Главные вкладки

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )
    методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Паршина Людмила Николаевна

    Сроки

    Тема

    Программные  задачи

    Формы  работы

    Сентябрь

     

    Цветы  станицы Каневской

    Познакомить  детей  с  цветами,  растущими  на  цветочной  клумбе.  Учить  различать  и  называть  2-3  цветущих  растения  по  цвету,  высоте (бархатун, роза).

    Развивать  навыки  обследовательских  действий. Воспитывать  бережное  отношение  к  растениям, желание  рассматривать  и  любоваться  ими. Активизировать  словарь.

    Наблюдение  за  цветущими  растениями  на  клумбе,  за  сбором  семян

    Д/И  «Узнай  цветы», « Найди  такой  же», «Узнай  на  ощупь»

    Рассматривание  иллюстраций  и  репродукций  с  изображением  цветов.

    Чтение  Е.Серов  «Ромашка»

    А.Пчельникова

    «Роза», «Лилия»

    Мультимедийная презентация «Цветы»

     

     

     

     

     

    Сентябрь

    Фрукты   станицы Каневской

    Дать  представление  о  некоторых   фруктах,  выращиваемых  в  Каневской.

    Формировать  умение  различать  плоды  по  названию,  особенностям  формы,  цвета, поверхности,  вкуса  и  запаха -  яблоки, груши,  виноград, сливы, вишня, черешня, абрикосы.

    Сформировать  понятие  о  пользе  фруктов   для  здоровья.

     Развивать  сенсорное  ощущение,  восприятия.

    Воспитывать  уважительное  отношение  к  плодам,  выращенным  человеком.

     

     

     

    Наблюдение  и  рассматривание  иллюстраций, натуральных  фруктов  и  муляжей

    Д/И «Чудесный  мешочек», «Найди  такой  же», « Подбери  пару»,  «Сварим  компот»

    Мультимедийная презентация «Фрукты»

    Мультимедийная презентация «Что растет в саду?»

    Октябрь

    «Золотая осень»

    станицы Каневской

    Учить  детей замечать и называть сезонные изменения в природе; объяснить, что в природе ничего ни происходит случайно (опавшие листья нужны растениям осенью и зимой на земле).

    Развивать умение детей узнавать и называть растения участка группы, упражнять в различении деревьев и кустарников.

    Воспитывать эмоционально – положительные чувства, отзывчивость на красоту родной станицы.

    Наблюдение за объектами живой и неживой природы: растения на участке группы.

    Д/И «Добеги до дерева», «покажи, где дерево, где куст», игры с песком, игры речевые и сенсорные с листьями.

    Мультимедийная презентация «Что такое осень?»

    Мультимедийная презентация «Календарь природы. Осенние звуки»

    Октябрь

    «Овощи   станицы Каневской»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учить  детей узнавать и различать овощи ( по цвету: морковь оранжевая, помидор красный, огурец зеленый, кабачок светло – зеленый и т.д.); по форме: продолговатый, круглый; по твердости: твердый, мягкий; по характеру поверхности: гладкий, с бугорками, негладкая; по вкусу: сладкий, горький, кислый. Формировать обследовательские навыки, развивать сенсорное ощущение детей, воспитывать уважительное отношение к продуктам питания, активизировать словарь.

    Наблюдение за трудом старших детей по сбору урожая на огородных грядках детского сада; за работой взрослых на огороде.

    Д/И «Чудесный мешочек», «Что где растет», «Сварим борщ», «Назови овощи».

    «В овощном магазине».

    Мультимедийная презентация  «Овощи»

    Мультимедийная презентация «Песенка про осень»

    Октябрь

    «Знакомство с обитателями зимнего сада детского сада»

    Познакомить детей с разнообразием обитателей экологической комнаты, способствовать появлению симпатии к животным и растениям, желанно ухаживать за ними, обучать детей наблюдению за живыми объектами.

    Формировать у детей элементарные умения (поливать комнатные растения, удалять паль с крупных листьев, систематически кормить и поить животных).

    Развивать знания детей о потребностях живого организма, воспитывать у детей бережное отношение к живому,  активизировать словарь: пушистый, разноцветная, спячка, грызет.

    Наблюдения за растениями (знакомство с особенностями внешнего вида, строением) , за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с  моделью трудового процесса), за дежурством старших детей в экологической комнате, за аквариумной рыбкой.

    Д/И «Найди такой же листочек», «Кто,  где живет», «Сравнение живой и игрушечной рыбки».

    Мультимедийная презентация «Что растет на подоконнике?»

    Ноябрь

    «Путешествие по экологической тропинке детского сада»

    Учить детей различать и  называть некоторые лиственные и хвойные деревья: ель, береза, ивушка, кустарник, рябина, учить сравнивать их, находить общее и различать признаки, уточнять знания детей об осени, о состоянии деревьев в этот сезон, дать представления о размножении деревьев (птицы разносят семена). Развивать умение устанавливать взаимосвязи.

    Развивать речь детей, умение подбирать определения к слову (гладкий, шершавый, старое, молодое, высокое, низкое); тактильные и зрительные ощущения, умение сравнивать с прошлым восприятием. Воспитывать у детей потребность в общении с природой, желание любоваться красотой природы родного края.

    Цикл наблюдения за елью, за птицами (улетают),; насекомыми ( прячутся, пропадают); обратить внимание детей на их внешний вид, повадки, учить отличать, называть.

    Д/И «Угадай по описанию», «Сложи модель дерева», «Чего нет у кустика?», «Сложи листочек», «Покажи такое же дерево как у меня».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ноябрь

    «Дикие животные

    станицы Каневской»

    Способствовать накоплению у детей представлений и знаний о диких животных (на примере зайца, лисы, волка, медведя), об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках диких животных.

    Формировать реалистические представления о природе.

    Развивать интерес к природе, воспитывать у детей доброту, активное сочувствие, желание помочь, удовлетворение от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.

    Ежедневное наблюдение за погодой: дети рассматривают небо, ищут облака, тучи, с помощью ветряка воспитатель демонстрирует вере; наблюдение за дождем (подбираю в группе предметные сюжетные картинки).

    Д/И « Угадай по описанию», «Кто, где живет», «Чья мама?».

    Мультимедийные  презентации «Кто живет в лесу»,  «Зоопарк», «Кто такие звери», «Лесные сказки – ежик, белка»

    Декабрь

    «Домашние животные

    ст. Каневской»

    Способствовать у детей представления о домашних животных, об особенностях внешнего вида, поведения, о необходимости заботиться о них, о жизненных потребностях.

    Развивать умение различать игрушечных и настоящих животных, умение наблюдать: принимать цель наблюдения, внимательно рассматривать, говорить об увиденном, используя знакомые слова и выражения. Воспитывать бережное отношение к животным

    Наблюдение за кроликом, собакой.

    Д/И «Живая кошка и игрушечный котенок», «Живая собака и игрушечный щенок», «Большие и маленькие», «Кто как кричит», игровая обучающая ситуация.

     

    Мультимедийная презентация  «Домашние животные»

    Декабрь

    «Птицы бабушкиного двора»

    Дать первоначальные представления о домашних птицах (петух, курица, цыплята, утята, гусь, индюк), их внешнем виде, особенностях поведения.

    Учить узнавать звуки, которые они произносят, подражать им. Развивать умение наблюдать, отражать результаты наблюдений в точности.

    Создать условия для развития речи детей.

    Продолжать наблюдение за сезонными изменениями природы.

    Д/И речевые подражательные игры: «Чья мама?», «Кто где живет», «Кто живет».

     

    Мультимедийная презентация «Домашние птицы»

    Декабрь

    «Птицы станицы Каневской»

    Формировать первые представления о птицах, познакомить с внешним видом ( тело покрыто перышками, есть голова, клюв, глаза, крылья, ноги); птицы клюют корм, пьют воду, смотрят, с помощью крыльев летают, с помощью ног прыгают, птицы – живые существа – летают, прыгают, едят, пьют. Обогащать и активизировать словарь. Развивать умение и узнавать птиц, наблюдать за ними. Активизировать внимание и память детей. Воспитывать внимание к природе родного края.

    Цикл наблюдений за воробьем:

    {C}Ü    {C}Какая птичка?

    {C}Ü    {C}Чем ворона отличается от воробья?

    {C}Ü    {C}Что и как птица ест?

    {C}Ü    {C}Как птица пьет воду и питается?

    {C}Ü    {C}Отличие живой птицы от игрушечной?

    Д/И «Что за птица?», «Ласточки и мошки», «Собери птичку», «Кто что ест?».

    Мультимедийная презентация «Кто такие птицы»

    Январь

    «Комнатные цветы»

    Познакомить детей с комнатными растениями уголка природы. Формировать у детей представление о том, что комнатные растения – живое существо, что у них есть корень, листья, стебель, цветок. Учить узнавать правильно называть 2 – 3 растения.

    Наблюдение за комнатными растениями в экологической комнате и в уголке природы, наблюдение за водой.

    Д/И «Найди цветок, похожий на травку».

    Январь

    «Белоснежная зима  ст. Каневской»

    Уточнить представление о зиме ( снег лежит на земле, на крышах, деревьях, кустах; холодно, взрослые и дети тепло одеты, со снегом можно поиграть, лепить, кататься на санках). Познакомить детей с жизнью зверей в зимнем лесу (чем питаются, как выглядят, как прячутся от врагов); с зимующими птицами (внешний вид, повадки); Сформировать понятия о необходимости подкормки, о их пользе. Активизировать словарный запас, воспитывать бережное отношение к природе.

    Цикл наблюдений за елью, подкормкой зимующих птиц,за погодой (снегопад, ветер, сосульки, сугробы, лед), за зимующими птицами (воробей и ворона), за ростом лука.

    Д/И «Когда это бывает?», «Чья шуба лучше».

    Февраль

     

    «Домашние животные станицы Каневской»

     

    Продолжать знакомить детей с домашними животными (кроликом), формировать представление о внешнем виде (есть голова, длинные уши, глаза, ноги, хвост), дать знания о некоторых повадках (есть траву, сено, морковь, капусту, пьет воду, дает пух), о том, почему кролик называется домашним животным. Развивать умение сравнивать кролика с зайцем, используя исследовательскую деятельность. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать интерес к наблюдениям, бережное отношение к животным.

     

    Цикл наблюдений за кроликом в экологической комнате:

    {C}Ü    {C}Какой кролик?

    {C}Ü    {C}Что ест кролик?

    {C}Ü    {C}Кролику нужна разная еда

    {C}Ü    {C}Отличить живого от игрушечного

    Цикл наблюдений за водой:

    {C}Ü    {C}Как снег становится водой?

    {C}Ü    {C}Вода льется из крана

    {C}Ü    {C}Вода помогает человеку

    {C}Ü    {C}Где еще есть вода?

    {C}Ü    {C}Разноцветные льдинки

    Д/И сенсорно – обследовательские игры с водой, моделями, деревьями.

     

    Март

    «Комнатные растения»

    Продолжать знакомство детей с комнатными растениями. Уточнить представление детей о 2 – 3 знакомых растениях. Учит различать листья, стебли, цветы. Развивать эстетические чувства: цветы красивые, в группе уютно, цветами можно любоваться. Воспитывать у детей потребность в оказании помощи, уход за комнатными растениями.

     

    Продолжается наблюдение за изменениями, происходящими в природе: появление травы, луковичных растений, состояние неба, на деревьях набухают почки, становятся слышны птичьи голоса

    Элементарная трудовая деятельность в уголке природы

    Мультимедийная презентация «Комнатные  растения».

    Март

    «Наши рыбки»

    Формировать представление об аквариумных рыбках, об их строении – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, на голове есть рот и глаза; рыба живет в воде, дом ее называется аквариумом, она плавает, хватает корм ртом; рыбка живая – ест, плавает.

    Обогащать словарь детей за счет слов, обогащающих названия рыбок, признаки внешнего вида и действия.

     Воспитать бережное отношение к обитателям аквариума.

    Цикл наблюдений  за  рыбками  в  аквариуме.

    Мультимедийная презентация «Кто живет в аквариуме?»

    Рассматривание иллюстраций «Рыбы»

    Элементарная экспериментальная деятельность «Что ест рыбка?»

    Апрель

    «Путешествие  в  весенний  лес»

    Формировать  представления  детей  о  весенних  изменениях  в  природе:  больше  солнечных  дней,  становится  значительно  теплее,  снег  тает,  изменяется  одежда  людей.

    Показать  связь  изменений  в  неживой  природе  с  изменением  жизни   растений  и  животных. Активизировать   мыслительную   деятельность  за  счет   решения  логических   задач. 

    Развивать   память, внимание, воображение.

    Наблюдение  за  небом  и  солнцем .

    Опыт:  запустить  в  ручей  кораблик. Понаблюдать, как  он  намокнет.

    Экологические  игры:

    «Угадай  по  описанию»

    «Кто  быстрее  найдет  березу, дуб»

    Беседы:

    «Какие  растения  живут  у  тебя  дома?»

    «Мамы  и  их  малыши»

    Мультимедийные презентации «Весенние заботы», «Животные весной».

                                        Апрель

    «Рассматривание  дерева  и  кустарника»

    Формировать  представление  о  том,  что  дерево  и  кустарник -  это  растения, у них  общие  признаки      ( корень, стебель, лист), но  есть  и  различия ( у  дерева  один  стебель,  а  у  кустарника  много  стеблей).  Развивать аналитическое   мышление.

     Воспитывать  интерес  к  жизни   растений.

     

     

    Сравнение куста и дерева

    Экологические  игры:

    «Через  ручеек»

    «К  дереву  беги»

    Мультимедийная презентация «Кустарники в загадках»

    Чтение:  Т. Александрова « На  солнышке  согрелась ель»

    И.Токмакова «Осинка», «Ели»

    Май

    «Рассматривание   одуванчика  и  тюльпана»

    Учить  детей  различать  и  называть   первоцветы.

     Развивать  умение  сравнивать, находить  признаки  сходства  и  различия  у  одуванчика  и  тюльпана,  пользоваться  предметно-схематическими  моделями. 

    Закреплять  умение  правильно  называть  основные   части  растения. 

    Учить  обследовательским   действиям. 

    Вызывать  радость  от  красоты   растений.

     Воспитывать  бережное  отношение. 

    Наблюдение  за  солнцем,  за  облаками. 

    Обратить  внимание   на  появление   насекомых.

    Рассмотреть   майского  жука.

    Опыт: намочить  песок  и  понаблюдать  с  детьми,  как он  сохнет.

    Д/И»Кто, где  живет?»

    «Что  изменилось?»

    «Собери  цветок  из  частей»

    Чтение:

    С.  Капутикян «Май»

    К.Д.  Ушинский

    «Пчелки  на  разведках»

    Мультимедийные презентации «Муравей», «Приключение муравьишки»

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация комплексно-тематического планирования в условиях интегрированного образования. Из опыта работы ГБДОУ. И.И. Голубева, Н.Ю. Малинина, О.В. Михайлова

    В статье представлен опыт работы педагогического коллектива по разработке и реализации принципа комплексно-тематического планирования в интегративном детском саду.  Авторы делятся практическими н...

    Система работы по нравственному воспитанию ( из опыта работы).

    В данном материале представлени опыт работы по нравственному воспитанию, поставлены и раксрыты задачи. Первая  и основная задача - это воспитание уважения к старших, родителям и свертсникам, кото...

    «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

    «Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

    НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

    Нод содержит элементы эксперементирования, экологическое воспитание, развитие речи, мозговой штурм....

    Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

    Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

    Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании (из опыта работы)

    В статье рассказываю о работе по экологическому воспитанию с детьми и родителями....

    Обеспечение двухуровневого технологического процесса в экологическом воспитании(из опыта работы)

    Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.Существенной сторо...