Краткосрочный проект в средней группе "Кто же в гнездышке живет ?".
проект по окружающему миру (средняя группа)

Чахоян Надежда Александровна

Цель. Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о жизни птиц. Расширять знания детей о различных птицах, их среде обитания, их образе жизни и их гнездах.

Задачи: 

- продолжать формировать представления и знания детей о птицах, местах их обитания;

- познакомить детей с тем, где строят птицы себе гнезда и из какого материала;

- воспитывать бережное отношение детей к пернатым, приучать заботиться о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kto_zhe_v_gnyozdyshke_zhivyot_4-5_let.docx44.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок»

Проект:

«Кто же в гнёздышке живёт?»

                                                         Воспитатель

                                                                                               Чахоян Н.А.

Информационная карта проекта:

Название проекта: «Кто же в гнёздышке живёт?»

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Тип проекта коллективный, познавательно – творческий, исследовательский.

Длительность проекта: краткосрочный.

 Актуальность: 

В наше время, когда вопросы экологии стоят очень остро, проблема экологического воспитания у подрастающего поколения является очень актуальной. В дошкольном возрасте происходит становление личности, формируется начало культуры, в том числе и экологической. Поэтому очень важно привить детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить детей оберегать окружающий мир.
В ходе образовательного процесса выявили, что у детей недостаточно сформированы знания о птицах и их среде обитания и их гнёзда, чувство заботы о них. Поэтому мы решили реализовать проект
«Кто же в гнёздышке живёт?». Он позволит расширить знания о птицах и их месте обитания , научить бережно относится к ним. Вместе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, учить помогать пернатым.

Цель проекта: Создание условий для формирования знаний у детей среднего дошкольного возраста о жизни птиц. Расширять знания детей о различных птицах их среде обитания, их образе жизнии и их гнёздах.

Задачи проекта:

  • Продолжать формировать представления и знания детей о птицах, местах их обитания .
  • Познакомить детей с тем, где строят птицы себе гнезда и из какого материала.
  • Воспитывать бережное отношение детей к пернатым, приучать заботиться о них
  • Способствовать развитию детско – родительских партнерских отношений в процессе совместной деятельности.

Задачи проекта для родителей:

  • Принимать активное участие в образовательном процессе;
  • Оказать помощь в создании   выстовки книжек передвижек

« Птицы ».

Ожидаемые результаты: Изучая птиц и их среду обитания и  их гнезда, наблюдая за ними, помогая им, расширяются знания у детей. Познавательное и творческое общение детей и родителей создаст условия для сближения  
Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

2. Основной этап
3. Заключительный этап

1.        Подготовительный этап

Обсудить с детьми, что они знают о птицах. Какие они? Как узнать птицу? Где живут птицы? Какое значение они имеют в жизни человека?

2. Основной (практический):

Познавательное развитие:

На прогулке наблюдение за птицами,  рассматривания гнезда вороны, и скворечника. Вести наблюдение, какие птицы прилетают на территорию детского сада.

Знакомство с  материалом,  из чего состоят гнёзда  птиц.
Беседы с детьми: Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы.

Беседа о разных местах обитания и их гнездах. Птицы, как и люди, делают из того, что под руками. Учитесь жалеть и беречь мир природы.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание поговорок, скороговорок.

Опытно- экспериментальная деятельность:

Проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Детям очень нравится проводить эксперименты, перо улетает дальше, чем бумага и ткань.
Речевое развитие:

Описательные рассказы о птицах
«Что за чудо эта птичка»
 Расскажи о своей любимой птице

Цель: упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану педагога.

Отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание поговорок, скороговорок.
Художественно-эстетическое развитие:

"Художественное творчество". Рисование: "Воробьи" (рисование ладонью).  

Аппликация: «Скворецник для синичек»,

Коммуникативное развитие: «Описание перелетных птиц», «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы: «Ласточка» К.Д.Ушинский, чтение сказки В.Даля «Ворона», стихи: А.Александрова «Скворцы», А.Яшин «Покормите птиц зимой», .Берестов «Птицы». Разучивание поговорок: «всякая птица своим пером гордится». Загадки и отгадки: «о птицах».
Просмотр презентации «:
Кто же в гнёздышке живёт?».

 Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры: «Лишняя картинка», «Угадай по описанию» «Чего не хватает?».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «птички», «веселое путешествие», «птенчики в гнезде».
Подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Гуси-лебеди», «Не боимся мы кота».
Музыкально-художественная деятельность:

Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц, фрагмент произведения «Танец птиц» Ф. Шопена

Заключительный  этап: Выставка «Книжка передвижка о птицах».(выполненные совместно дети и родители).

Презентация. «Кто же в гнёздышке живёт»
Цель. Закрепить полученные знания о птицах, их среде обитания и их гнёздах.


Содержание практической деятельности
по реализации проекта

День

недели

Совместная деятельность педагога с детьми

Понедельник

Беседа «Птицы - наши друзья». Беседа расширит знания детей о мире птиц, воспитывает бережное отношение к ним.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц,

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний»

Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.

Вторник

Художественное творчество. Рисование: «Воробьи». Цель: продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования( пальчиковое рисование).Задачи:расширять знания детей о птицах, обогащать их словарь по теме; совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, рисовать используя разные техники;развивать воображение, внимание у детей; воспитывать любовь к природе, интерес к рисованию.

Пальчиковая  игра: «Ну-ка, посчитай-ка!» Цель: Развитие общей и мелкой моторики.

Чтение художественной литературы:«Ласточка» К.Д.Ушинский.

Среда

Позновательная прогулка: наблюдение за птицами,  рассматривания гнезда аиста, и скворечника. Наблюдение, какие птицы прилетают на территорию детского сада. Цель: продолжать развивать любознательность, наблюдательность и умение делать простейшие обобщения.

Чтение художественной литературы:

Тема: Загадки о птицах.

Цель: Учить детей понимать, о чем говорится в загадке, и отгадывать ее.

Дидактическая игра: «Собери картинку»Цель: развивать усидчивость, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц, разрезные картинки птиц.Ход игры : детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей (можно включить элемент соревнования «Кто быстрее соберет?»

Четверг

Беседа о разных местах обитания и их гнездах. Птицы, как и люди, делают из того, что под руками. Учить жалеть и беречь мир природы.

Чтение художественной литературы:приметы о птицах:

Назови ласково (с мячом)

Цель: упражнять в употреблении слов в уменьшительно-ласкательной форме.

Пятница

Опытно- экспериментальная деятельность:

Проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Цель познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.  Детям очень нравится проводить эксперименты, перо улетает дальше, чем бумага и ткань.

Пальчиковая  игра: Мы кормушку смастерили,

Подвижная игра:«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие; закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.

Понедельник

Описательные рассказы о птицах по метотаблице
«Что за чудо эта птичка» Расскажи о своей любимой птице. Цель: упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану педагога. Педагог предлагает составить рассказ по предложенному плану:размер,цвет оперенья,где живет,чем питается,чем полезна

Дидактическая игра«Чей домик»
Цель : уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;

Чтение художественной литературы:стихи о птицах:А.Александрова «Скворцы»,

Вторник

Аппликация: «Скворецник для синичек»,

Цель: Учить делать скворечник аппликативным способом.

Дидактическая игра«Объясни словечко»

Цель: развивать логическое мышление, активизация словаря.

Чтение художественной литературы: А.Яшин «Покормите птиц зимой»,

Среда

Художественное творчество. Рисование: «Домик для совы».

Дидактическая игра: «Сравни птиц»,«Кто, где живет», Игра «Где гнездо?» Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни

Прослушивание аудиозаписей с голосами птиц,фрагмент произведения «Танец птиц» Ф. Шопена

Подвижная игра «Ласточки».

Четверг

Показ детьми книжек расскладок и рассказ о своей птице. Цель: Закрепить знание о птицах, учиться составлять рассказ.

Дидактическая игра«Что лишнее». Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Подвижная игра «Воробушки и кот».Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Пятница

Просмотр презентации: «Кто же в гнёздышке живёт?». Цель. Закрепить полученные знания о птицах, их среде обитания и их гнёздах.

Дидактическая игра: «вопросы на засыпку»

Цель: развивать логическое мышление.

Выставка «Книжка передвижка о птицах» (выполненные совместно дети и родители).

Заключение

Поставленые задачи были успешно реализованы, через взаимодействие детей, родителей и педагогов.

        Удалось расширить и сформировать знания и представления  детей о птицах, местами их обитания . Так же сформировами  представления где строят птицы себе гнезда и из какого материала.

        Повыселся познавательной интерес детей и  появилось огромное желание заботиться о птицах.

        Словарный запас детей по теме значительно расширился, связная речь улучшилась, творческие и интеллектуальные способности детей возросли.

        Удалось вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми в ходе реализации проекта.

Вывод.                                                                                                

  Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка. Дети много узнали интересного из жизни  птиц. Ребята исследовали из чего строя птицы себе гнёзда. Сделали вывод что птицы строят себе гнеёзда в зависимости их среды обитания.

Птицы, как и люди, делают себе гнезда  из того, что под руками.

В реализации проектной деятельности дети научились: - задавать вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперимент; - делать выводы и умозаключения.

Бережно относиться к птицам и их гнездам, ведь это их дом.


Литература:

1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

2. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

3. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

4.Программа воспитания и обучения в детском саду /М.А. Васильева, Т.И.Бабаева,   Н.А.Ноткина и др.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005.

6. Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы); Практическская разработка физминуток. –М.ВАКО, 2007. - 208 с.

7. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. - №12. – С.23-25.

8. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.:Просвещение,1986.

9. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».

10. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.ХХ1 век»,2007. – 186 с.

11.Ячиков В.М. Подвижные игры. – М.: ФИС, 1991.

- http://vospitatel.com.

-https://infourok.ru/kartoteka-ptici-zagadkipoteshkiposlovicipogovorki-primetistihi-1801916.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект в средней группе "Огород на окошке"

Интересный и увлекательный проект, который позволит детям узнать о пользе лука, его свойствах, способах его выращивания и ухода....

Краткосрочный проект для среднего возраста "Радужная сказка"

Проект способствует расширению представлений детей об окружающем мире, развитию умения бережно относиться к растительному и животному миру, воспитанию бескорыстия, добросердечности, дружелюбия....

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Краткосрочный проект в средней группе «Неделя безопасности» Название проекта: «Чтобы не было беды»

Маленькие дети – большие фантазеры! По количеству придуманных игр в минуту они обойдут любого, даже самого опытного массовика-затейника. Но, к сожалению, не все детские забавы безопасны. Любопыт...

Проект в средней группе На тему: «Где живет здоровье?»

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя…». В.А.СухомлинскийДошкольный возраст – один из наиболее ответственных пе...

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...