КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ЗИМА"
картотека по окружающему миру

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ЗИМА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy_zima.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Наблюдение за снегопадом

Задачи: знакомить детей со свойствами снега.  Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие Воспитывать любознательность

Предложить детям протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку - большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

№2

Наблюдение за вороной

Задачи: расширять представление о зимующих птицах,

учить замечать, как передвигаются птицы, Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Обратить внимание детей на окраску вороны. Тело покрыто перьями, поэтому им не холодно. Птицы летают, машут крыльями. Ворона больше воробья. Птицы прилетают на кормушку, если им насыпать зернышек.

Кар-кар-кар! - кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?...(Ворона)

№3

Наблюдение за льдом

Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть. развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность.

Вода на морозе  замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный.

Зима, зима на улицах бело!

И превратились лужицы

В прозрачное стекло!

№4

Наблюдение за голубями

Задачи: продолжать наблюдение за птицами, их повадками, сравнить воробья и голубя, развивать наблюдательность, речь, воспитывать любознательность

Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза - они видят корм, когда им насыпают, есть клюв - они клюют крошки, есть ноги - они ходят, есть хвост и крылья - они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

№5

Собака и щенок (игрушки)

Задачи: уточнить представление детей о названии детёныша собаки. Отметить особенности внешнего вида собаки, щенка, характерные движения, издаваемые звуки.

Привлечь внимание детей на гуляющую рядом собаку и щенка (рассмотреть игрушечную собаку и щенка). Какие части тела есть у собаки?  Как называются детёныш собаки? Какие они на внешний вид? Чем питаются? Какой звук издают?

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой - станет он собакой.

№6

За кошкой (игрушка)

Задачи: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к животным

Мягонькие лапки,

 А в лапках - цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки - она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые видят в темноте. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться.

Показать детям, как кошка лазает по  дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род, на охоту вышел кот.

№7

Наблюдение за небом

Задачи: продолжать знакомство с различными природными явлениями; формировать умение отличать погоду, связывая ее с состоянием неба, обогащать словарь существительными (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи)

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. Если чистое и голубое, значит, погода ясная, солнечная. Зимой небо бывает синее, голубое, серое.

Утром на улице темно, вечером рано темнеет.

№8

Наблюдение за ветром (1)

Задачи: формировать представление о том, что зимой ветер холодный, учить определять наличие ветра, обогащать словарь (мягкий, колючий, холодный, теплый)

Понаблюдать за  деревьями. Если деревья качаются, значит есть ветер. Спросить мерзнет ли у детей лицо, чувствуют ли они ветер. Когда ветер сильный, он кажется колючим, сильно мерзнут щеки. Обычно тогда на улице мороз. Понаблюдать как ветер поднимает снег.

Где ночует ветерок?

У развилки трёх дорог

На высокой на сосне,

Часто падая во сне.

№9

Наблюдение за солнцем

Задачи: продолжать знакомство с природными явлениями; показать, что солнце светит во все времена года, развивать познавательный интерес.

Светит солнце, значит день солнечный. Снег красиво блестит на солнце. Солнце не светит - пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши.

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди солнышко скорей.

Приласкай и обогрей!

№10

Наблюдение за березой

Задачи: формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; развивать эстетическое восприятие, воспитать желание защищать и оберегать природу.

Подвести детей к березе.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками - похож на сарафан). Обратить внимание как красиво лежит снег на ветвях березы

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

№11

Наблюдение за снегирями и синицами

Задачи: дать представление о снегирях и о синицах формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду учить замечать, как передвигаются птицы, развивать наблюдательность. воспитывать желание заботиться о птицах

С желтой грудкою летит

Что это за птица

Как наряден ее вид

Звать ее синица

Понаблюдать, как птицы клюют ягоды на деревьях, как летают, во время полета машут крыльями. Сравнить снегиря и синицу: у снегиря красная грудка, а у синицы – желтая.

№12

Наблюдение за воробьями

Задачи: дать представление о воробье, учить замечать особенности поведения птиц зимой, развивать наблюдательность. воспитывать желание заботиться о птицах.

Понаблюдать, как воробьи сидя на ветках- нахохлились, потому что холодно. Зимой птицам голодно. Нужно птичкам помочь покормить их хлебными крошками. Чем воробьи крошки клюют - клювом. Как воробьи передвигаются - прыгают или летают. Воробьи похожи на снегирей и синичек, но они полностью серые.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка-серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

№13

Наблюдение за сосной (картинка)

Задачи: формировать представление об особенностях сосны по которым ее можно выделить среди других деревьев, развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Ее всегда в лесу найдешь

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Предложить рассмотреть картинку. Обратить внимание детей на характерные особенности (вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви вниз длинные, вверху короткие.) Зимой только сосна стоит зеленая. Предложить пройти по всей территории детского сада и найти сосну.

№14

Наблюдение за зимними деревьями

Задачи: расширять представление о деревьях в зимнее время года, формировать умение любоваться красотой родной природы, развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.

Клёны спят, берёзки спят,
На ветру не шелестят.
Снится им зимой студеной
Летний шум листвы зеленой.
Полюбоваться заснеженными деревьями. Уточнить, какой цвет характерен для зимних деревьев. Если светит солнце, снег на деревьях блестит. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу.

№15

Наблюдение за облаками

Задачи: познакомить с различными природными явлениями; развивать воображение, воспитывать любознательность

Какого цвета облака? Понаблюдать, как они плывут по небу. На что похожи?

Белые-белые, легкие-легкие

В небе глубоком плывут облака.

Ждут впереди их страны далекие,

Будет дорога у них не легка.

№16

Наблюдение за легковым автомобилем

Задачи: формировать умение различать транспорт по внешнему виду, знакомить с трудом водителя, развивать умение слушать рассказ воспитателя.

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится

  

№17

Наблюдение за грузовым транспортом

Задачи: формировать умение различать по внешнему виду грузовой транспорт, знакомить с трудом водителя, развивать навыки связной речи, воспитывать любознательность

Познакомить детей с машиной, на которой привозят продукты. Назвать ее основные части. (Кабина, кузов, руль, колесо, окна, кран.) Понаблюдать, как разгружают продукты из машины, объяснить, что продукты - это груз для нее. Рассказать, какую важную работу выполняет эта машина.

Не летает, не жужжит -

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

 

№18

Наблюдение за работой дворника

Задачи: формировать представления о труде дворника, развивать умение слушать рассказ воспитателя, воспитывать уважение к труду людей; отзывчивость

На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Предложить помочь. Воспитатель показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную  работу.

 

№19

Наблюдение за снегом

Задачи: знакомить детей со свойствами снега, обогащать словарь прилагательными, развивать навыки связной речи, наблюдательность.

Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Снег белый, холодный, легкий.

Снег кружится и не тает.
Он откуда прилетает?
Видно с тучки озорной,
Что повисла надо мной!

№20

Как одеты люди

Задачи: учить устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей закреплять названия предметов зимней одежды, обогащать словарь, развивать наблюдательность.

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос.

Мы пальто наденем ей

И платочек потеплей

В теплой шапке голова,

Руки спрячем в рукава,

Будет куколка у нас

Вся укутана сейчас.

На улице зима, мороз. Люди, одели зимнюю одежду? Какую? Шубы, теплые куртки, шапки, валенки, варежки, шарфы.

№21

Наблюдение за ветром (2)

Задачи: формировать представление об одном из признаков зимы - метели; продолжать формировать умение определять направление ветра.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю - это метель. Предложить им прислушиваться к песенке ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы. Это метет метель.

Кружится и хохочет метель под Новый год.

Снег опуститься хочет, а ветер не дает.

И весело деревьям и каждому кусту,

Снежинки, как смешинки, танцуют на лету

№22

Наблюдение за инеем

Задачи: формировать представление об инее как об одном из состояний воды воспитывать любознательность

Обратить внимание детей на иней. Иней - это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

Стоят деревья в инее -

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее -

То белое, то синее.

№23

Наблюдение за рябиной (картинка)

Задачи: познакомить с характерными особенностями рябины, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Обратить внимание на рябину. Дерево красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод. Зимой птицы любят склевывать ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем.

Нарядилась рябина, вышла погулять.

Платье в красных бусинках - их не сосчитать.

Стала с ребятишками хоровод водить,

С платьица по бусинке каждому дарить.

№24

Наблюдение за следами на снегу

Задачи: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных, птиц.

Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.

Вышит снег красивой строчкой, словно белая сорочка.

Папу я зову во двор: погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз: тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки».

 

№25

Наблюдение за сезонными изменениями (1)

Задачи: познакомить детей с изменениями в природе в начале зимы, воспитывать любознательность.

На прогулке рассказать, что пришел первый месяц зимы - декабрь. Обратить внимание на приметы зимы: солнышко редко светит, совсем не греет; ветер стал холодный, деревья стоят голые; на земле много снега, трещит мороз; люди ходят в теплой одежде.

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

№26

Наблюдение за сезонными изменениями(2)

Задачи: познакомить детей с характерными приметами конца зимы, воспитывать любознательность.

Февраль - последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. В феврале звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные сосульки. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги и метели.

Снег да южные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма….

День - коньки, гора, салазки,

Вечер - бабушкины сказки.

Вот она - зима.

№27

Наблюдение за сосульками

Задачи: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, воспитывать любознательность

Сосулька - замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

№28

Наблюдение за морозными узорами

Задачи: рассмотреть на окне морозные узоры.

Предложить детям рассмотреть морозные узоры на стекле. На что они похожи? Предложить сравнить узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

№29

Наблюдение за снежинками

Задачи: учить детей сравнивать  снежинки, обращать внимание на то, что они бывают разными по форме; размеру; развивать познавательную активность.

                 Предложить детям рассмотреть снежинки на варежках. Найдите две одинаковые снежинки.

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Исследовательская деятельность.
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

№30

Наблюдение за работой дворника

«Поможем дворнику посыпать дорожки песком»

Задачи: формировать первичные представления о добре, расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду, желание помогать  окружающим.

Снега прошли немалые,
А все идут, идут...
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет,
И песком посыплет лед.

Предложить детям помочь дворнику посыпать дорожки песком.

№31

Наблюдение за проезжей частью дороги

Задачи:  познакомить с проезжей частью дороги. Дать представление о правилах дорожного движения.

Предложить понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой.

Здесь двигается много  машин.

Предложить детям назвать знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по двигается много  машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Как река, проспект широк,

                        Здесь плывет машин поток.

№32

Наблюдение за трудом инструктора по физической культуре

Задачи: дать представление о том, что инструктор по физической культуре учит разнообразным движениям, ловкости, смелости.

Понаблюдать с детьми проведение физкультурного занятия у детей старшей группы. Рассказать о деятельности инструктора по физической культуре, его роли в укреплении здоровья детей. Организовать совместную игру детей младшей и старшей групп.

№33

Экскурсия в зимний лес

Задачи: формировать знания о зависимости объектов и явлений в природе.

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов...

Как изменились деревья, кустарники и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов. Какие деревья вы знаете?

№34

Наблюдение за пешеходной дорожкой

Задачи: формировать представление о правилах поведения на улице.

 Рассказать детям о правилах дорожного движения, обратить внимание на дорожку, предназначенную для пешеходов  -  это тротуар. Провести с детьми беседу о правилах поведения и передвижения по тротуару.

В зимнее время года тротуары покрыты снегом, поэтому пешеходы идут медленно, должны быть особенно внимательными.

Мы с Тамарой

ходим парой.

Где идем? По тротуару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

Конспект прогулки с детьми раннего возраста в весенний период "Наблюдение за трудом дворника"

Наблюдение - один из главных компонентов прогулки. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетическ...

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста.

Перспективное планирование по организации и проведению наблюдений на прогулке с детьми раннего возраста....

Прогулка с детьми раннего возраста. Наблюдение за солнцем

Самоанализ прогулкиВОСПИТАТЕЛЬ  МДОБУ «Березка» Минаева Т.В.    2015 гНаблюдение за солнцем Цели: формировать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; - ...

Прогулка с детьми раннего возраста. Наблюдение за солнцем

Самоанализ прогулкиВОСПИТАТЕЛЬ  МДОБУ «Березка» Минаева Т.В.    2015 гНаблюдение за солнцем Цели: формировать представление о том, что когда светит солнце - на улице тепло; - ...

Картотека наблюдений на прогулке с детьми 2 -4 лет

Картотека наблюдений на прогулке с детьми 2 -4 лет...

Картотека наблюдений на прогулке с детьми первой младшей группы.

Формировать умение определять время года по характерным признакам, расширять представления детей об осени. Познакомить с природным явлением - листопад. Формировать представления о красоте родной приро...