Конспект ООД "Лекарственные растения - солдаты природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ниценко Евгения Викторовна

Формирование экологической культуры, посредством патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская методическая разработка

образовательной деятельности

для детей подготовительной к школе группы

 «Лекарственные растения-солдаты природы»

                                                                      Ниценко Е.В.,

                                                                      воспитатель высшей категории

Цель: формирование экологической культуры, посредством патриотического воспитания.

Задачи: 

- формировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;

- воспитывать патриотизм на примере ВОВ;

- развивать любознательность, наблюдательность, речь, умение анализировать.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная, познавательно-исследовательская.

Планируемые результаты:

- проявляют патриотические чувства, ощущают гордость за свою страну, её достижения, имеют представления о важнейших исторических событиях;

- проявляют любознательность, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;

- имеют первичные представления о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений;

- проявляют уважение к жизни, и заботу об окружающей среде.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, дидактическое пособие «Вылечи солдата»; фотоальбом «По следам ВОВ», наборы для рисования на каждого ребёнка.

Предварительная работа: серия бесед «Детям о войне», видио-презентация «Мы помним – мы гордимся», НОД «Лекарственные растения Ставропольского края», беседа: «Красная Книга», Д.и.: «Собери растение», «Узнай по описанию», продуктивная деятельность «Лекарственные растения – наши друзья».

Организация и методика проведения образовательной деятельности

1.Организационный.

(Сидя на ковре в кругу)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Почему мы при встрече, говорим друг другу «Здравствуйте»?

Дети: Желаем, здравия, здоровья!

Воспитатель: Давайте пожелаем здравия солнышку, травам и всему миру.

«Приветствие»

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                       (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я:                         (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!»             (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                          

Здравствуй, Родина моя!              

Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?

Дети: Родная страна, Отечество, город, где родился человек.

Воспитатель: А, вы любите свою Родину? Почему?

Дети: Потому что мы здесь родились, здесь живём.

Воспитатель: Более 75 лет назад, когда нас с вами ещё не было на свете, дружно жили люди. Они как и мы любили свою Родину, растили детей, работали в полях, на заводах. Дети ходили в детские сады и школы. Всё у них было хорошо, да только беда постучалась в их дома. Фашистская Германия, решила захватить чужие земли. А их правитель Гитлер решил убивать людей потому, что они имели другую национальность, он считал что нация немцев, самая превосходная в мире. Все нации должны были подчинится фашистскому режиму или умереть.

-  Ребята, так какая же беда пришла на нашу землю? Что напугало людей?

Дети: Началась ВОВ война. Прогремели взрывы. Небо почернело.

(Просмотр фотоальбома «По следам ВОВ»)

Воспитатель: Почему война называется Великая Отечественная?

Дети: Великая она называется потому, что в этой войне участвовало много людей. Отечественная война потому, что русские люди сражались за свою родную землю, за свой народ.

Воспитатель: Какими словами вы можете описать войну?

Дети: Страшная, жестокая, беспощадная.

2.Мотивационный

Воспитатель: С первых дней Великой Отечественной войны в стране стало очень не хватать лекарственных средств. Многие предприятия по их изготовлению были разрушены. Огромную территорию страны, на которой в мирное время велись заготовки лекарственного сырья, захватили фашисты. В этих условиях врачи вынуждены были обратиться к целительной силе природы. Ребята, а вы знаете, какие растения могли бы помочь человеку, своими лечебными свойствами.

Дети: (называют знакомые им лекарственные растения) подорожник, малина, ромашка, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик, календула.

Воспитатель: Вы хотите узнать, какие растения помогали спасать жизни людей во времена войны?

Дети: Да.

3.Образовательный.

(Проходят на стулья для просмотра презентации):

«Лекарственные Растения – солдаты природы»

Воспитатель: Основными сборщиками и заготовщиками лекарственных растений в военные годы были дети. В свободное от учёбы время они отправлялись на луга и в леса, собирали травы, а затем сушили их и отправляли на фронт, в госпитали.  

Берёза. Порошок из берёзовых почек использовали для лечения медленно заживающих ран, других кожных заболеваний, профилактики отморожений. Нанесение смеси с берёзовыми почками на раны позволяло быстро очистить их от гноя и ускорить заживление. Помогала берёза и от чесотки. Лекарство делали из коры дерева. Витаминный настой из берёзовых листьев возвращал раненым утраченные силы. Березовый сок пили для профилактики болезни зубов. А также он укрепляет лёгкие.                                                                         Торфяной мох. В годы войны служил перевязочным материалом. Стебель и листья растения содержат полые клетки-резервуары, благодаря которым оно способно впитывать в себя огромное количество воды. Это свойство и использовали медики. Мох собирали, тщательно высушивали и наносили на раны. Растение впитывало в себя кровь, а кроме того, оказывало антибактериальное, противовоспалительное, ранозаживляющее и обезболивающее действие.                                                                                            Сосна. Хвоей сосны лечили обморожения. А также, готовили напиток, который помог выжить жителям блокадного Ленинграда. Каждое утро истощённые женщины отправлялись на сбор хвойных лап, которые потом доставляли на заготовительные пункты. 1 кружка зеленоватого хвойного напитка обеспечивала суточную потребность организма в витамине С.                            Боярышник. Экстракт боярышника, сделанный из плодов растения выдавался солдатам для укрепления сердца, восстановление сна.
Крапива. Листья крапивы применяли, чтобы остановить кровотечение, употребляли для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах.
Щавель конский. Молодые побеги съедобны, в них много витамина С. обладает кровоостанавливающим и антибактериальным действием.                           Калина обыкновенная. В медицине используют кору и плоды. Отвары и экстракты коры применяли в военных госпиталях в качестве кровоостанавливающего и болеутоляющего средства. После промораживания плоды калины употребляют в пищу в них много витаминов, и всеми любимая аскорбинка.
Пастушья сумка. Использовали стебли, цветы, для остановки кровотечений у солдат, снятию воспалений.

Воспитатель: Ребята, мы увидели растения, которые приходили людям на помощь во времена войны. А сейчас мы можем их встретить? Где?

Дети: Рядом с нами, в лесах, в полях, парках.

Воспитатель: Как мы называем растения, которые обладают какими-то лечебными свойствами?

Дети: Лекарственные растения.

Воспитатель: Можем ли мы назвать эти растения - солдатами Природы? Почему?

Дети: эти растения лечили наших солдат, помогали воевать.

Воспитатель: Растения – наши друзья! А лекарственные растения – друзья нашему здоровью. Делится природа своими дарами с людьми, требуя взамен лишь бережного отношения к себе. Ведь лекарственные растения, которые мы уже знаем, и те, о которых узнали сегодня, всегда готовы прийти к нам на помощь.

- А Давайте вспомним, что мы относим к растениям? 

Дети: Деревья, цветы и кустарники.

Физкультминутка «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на носочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарника – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми.

Воспитатель: а теперь ребята, я предлагаю вам стать врачами военного госпиталя. Ваша задача вылечить раненых солдатов с помощью трав.

(Проходят за столы)

Д.И. «Вылечи солдата» (работа в парах)

(Картинка солдата, ниже изображение, соответствующее его ранению, ниже пустые ячейки, для вложения соответствующих карточек из дид.пособия «Собери растение»)

Дети выбирают лекарственные растения, которые помогут избавится от кашля или зубной боли, остановить кровотечение и т.д.. Отбирают нужную часть растения. Обосновывают свой выбор.

Воспитатель: Ребята, что необходимо помнить при сборе растений?

Дети: Необходимо соблюдать правила безопасности при сборе растений. 

Воспитатель: Давайте вспомним правила сбора лекарственных растений.

Правила сбора лекарственных растений

1.Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

2.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

3. Нельзя рвать растение с корнем.

4. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

5. Собирать растения утром в сухую погоду, после того как высохнет роса.

6. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять.   

7. Сушить растения нужно не на солнце, а в тени.

3. Рефлексия.

(Стоя на ковре кругом)

Игра «Клубочек»

(Сматывается клубок из нитки, которая лежит на ковре сначала занятия, очерчивая круг, за границами которого сидели, а теперь стоят дети)

Каждый ребёнок сматывает свою часть нитки в клубочек произнося что нового или интересного он узнал на занятии, и передаёт клубочек соседу.

Дети:

- Я узнал, что крапива является лекарственным растением;

- Я удивился, что торфяной мох, использовался на войне как перевязочный материал;

-  Мне было интересно играть в игру «Вылечи солдата»;

- Мне было весело играть в игру «Деревья, кустарники, травы»;

- Я не знал, что берёзовый сок, лечит кариес;

- Я рада, что узнала много новых лекарственных растений;

- Мне было удивительно, что растения помогали людям во время войны.

4. Итоговый.

А теперь я предлагаю нарисовать любое понравившееся вам лекарственное растение, с которым мы познакомились сегодня, и мы пополним вашими рисунками нашу книгу «Лекарственные растения-наши друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ дежурства в уголке природы для подготовительной группы тема: «Уход за комнатными растениями»

Задачи:-Закрепить знания и умения детей по уходу за растениями уголка природы, совершенствовать трудовые навыки и умения самостоятельно пользоваться оборудованием.-Закрепить знания детей о необходимых...

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Конспект занятия труд в природе Подготовительная группа Тема: « Уход за комнатными растениями»

Конспект занятия труд в природе    Тема:  « Уход за комнатными растениями»   Подготовительная группа...

Конспект занятия-экспериментирования по природе в подготовительной группе на тему "Жизнь растений"

Цель: Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать растения по трем гр...

Конспект занятия-экспериментирования по природе в старшей группе на тему: "Жизнь растений" ________________________________________

Программное содержание.Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений, классифицировать ра...

Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Мир комнатных растений». Средняя группа.

Задачи: Формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду. Воспитать любовь и бережное отношение к комнатным растениям....