" Органы чувств"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Беспалова Ольга Геннадьевна

Конспект НОД в старшей группе , формировать интерес к познанию своего тела

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект НОД47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 Калининского района

Санкт-Петербурга

Конспект

 Организованной образовательной деятельности по валеологии

на тему:«Органы чувств» для детей старшей группы

 использованные технологии: «Здоровье сберегающие»

«Элементы ТРИЗ» (МП и О)

                                                   «Мнемотехники»

«Исследовательской деятельности»

Воспитатель: Беспалова Ольга Геннадьевна

Санкт-Петербурга

2018г

Конспект открытого занятия по валеологии

на тему "Органы чувств" в старшей группе

Цель:Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.

 Задачи:

1.Продолжать формировать представления детей об органах чувств. Уточнить значение слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания в познании мира

- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира. Формировать умение различать "части тела" и "органы чувств"

2.Развивать исследовательские навыки, формировать умение объяснять полученные данные словами.

. 3. Пополнить словарный запас словами и словосочетаниями: орган слуха, орган зрения, вкус, осязание, обоняние и тд.  Развивать связную речь, продолжать формировать навык рассказывания по алгоритму( мнемотаблице)

4Воспитывать  желание бережно относиться к своему организму.

5 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться. Способствовать формированию уверенности к себе.

 Связь с образовательными областями:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Материал к занятию: апельсин, чеснок; коробочка с дырочками;;иллюстрации: круг, квадрат, треугольник разного цвета, конфета, лимон, соленый огурец, перец;  , чудесные мешочки на каждого с материалами: ткань, бумага, картон, мех, клеенка. Дидактическая игра "Сложи картинку", "горький, кислый, соленый, сладкий",  мнемотаблицы" органы чувств", два стакана, вода, бумага, ложка, ширма,

  1. Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, а мы ведь не просто с вами поздоровались, а пожелали гостям  друг другу здоровья.

Здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

- Хотите проверить, как они работают? (Да).

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю  в "Институт здоровья".Как вы думаете, почему у  института такое название?

Воспитатель: Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?(Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.)

Воспитатель:Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты!

 Как будем вести себя в институте Здоровья? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно).

Воспитатель: И так  в путь!  Встаньте. "Вокруг себя обернись в «Институте здоровья очутись» (Дети кружатся)

Воспитатель:Вот ребята мы и прибыли в "Институт Здоровья", посмотрите какая здесь лаборатория.

Воспитатель: Прежде чем начать эксперименты ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

Воспитатель:А ведь в каждом из нас живет  вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением мозга.)

Воспитатель:Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг )

-Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.  Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.)

 Воспитатель:). Смотрите какие извилистые дорожки в мозге -это извилины головного мозга У каждого человека извилины различные.

Воспитатель: У нашего мозга есть секрет, знаете его? Правильно  с помощью мозга мы можем запоминать, эта способность нашего мозга называется  память. Что может запоминать наш мозг?. Назовите какие органы помогают мозгу все запомнить (Глаза, уши, нос, язык, пальцы.)

Воспитатель:Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками или органами чувств.

Воспитатель:Уважаемые ученые давайте пройдем   в лабораторию №1

Что здесь изучают , вы узнаете, отгадав загадку:

            На ночь два оконца сами закрываются, 
            А с восходом солнца сами открываются.

Воспитатель:Правильно- глаза. Зачем человеку глаза?( смотрим , различаем предметы, форму, цвет, определяем расстояние)

Давайте проверим, проведем эксперимент,так ли это.  Что мы видим?(геометрические фигуры)

Воспитатель:Назовите  какие фигуры вы видите. Какого цвета? Размера? Вы справились с заданием и легко определили форму, цвет. и величину а как вы думаете какой орган нам помог? (глаза, зрение)

  1. Воспитатель:  . А сейчас мы с вами сделаем  для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
  2. «Качели»

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

Воспитатель:.Ребята,  благодаря зрению  мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. А что будет, если мы потеряем зрение?

 Что бы этого не случилось, чтобы  глаза хорошо видели их надо беречь. Давайте вспомним правила по охране зрения..

-( Дети перечисляют правила:

  1. нельзя тереть глаза грязными руками ,нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов, нельзя близко и долго смотреть телевизор,
  2. нельзя долго играть в компьютерные игры, нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль, витамины)
  3. Воспитатель:Давайте  расскажите про зрение, все что вы сейчас изучили. . (Выставляется мнемотаблица, ) Молодцы, вы все правильно рассказали. Вы настоящие ученые.
  4. Воспитатель: Давайте пройдем в следующую лабораторию. Какой у нее номер? Чтобы понять о каком органе чувств пойдёт речь, придется еще одну  загадку отгадать.
  5. Запах хлеба, запах меда,
  6. Запах лука, запах роз
  7. Различить поможет...
  8. Нос - Правильно, ребята, это нос. .Нос -это часть нашего тела
  9. Воспитатель: -Скажите что человек с помощью носа ощущает? (С его помощью различают запахи). Как называется орган чувств? (обоняние)
  10. Чтобы нос лучше различал запахи давайте сделаем упражнение:
    Глубоко вдохнем мы воздух
    Ртом мы выдохнем его
    Раз – вдох, два – выдох,
    Раз – вдох, два – выдох,
    Крылья носа мы погладим
    Сверху, снизу разотрем
    И еще разок вдохнем.
    Воспитатель:Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. (Дети определяют по запаху содержимое баночек.) -Молодцы! А носы нужно беречь? Расскажите как?? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи).
  11. Воспитатель:Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может. Испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите). Получается , что нос наш помощник.
    Воспитатель:  Теперь расскажите мне об органе чувств-обонянии.( Выставляется мнемотаблица) Все правильно рассказали, умницы.

Воспитатель: Ребята давайте пройдем в следующую лабораторию под номером?(3) Для того , что бы понять какой орган чувств здесь исследуется нужно  сложить картинку.

  1. ( разрезанная картинка "ухо", дети собирают картинку)
  2. Воспитатель: Что у нас получилось? Правильно, ребята, это ухо. Ухо- это часть тела, а как называется орган?  Зачем человеку слух?
  3. Воспитатель: А теперь проведем эксперимент, сможете ли определить , что я делаю (За ширмой переливается вода из одного стакана в другой, помешать  ложкой в стакане, шуршать бумагой, стучать).
  4. Воспитатель: Молодцы, вы узнали все звуки. Что будет, если мы потеряем слух и ничего не будем слышать?  А теперь закройте ушки ладонями и посидите послушайте, потом расскажите что вы услышали.
  5. Воспитатель Понравилось вам ничего не слышать? Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. 
  6. Воспитатель: Расскажите как нужно беречь ушки (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)
  7. - Воспитатель: Теперь, дорогие ученые , расскажите что вы знаете про орган слуха. (выставляется мнемотаблица).
  8. Воспитатель: Молодцы вы все правильно рассказали .А теперь давайте немного разомнемся , сделаем гимнастику
  9. Физминутка
  10. Это глазки. Вот. Вот   (показывают сначала на левый, потом на правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот   (берутся сначала за левое ухо, потом — за  правое)

Это нос. Это рот     (левой рукой показывают на нос, правой — на рот)

Там спинка. Тут живот     (левую ладошку кладут на спину, правую — на живот)

Это ручки. Хлоп, хлоп    (протягивают вперед обе руки, два раза  хлопают)

Это ножки. Топ, топ     (кладут ладони на бедра, два раза топают  ногами)

Ой, устали. Вытрем лоб       (правой ладонью проводят по лбу)

  1.  Ребята нам пора в следующую лабораторию под номером? (4) А о чём пойдёт речь сейчас?  Отгадайте загадку и все станет понятно.
    Первым пробовать привык
  2. угощения все (Язык)
  3. Воспитатель:Правильно это язык. А зачем человеку язык?( говорить, различать вкус)   Значит в этой лаборатории что  изучают?
  4.  Воспитатель Да, ребята,  здесь изучают  вкусовые ощущения.. Какие бывает вкус? (выставляются ориентиры)Правильно . Молодцы!
  5.  Воспитатель:скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).Как нужно ухаживать за языком.( чистить щеткой, полоскать рот)
  6. Воспитатель:Молодцы, все правильно говорите.
  7. А теперь проведем упражнение для языка
    Раз, два, три
  8. – Язычок вверх подними.
  9.  Четыре, пять
  10.  - Опустили вниз опять.
  11. Ты, язык не обижай,
  12. На качелях покачай.
  13. Подними его скорей,
  14.  Ему станет веселей.
  15. Снова вниз опусти,
  16.  И немного отдохни.
  17. Воспитатель: Умницы потренировали язычок, что бы он лучше работал. Давайте немножко поиграем и проверим какие вкусы вы знаете "Проводится игра "Горькое, соленое, кислое,сладкое"
    Воспитатель: Все карточки разложили правильно. Язычок - часть тела - это наш помощник , теперь расскажите мне о нем.. (Выставляется мнемотаблица)
    Воспитатель Переходим в следующую лабораторию . Как вы думаете , что изучают здесь. Подумайте про какой орган чувств мы еще не вспоминали.
    (осязание.) Скажите мне что такое осязание, чем мы осязаем? ( руки, ощупь, кожа)  Скажите осязание. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины,ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? ( Вода,мыло, мочалка, крем). Руки - наши помощники, да? Давайте проверим, что умеют наши руки, как они помогают нам,но сначала  сделаем зарядку для пальчиков, что бы они стали чувствительнее.
  18. "Засолка"
  19. Мы капусту рубим
    Мы морковку трем
    Мы капусту солим
    Мы капусту жмем
  20. Воспитатель:-  Молодцы .. А сейчас очень сложный эксперимент проведем для наших пальчиков( определение  на ощупь материалов: бумага, картон, мех, клеенка, ткань)
  21. Воспитатель: Ну, ребята вы просто настоящие ученые, правильно определили все материалы на ощупь. Ас чьей помощью? Правильно , руки -это часть тела, а орган чувств это?
  22. Воспитатель: А теперь расскажите про орган осязания. (По мнемотаблице)
  23. Наша экскурсия по "Институту Здоровья" подошла к концу. Мы с вами  побывали в пяти лабораториях , сделали много исследований, вы убедились, что у нашего мозга есть помощники? Назовите их.  ( Воспитатель показывает табличку с органами чувств)  
  24. Давайте поиграем в игру"Часть тела- орган чувств"
  25. Теперь  нам пора возвращаться в садик , вокруг себя повернись в садике окажись.
  26. Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? . Что мы там делали.
  27. Правильно мы были в "институте здоровья" и изучали органы чувств. А что вам понравилось больше всего.  А теперь давайте по прощаемся с гостями и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

Конспект занятия по обж " «Как устроено тело человека. Органы чувств» (подготовительный к школе возраст)

Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...