Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Большакова Екатерина Алексеевна

В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую важность. Видя экологическую обстановку, мы понимаем, что эта тема всегда будет актуальна для человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ekologii_-_kopiya_1.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.1

Е. А. Большакова, С. С. Байкалова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №14 «Центр развития ребенка – детский сад», Кемерово

E-mail: ekaterina-bolshakova-90@mail.ru , lanabaykalova@mail.ru 

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

Аннотация Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Авторы рассказывают, как с помощью различных видов деятельности можно сформировать у детей экологические знания.

Ключевые слова дошкольник, экология, игра, деятельность.

E. A. Bolshakova, S. S. Baikalova

Municipal Autonomous preschool educational institution No. 14 "child development Center-kindergarten", Kemerovo

E-mail: ekaterina-bolshakova-90@mail.ru , lanabaykalova@mail.ru 

Abstract the Article is devoted to the problem of environmental education of preschool children. The authors describe how various activities can help children develop environmental knowledge.

Keywords preschooler, ecology, game, activity.

В современном мире вопрос экологического воспитания приобретает особую важность. Видя экологическую обстановку, мы понимаем, что эта тема всегда будет актуальна для человечества.

В период дошкольного детства жизни человека закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Это самый ценный этап в жизни человека.

Детский сад является первым звеном системы экологического образования. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и добрым сердцем. Именно поэтому перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры и рационального природопользования.

Работа по экологическому воспитанию проводится в образовательном процессе и в повседневной жизни.

В рамках основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 14 «Центр развития ребенка – детский сад», разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой уделяется немалое внимание экологическому воспитанию дошкольников. Учебный план программы предусматривает ознакомление с природой в рамках познавательного развития – «Ознакомление с окружающим миром». В год 23 занятия выделяется на ознакомление с природой. Рассматриваются следующие темы: «Признаки осени», «Во саду ли в огороде: овощи и фрукты», «Деревья и кустарники нашего двора», «Грибы», «Животные в природе и дома», «Куда улетают птицы?», «Как звери готовятся к зиме?», «Проказы матушки – зимы», «Вода в жизни человека», «Приметы зимы», «Что знаем о рыбах?», «Характеристика зимних месяцев», « Кто живет на подоконнике?», «Человек – часть природы». «Изменения в природе», « Лесные и садовые цветы», «Домашние птицы и их детеныши», «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Лес – это богатство», «Лето красное пришло».

В МАДОУ № 14 «Центр развития ребенка» реализуется программа «Семь чудес Кузбасса», разработанная творческой группой педагогов, целью которой является формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

В рамках программы «Семь чудес Кузбасса» осуществляется ознакомление с природой по следующим темам: «Азасская пещера», «Удивительные превращения капельки Азасса», «Мир камней и льда – изучение сталактитов и сталагмитов», «В гости к снежному человеку», «Томская писаница», «Животные Томской писаницы», «Растительный мир в Томской писанице», «Поднебесные зубья – жемчужина Кузнецкого Алатау», «Шахтерская слава – изучение полезных ископаемых». Целями которых является ознакомление детей с Азасской пещерой, с легендой о снежном человеке, с историей об образовании сталактитов и сталагмитов; закрепление знаний о растениях и животных Кузбасса на примере Томской писаницы, ознакомление детей с особенностями расположения и рельефа «Поднебесных Зубьев», с растительным и животным миром гор, расширение знаний детей о полезных ископаемых». При ознакомлении с Азасской пещерой, мы провели с воспитанниками опыт по выращиванию сталактитов и сталагмитов.

В условиях работы по инновационной муниципальной площадке на тему: «Организация профориентационной работы средствами проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» мы выбрали для изучения с детьми область геологии, профессия «почвовед». При ознакомлении детей с профессией почвоведа мы также знакомим детей с природой. В детском саду можно дать детям представление о почве и её составе, показать значение почвы для растений и живых организмов, развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы, развивать мыслительные способности: анализ, обобщение, выделить некоторые свойства песка и глины, воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности.

В процессе организации деятельности по ознакомлению с профессией почвоведа мы запланировали проводить такие формы работы как: беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде»; коллекционирование: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва»; строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране»; труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями; наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника»; ходьба босиком по песку, камушкам.

Мы считаем, что самые эффективные формы работы с детьми по экологическому воспитанию те, при которых у детей есть непосредственный контакт с природой. К таким формам можно отнести экскурсии, прогулки, наблюдения, экспериментирование. С помощью экспериментирования мы сможем помочь детям изучить свойства, состав, разновидности экологических проблем почвы, с использованием различных опытов: «В почве есть воздух», «Из чего состоит почва», «Что лучше пропускает воду песок или глина?», «Вытаптывание почвы», «Загрязнение почвы» и т.д. Здесь мы можем проводить разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Мы создаем предметно-пространственную развивающую среду, которая будет способствовать формированию экологических знаний.

Особенную роль при изучении природы играет уголок природы в группе. Здесь может быть такое оборудование, как календарь природы, настольно-печатные игры по экологии, домино (фрукты, овощи, животные и т.д.), пазлы, макеты природных зон и т.д. В уголке природы с детьми проводятся такие формы работы, как полив комнатных растений, рыхление почвы у комнатных растений, опрыскивание и протирание листьев, посадка лука на подоконнике, посадка семян цветов и овощей.

В игровой деятельности можно использовать такие настольно-печатные игры как: «С какой ветки детки», «Найти по описанию», «Что где растет», «Скорая помощь», экологические игра на природе, «Горячо – холодно», «Кому нужны деревья в лесу», «Зеленая аптека», «Как лес помогает человеку» и т.д., и дидактические игры: «Чей это хвост?», «Кто, где живет?».

Ознакомление с природой происходит не только на занятиях, но и на прогулке в процессе наблюдений. Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, за явлениями природы, растительным и животным миром (за крапивой, пауком, одуванчиком, муравьем, кошкой, подорожником, рябиной, перелетными птицами, собакой, березой, тополем, птицами зимой, синицей, домашними животными зимой, снегопадом, за елью на участке, зимующими птицами, вороной, снегирем, солнцем, снегом и льдом, голубями, синичкой, ветром, сосульками, проталинами). Наблюдения относятся к познавательной деятельности, требующая от детей внимания, сосредоточенности. Для педагога важно научить детей видеть красивое вокруг. Например, чтобы изменить отношение к пауку – злодею, педагог предлагает внимательно рассмотреть его паутину и обсудить то, как много сил ему потребовалось для того, чтобы ее сплести.

Так же метод экологической идентификации, то есть отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением – это игровой прием, в процессе которого ребенок может «превратиться» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением.

В группе имеется детская и энциклопедическая литература экологического содержания. Сказка не только развлекает, но и воспитывает, знакомит с добром и злом. Сказку или рассказ можно обсудить, обыграть по мотивам спектакли. Мы стараемся подбирать произведения, в которых можно увидеть правила экологической культуры и поведения в природе. Так, например, в стихотворении С. Михалкова «На прогулке» людям самим не нравятся замусоренные места отдыха, но сами поступают также, оставляя после себя мусор.

Экологические праздники вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Праздники проводятся на самые разнообразные темы («День воды», «День птиц», «Наш общий дом – Земля» и т.д.). Организация таких праздников ложится на воспитателей.

Труд детей на природе доставляет детям много радости и содействует их развитию. Трудясь, дети знакомятся со свойствами и качествами объектов природы. Здесь могут быть индивидуальные поручения, коллективный труд и совместный труд. В процессе труда у детей формируются знания о растениях и животных. Также эта работа помогает в воспитании трудолюбия. Но физические усилия не должны переутомлять ребенка.

Экскурсии – одна из форм работы по экологическому воспитанию. Они могут быть природоведческими и сельскохозяйственными. Э
то очень непростая работа, так как проводится вне дошкольного учреждения. Экскурсия – это что-то вроде занятия под открытым небом. Преимущество такой формы в том, что она позволяет в естественной среде познакомить детей с объектами и явлениями природы. Основная часть экскурсии – это коллективное наблюдение. Педагог дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Когда дети работают самостоятельно, педагог не должен оставаться наблюдателем, но и всю работу за детей нельзя выполнять.

Проводим работу по вопросам экологического воспитания среди родителей, потому что полноценный воспитательный эффект формируется тогда, когда детский сад и семья работают совместно.  Мы используем такие формы работы как беседы, консультации, анкетирования, вечера встреч, выставки семейных поделок и экологические акции: «Чистый город», «Птичья столовая», «Помощь бездомным животным» и т.д. Такая работа способствует повышению педагогической и экологической культуры родителей.

В экологическом воспитании эффективным является интегрированный подход. Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Литература:

  1. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию. – М.: Дошкольное воспитание. — 2004.
  2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4.  Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014.
  5. Дополнительная общеразвивающая программа МАДОУ№14 «Семь чудес Кузбасса»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )

СрокиТемаПрограммные  задачиФормы  работыСентябрь Цветы  станицы КаневскойПознакомить  детей  с  цветами,  растущими  на  цветочной  клумбе....

Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"

В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...

Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

Методические рекомендации«Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»                          ...

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природн...

Организация работы с дошкольниками старшего возраста по экологическому воспитанию

Статья посвящена проблеме экологического воспитания дошкольников. Авторы рассказывают, как с помощью различных видов деятельности можно сформировать у детей экологические знания....

Организация и реализация долгосрочных проектов в работе с дошкольниками старшего возраста.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах челове...