные Донского края"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/18/picture-1153087-1563449490.jpg)
Интерактивная стена "Дикие животные Донского края"
Интерактивная стена "Дикие животные Донского края" (Образовательные области "Речевое развитие", "Познавательное развитие")...