Проект "Комнатные растения"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Мазеина Г.А. Киселева Л.М.

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_komnatnye_rasteniya.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №181 «Золотая рыбка» комбинированного вида города Кемерово»

Комнатные растения

(проект)

                                                                                                  Исполнитель:

                                                                                                  Мазеина Галина Александровна,

                                                                                                  воспитатель МБДОУ Детский

                                                                                                  сад №181

Кемерово 2021

                                 Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

План мероприятий по реализации проекта………………………………

6

Ожидаемый результат проекта………………………………………….

9

Список литературы ……………………………………………………….

10

Приложения ………………………………………………………………

11

Введение

Актуальность проекта.

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.

Комнатные растения дезинфицируют воздух, делают его чище и здоровее. Растения способны очищать воздух в помещениях от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями и моющими средствами.

Большую часть года дошкольники проводят  в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную.      Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, развить интерес к окружающему миру, значительно увеличить уровень трудовых умений и навыков.

Цель: формирование знаний детей о комнатных растениях, развитие навыков ухода за комнатными растениями.

Задачи:

- Расширять  знания детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

-  Продолжать   знакомить    детей  со строением растений.

- Продолжать формировать умение договариваться между собой о распределении работы в подгруппах

- Закреплять умение выполнять работу последовательно, аккуратно.

- Развивать навыки ухода за комнатными растениями.

- Развивать   познавательный  интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать,  анализировать, делать выводы).

- Воспитывать интерес   к  труду   взрослых   по уходу    за растениями, желание   самим    оказать      посильную   помощь, бережное отношение и любовь к растениям, умение заботиться о них.

Участники проекта:

- дети старшей группы,

- воспитатель,

- родители.

Время проведения проекта  сентябрь 2013г. – февраль 2014г. (долгосрочный)

Тип проекта – исследовательский, познавательно-творческий.

Теоретическая значимость:  

формирование углублённых знаний детей о жизни  и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

  • расширение зелёного уголка в группе детского сада;
  • составление картотеки комнатных растений в детском саду;
  • составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
  • создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки  с описательными рассказами, составленными совместно со взрослыми).

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые  результаты

  • сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • повысилась активность участия родителей  в педагогическом процессе группы.

Методологическую основу  исследования составили теории познания и положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др.), психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др.), общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др.

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев и будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный этап с 09.09.2013 г. по 16.09.2013 г.
  2. Практический этап с 17.09.2013 г. по 10.02.2014 г.
  3. Обобщающий этап с 11.02.2014 г. по 17.02.2014г.

I этап предварительный

Задачи:

  1. Разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?» (Приложение 1)
  3. Разработать план работы с детьми по формированию трудовых знаний и представлений о комнатных растениях;
  4. Составить картотеку комнатных растений в детском саду. (Приложение 2)
  5. Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта. (Приложение 3)

II этап практический

Задачи:

  1. Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию трудовых знаний и представлений о комнатных растениях;
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  3. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);
  4. Организовать совместно с родителями и детьми выставку «Цветы своими руками».

III этап обобщающий

Задачи:

  1. Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  2. Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
  3. Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
  4. Подготовить материал в рамках обмена опытом с педагогами.

Схема реализации проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Социализация

  • Сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин»;
  • дидактические игры «Что растениям необходимо для роста?», «Угадай по описанию», «Найди растение по описанию», «Найди и опиши» и т. д.;
  • пальчиковые игры «Красные  цветы», «Посадим цветы», «Цветок». (Приложение 3)
  • Беседы с детьми «Растения, живущие с нами рядом», «Как влияет окружающая среда на состояние растений»
  • Консультация для родителей «О пользе комнатных растений».

Коммуникация

  • Составление рассказов совместно  с родителями о своём комнатном цветке;
  •  заучивание стихотворения «Бальзамин»;
  •  отгадывание загадок  о комнатных растениях;
  •  подбор пословиц и поговорок по теме «Комнатные растения»;
  •  дидактические игры «Отгадай по загадке», «Опиши цветок», «Продай то, что назову», «Я садовником родился». (Приложение 3)

Познание

  • Беседа на тему «Как ухаживать за комнатными растениями», «Как размножаются комнатные растения»;
  • посадка ростков комнатных растений.

Художественное творчество

  • Рисование акварелью на тему «Цветок»;
  •  рисование пластилином «Я  цветочек посажу, нашу группу наряжу»;
  • лепка «Красивый цветочный горшок»;
  • выставка детских работ «Цветы своими руками».

Труд

Хозяйственно-бытовой труд:

  • дежурство в уголке природы

(полив комнатных растений, протирание гладких листьев влажной мягкой тряпочкой, рыхление почвы  стекой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора);

  • трудовые поручения – индивидуальные и коллективные.

Физическая культура

  • Утренняя гимнастика «Весенние цветы»;
  • физкультминутка «Красивые цветы».

Музыка

  • Прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Чтение художественной литературы

  • Работа в книжном уголке с энциклопедиями о комнатных растениях;
  • чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат проекта.

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга,  как состояние растения зависит от ухода человеком.

4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

5. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

6. Расширение экологической среды группы.

7. Активное участие родителей в жизни группы.

Прогностические результаты.

Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические  навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.

Практическая значимость результатов.

- Имеющиеся результаты.

- Установлены партнерские отношения с родителями.

- Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.

Список литературы

1. Александрова, С. Уход за комнатными растениями [Текст] / С. Александрова  // Дошкольное воспитание. – 2013. - №2. – с. 21-22.

2. Баймашова, В. А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями [Текст] / В. А. Баймашова, Г. М. Охапкина – М.: «Издательство Скрипторский 2003», 2008. – 72 с.

3. Бобылева, Л. О. Интерес к природе как средство экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. -  №7. – С. 10-15.

4. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.

5. Васильева, М. А. Трудовое воспитание [Текст] / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.

6. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.

7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Н. В. Лабодина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 364с.

8. Куликова, Т. Учите детей трудиться! [Текст] / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. - 2000. №7. - С.101-105.

9. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.

10. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы [Текст] / Л. Павлова // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к труду в природе, любите ли Вы комнатные растения?____________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе? __________________________________________________________________
  2. Есть ли дома книги о природе? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по трудовому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.

Картотека комнатных растений в детском саду

Фикус

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками

Фиалка

Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.

Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.

Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.

Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %). Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.

Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.

Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.

Бегония

Температура: Умеренная

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой

Хлорофитум

Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.

Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.

Влажность: Умеренная.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильный, зимой умеренный.

Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.

Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.

Бальзамин

Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С

Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом

Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.

Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,

Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды

Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.

Герань

Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.

Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.

Пересадка: По мере необходимости весной.

Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.

Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами. 

Аспидистра

Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.

Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.

Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.

Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.

Колеус

Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.

Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.

Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы

Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.

Традесканция

Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.

Температура: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.

Влажность: Изредка опрыскивайте.

Пересадка: По мере необходимости.

Полив: Регулярный и обильный круглый год.

Питание: Раз в месяц любым удобрением.

Размножение: Черенкованием.

Драцена

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.

Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья. D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Весной, по мере необходимости.

Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.

Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений); кусочками стебля, семенами.

Алоэ

Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.

Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.

Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.

Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.

Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца).

Питание: Подкармливайте летом изредка.

Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему); семенами весной. 

Азалия

Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.

Температура: Следует держать растения подальше от отопительной системы и регулярно проветривать помещение.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.

Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.

Питание: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени

Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.

Циперус

Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.

Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.

Влажность: Повышенная (75-80%). Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Ежегодно весной

Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.

Питание: с середины весны до ранней осени.

Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.

Плющ

Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.

Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.

Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.

Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.

Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.

Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.

Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.

Сансевиерия

Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.

Температура: Зимний минимум 14°С.

Влажность: Устойчива к сухому воздуху.

Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.

Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже). Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.

Питание: Летом регулярно подкармливайте.

Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму). Семенами редко.

Монстера

Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами

Температура: Зимний минимум 15°С.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.

Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.

Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.

Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.

Размножение: Черенками; воздушными отводками.

Хойя

Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.

Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.

Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.

Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.

Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.

Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.

Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.

Приложение 3.

Картотека игр по ознакомлению детей с комнатными растениями

«Найдите, что опишу»

Цель: найти растение по описанию.

Игровое действие: поиск растений по описанию отличительных признаков.

Правило: назвать растение можно только по описанию.

Оборудование: 5-6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебровидная и зеленая и т.д.

Ход игры: воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительный признак каждого растения.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому-либо из ребят показать растение и назвать его.

«Отгадайте, что за растение»

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила: назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.

Ход игры: растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать,  что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно-, светло-зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

«Узнай растение»

Цель: найти растение по названию.

Игровые действия: соревнование кто быстрее найдет растение.

Правила: найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры: растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы».

Примечание: подобная игра знакома старшим дошкольникам (они играли в средней группе). Тогда в игру включалось 3-4 растения с резко отличительными признаками. В старшей и подготовительной к школе группе ребенку предлагается найти растение из 8-10 и указать характерный признак, по которому определил его.

Магазин «Цветы» (первый вариант)

Содержание знаний: вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.

Цель: описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило: назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры: на столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) не называют понравившееся растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания, напоминая последовательность: есть ли стебель, и какой он (прямостоящий, свисающий),какой формы листья, как они окрашены, какая у них поверхность, плотность, есть ли цветы, сколько их, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.

В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно ввести роль директора, распределяющего цветы по отделам, покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.

«Где спрятано растение» (первый вариант)

Цель: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для последующих – до 7-8.

Ход игры: комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем 2-3). «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. – Какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показывают).

«У кого какой цветок»

Цели:

  1. Упражнять детей в различении двух комнатных растений, одинаковых по названию.
  2. Учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность.
  3. Добиваться использования наиболее точных слов, характеризующих растение.
  4. Обогащать словарь детей за счет прилагательных.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, отличающихся по нескольким признакам (фиалки разного цвета, с разной формой листьев, разные виды герани, бегонии и т.д.).

Ход игры: воспитатель ставит на мольберт 2-3 пары картинок и объясняет:

- На каждой паре картинок изображены комнатные растения, которые одинаково называются, но чем-то отличаются друг от друга. Мы с вами  по очереди будем про них рассказывать, я – про одно растение, а тот, кого я вызову, - про другое. Если я называю форму листьев своего растения, вы расскажете о листочках своего. Например, я говорю: «На моей картинке – фиалка с белыми цветами», а вы мне отвечаете: «А на моей картинке – фиалка с голубыми цветами».

Вариант игры: на столе лежат несколько пар картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает взять детям по одной картинке из каждой пары. Затем открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о ней. Ребенок, у которого растение с тем же названием, рассказывает о своем комнатном растении.

«Где спрятано растение» (второй вариант)

Одно растение можно убрать, а остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание: детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает организовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них – растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет растения (следует обратить внимание детей, чтобы они осторожно обращались с растениями).

«За покупками в магазин»

Цели:

  1. Упражнять в выборе комнатных растений путем исключения названных педагогом признаков.
  2. Развивать наблюдательность.

Материал: по 3 комнатных растения, одинаковых по названию, но с разными особенностями, например фиалки с фиолетовыми и розовыми цветами, с овальными и волнистыми краями листьев.

Ход игры: воспитатель предлагает представить, что детей попросили пойти в цветочный магазин и купить комнатное растение, но какое именно, им объяснили так: Настя, ты купишь фиалку не с овальными листочками и не с розовыми цветами, а, ты, Павлик, - бегонию не с пушистыми листьями и без цветов.

Магазин «Цветы» (второй вариант)

Содержание знаний: дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращиваются для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.

Цель: сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.

Правила: покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Оборудование: магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить дикорастущие, комнатные, садовые растения, в зависимости от того, какой признак положат в основу группировки.

Ход игры: дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его отдел, в котором он стоит (лесных, полевых, садовых цветов, комнатных растений), затем он выдает покупку.

«Что и как растет»

Цель: упражнять в знании правил ухода за комнатными растениями.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, иллюстрации: солнечный и пасмурный день, прозрачная посуда с большим и маленьким количеством воды, поддон для растения.

Ход игры: воспитатель напоминает, что одному растению для роста и развития необходим обильный полив, другое требует редкого полива, а некоторые растения можно поливать только в поддон. Есть растения, которые не выносят прямых солнечных лучей, а другие хорошо растут только на солнышке.

Затем предлагает рассмотреть картинки с изображением комнатных растений и подобрать к ним картинки с изображением условий произрастания и ухода за ними.

«Каждое растение – на свое место»

Цель: упражнять в знании условий произрастания комнатных растений.

Материал: картинки с изображением комнатных растений, иллюстрации разных условий произрастания растений (джунгли, болото, пустыня).

Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в жарких джунглях, около воды, в сухих пустынях, и предлагает положить картинки комнатных растений к картинкам с местами их произрастания.

«Что лишнее»

Цель: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.

Материал: комнатные растения или картинки с их изображением.

Ход игры: воспитатель поочередно выставляет по 3 комнатных растения или картинки с их изображением, и предлагает сказать, которое из них лишнее. Два растения подбираются по одному из признаков: отношение к свету, поливу, способ полива, наличие или отсутствие стебля, цветов вообще или цветов определенного цвета и т.д., - третье – отличающееся.

Пальчиковые игры

«Цветы»

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

«Цветы»

Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)

На небе выглянуло солнышко.

Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)

Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки)

Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)

Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)

«Бегония»

Какое красивое имя – бегония! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)

Как будто все время куда-то бежит. (Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)

Живет на окошке красавица скромная (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца)

И убегать никуда не спешит. (Хлопки)

«Фикус»

Ну-ка, фикус, похвались - (Хлопки)

Вот какой огромный лист! (Растопырить пальцы рук)

Сделан будто бы из кожи, (Потереть ладони)

Фикус, мы тебе поможем: (Сжимать и разжимать кисти рук)

Каждый толстенький твой лист (Прижать ладони друг к другу)

Вымоем старательно. (Поглаживаем кисти «моем»)

Зеленей ты становись (Хлопки)

Ростом - с воспитателя! (Потянуться, руки поднять вверх)

«Кактус»

Я с виду колючий, но добрый внутри, (Растопырить пальцы, затем сжать  кисти рук «рукопожатие»)

Не бойся, дружок, на меня посмотри. (Погрозить пальцем)

Хоть я и погладить себя не даю, (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Зато всех на свете я очень люблю. (То же, начиная с мизинца)

«Мак»

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон)

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (Как бабочка крылышками)

«Хризантемы»

Ах! Какие хризантемы!(Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Э-хе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (Горестно покачать головой)

«Цветок»

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать)

«Аленький цветочек»

У нас в саду расцвел цветок, ("цветок с закрытыми лепестками")

Чтоб стал красив он и высок, ("цветок с открытыми лепестками")

Раскрыл наутро лепестки, (пальцы врозь, вместе)

Должны работать корешки!

Подвижная игра «Цветы» (автор: Белозерова Л.В.)

Цель:  Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Инвентарь: Ободки с изображением цветов, которые закрепляются на голове участников.

Содержание игры: Выбирается «ветер». Дети идут по кругу. «Ветер», двигаясь за кругом, касается рукой каждого ребёнка, проговаривая текст:

Я весёлый ветерок.

Мимо поля и дорог

С шумом свистом я лечу.

Пошалить чуть-чуть хочу.

Затем дети разбегаются  врассыпную по площадке, останавливаются и произносят слова:

Ветер разбросал цветы,

Помял стебель у травы.

Ветер, ветер улетай.

Ты играть нам не мешай. 

Васильки, ромашки, розы.

Астры, жёлтые  мимозы,

Все цветы собери,

Их названье повтори.

«Ветер» собирает цветы, беря за руку ребёнка, просит его произнести любое название цветка. После того как все дети возьмутся за руки, они идут «змейкой» по залу, затем образуют круг. «Ветер» произносит слова (указаны ниже), выбирает ведущего, который должен ответить на поставленные вопросы:

- Дай мне правильный ответ:

Из каких цветов букет?

- И ответить будь готов:

Сколько здесь всего цветов?

Ведущий отвечает на вопросы и, считая детей, определяет  их количество. В заключении дети берутся вновь за руки и делают круг. Идя по кругу, произносят текст, следующего содержания:

Собрались цветы в букет.

Дай нам, солнце, тёплый свет.

Наш недолгий срок продли,

Чтоб всех радовать могли.

Правила игры: На первом этапе проведения игры, если ребёнок затрудняется назвать цветок, можно произнести любое название, или повторять уже названные цветы.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Цель: Развивать умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваться от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Описание игры: Играющие (цветы) находятся на одной стороне площадки, а водящий (садовник) на противоположной стороне. Приближаясь к цветам, водящий говорит:

«Я иду сорвать цветок,  из цветов сплести венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали, и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться, будут нами любоваться!»

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, садовник старается их поймать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....