Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя
консультация

Шматова Виктория Васильевна

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который был утвержден в 2013 году. И одним из важных принципов дошкольного образования в Стандарте прописано «сотрудничество дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

             Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»

            Семья для маленького человека – самое главное. В любящей семье с молоком матери новорожденный малыш впитывает любовь матери, чувствует заботу, защищенность от любых проблем и обид. Но не все семьи идеальны. В нашем современном обществе многие родители озабочены только финансовой стабильностью своей семьи.  И часто малыш полутора-двух лет поступает в детский сад, а родители самоустраняются от воспитания ребенка, считая, что теперь это обязанность дошкольной организации. Многие родители не владеют элементарными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей.  Однако детский сад (дошкольная организация) обязана работать, сотрудничать со всеми родителями. И в настоящее время возникает необходимость обновления системы работы с родителями, и так же повышение эффективности использования различных форм взаимодействия с семьей воспитанника.

          Современная дошкольная организация придерживается принципа открытости для семьи. Каждый родитель, как законный представитель, имеет право знать в каких условиях воспитывается его ребенок, как происходит воспитание, образование и уход за ребенком. В дошкольной организации создается активная развивающая среда, которая обеспечивает единые подходы в воспитании и развитии ребенка в детском саду и в семье.

            Дошкольная организация в работе с родителями осуществляет индивидуальный подход, так как каждая семья уникальна и индивидуальна. И общаясь с родителями, педагоги и воспитатели должны обладать необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Педагог должен уметь понять, почувствовать настроение того или иного родителя в каждой индивидуальной той или иной ситуации. Такт, доброжелательность, педагогическое умение сглаживать те или иные конфликтные ситуации, находить пути их решения – необходимые качества личности любого современного педагога и воспитателя детского сада. Дошкольная организация в современных условиях должна уметь реагировать на изменения социального состава родителей воспитанников, учитывать их образовательные потребности. И в зависимости от этого подбирать формы и направления работы с семьей.

              В современном обществе семья и дошкольная образовательная организация становятся партнерами, образуя социально-педагогическое партнерство, в котором они объединены общей целью и задачами, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребенка. Это сотрудничество социальных партнеров основано на толерантности, уважении и доверии. Такое сотрудничество добровольных партнеров ориентируется на взаимодействие и взаимопомощь. Таким образом, целью технологии социального партнерства является сотрудничество семьи воспитанника с педагогами дошкольной организации и создание атмосферы взаимного уважения и доверия в совместной деятельности.

             Любой музыкант понимает, что музыка как вид искусства имеет огромную силу в воспитании, формировании личности и занимает очень важное место в жизни каждого человека! Музыка сопровождает человека всю жизнь. Издавна, рождался человек – и новорожденный знакомился с «главной песней в мире», как сказал замечательный поэт Расул Гамзатов о колыбельной. Малыш слышит колыбельные песни, которые ему напевает мать. Умирал человек – его оплакивали родные и близкие. Ни одно событие не проходило без песни, музыки…И в современном обществе музыка сопровождает нас постоянно.

             Поэтому музыкальному воспитанию в детском саду уделяется большое внимание. Музыкальное воспитание в дошкольной организации является по сути основой для формирования и развития духовно-нравственной сферы личности ребенка. Но музыкальное воспитание ребенка в дошкольной организации неотделимо от семейного воспитания. И начав работать в детском саду, я стала знакомится и общаться с родителями воспитанников. Я поняла, что родители учащихся ДШИ, с которыми сотрудничала долгие годы, отличаются от родителей детей детского сада.

         Отличие в том, что родители учащихся ДШИ, независимо от социального статуса и от уровня своего воспитания и образования,    сознательно и целенаправленно развивают определенные задатки и способности своих детей в области музыки, хореографии, живописи, театра. Такие родители хотят видеть своих детей воспитанными, эстетически и культурно развитыми личностями. А родители воспитанников дошкольной организации, тоже имея различный социальный статус, разное образование и воспитание, не имеют единой определенной цели в воспитании и развитии личности ребенка.   

            Музыкальный руководитель детского сада является одним из главных и уважаемых людей в коллективе. Его деятельность важна и всегда показательна. Без музыкального руководителя не состоится ни один праздник или мероприятие. Я также заметила, что многие родители достаточно уважительно относятся к работе музыкального руководителя.   

            И свою работу с родителями я начала с проведения анкетирования среди родителей. Цель первого анкетирования состояла в том, чтобы познакомиться с родителями воспитанников, узнать их общий музыкальный уровень, отношение к музыке в семье, семейные музыкальные предпочтения и т.п. 

              Родителям было предложено ответить на 15 вопросов.

В анкетировании приняло участие 90 человек.

Результаты анкетирования показали, что 27% родителей (а это 30 человек) в детстве посещали музыкальную школу или различные кружки в ДК, т.е. имеют начальное музыкальное образование.

26,6 % ( 24 чел.)  родителей предпочитают классическую музыку.

Всего 8,8 % (8 человек) организуют дома семейные вечера, музыкальные праздники, капустники и т.п.

22 % (20 человек) часто поют и танцуют дома вместе со своими детьми.

И 94% родителей считают, что у его ребенка есть музыкальные способности!

             Выявив общий уровень музыкальной культуры, необходимо начать работу по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах музыкального воспитания и развития творческих музыкальных задатков и способностей детей. Была поставлена задача разработки новых инновационных форм работы с родителями, а также повышение уровня активности участия родителей в различных мероприятиях, проводимых в ДОО.

         Мною было отмечено, что среди воспитанников есть дети с хорошими музыкальными способностями и задатками. Среди 14 групп детского сада одна группа (в тот момент это была средняя группа) просто поражала своими певческими возможностями. Почти все дети этой группы - наиболее одаренные в музыкальном плане дети. Дети обладали чистой интонацией, хорошим чувством ритма, любили импровизировать. И конечно работать с такими детьми любому музыканту - одно удовольствие.

          Я пришла к выводу, что с такими детьми нужно заниматься индивидуально, развивая их способности и задатки. Но поддержка творческой активности, как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, так и педагогами.

            Так у меня родилась идея проведения фестиваля талантов «Любимая песня».  Я поделилась своей идеей с администрацией детского сада, которая восприняла эту идею положительно. И нами был разработан проект.

             Впервые фестиваль был проведен в апреле 2019 года. Родители воспитанников, которые принимали участие в фестивале, были приятно удивлены творческими возможностями своих детей.

            Проведение фестиваля талантов стало уже доброй традицией МДОУ ЦРР- ДС  «Скзакак». Ежегодно, в конце апреля мы проводим этот фестиваль.

Детский сад привлекает к совместной работе своих социальных партнеров, таких как городская библиотека, Гор сад культуры и отдыха, Средняя общеобразовательная школа №7.

             Отслеживая результаты проведения фестиваля, можно отметить у дошкольников положительную динамику в развитии творческих способностей, а также развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

               У родителей воспитанников отмечается повышение интереса к развитию способностей ребенка, их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами ДОУ. 

             А наиболее одаренные дошкольники принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах по хореографии, вокалу и пению, показывая при этом хорошую результативность, что естественно не является главным показателем моей работы.

             Какие же формы сотрудничества и взаимодействия с родителями дошкольников может применять музыкальный руководитель детского сада в современных условиях?

            1.Анкетирование родителей

В своей практической деятельности я использую несколько вариантов анкетирования.

1 вариант – знакомство с родителями дошкольников. Проводится с родителями новых групп или вновь поступивших детей.

И цель этого анкетирования – выявить уровень компетентности родителей по вопросам музыкального воспитания и готовности к сотрудничеству и взаимодействию.

2 вариант анкетирования – говорит об успешности работы музыкального руководителя в ДОО по вопросам музыкального воспитания.

Цель такого анкетирования заключается в том, чтобы повысить эффективность деятельности музыкального руководителя, а также с целью   совершенствования работы по музыкальному воспитанию.

Данное анкетирование проводится с родителями воспитанников старших и подготовительных групп детского сада

            2.Совместные праздники, досуги, развлечения, фестивали и конкурсы, проводимые в ДОО.

Здесь надо отметить помощь родителей в пошиве костюмов, создание различной атрибутики и реквизита. Участие родителей в утренниках (например, исполнение какой-либо роли в ходе праздника, участие в сценках или сюрпризном моменте и т.п.). Помощь в оформлении музыкального зала

              3. Открытые занятия с приглашением родителей воспитанников.

Такая форма работы повышает компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания. Родители становятся более заинтересованными в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Они проявляют интерес к программе музыкального воспитания. Для многих родителей становится открытием того, что дети на музыкальных занятиях не только «поют и танцуют», но и слушают лучшие образцы классической музыки, говорят о музыке.

               4.Проведение семинара – практикума и мастер – класса.

Цель мастер – класса и семинара – практикума – повышение родительской компетенции по вопросам музыкального образования и воспитания.

На таких мероприятиях происходит знакомство с музыкальным репертуаром дошкольников. Родители приобретают определенные музыкальные знания и навыки. Тематика мастер – класса разнообразна (например, «Игра на ложках», «Домашний оркестр» и т.п.)

              5.Музыкальная гостиная с участием родителей и детей.

Это эффективная форма взаимодействия музыкального руководителя с родителями, направленная на реализацию творческого потенциала как родителей, так и детей.

             6. Информационные стенды для родителей по вопросам музыкального воспитания.

На стенде обязательна информация о годовом плане работы музыкального руководителя в области досуговой деятельности, а также о программах музыкального воспитания, реализующейся в ДОО.

Кроме того, на таких стендах есть статьи о музыке и музыкантах, статьи о по вопросам музыкального воспитания, консультации для родителей, различные информационные объявления и многое другое.

                 7.Совместное посещение экскурсий, театра, концертов и т.п.

Такая форма взаимодействия способствует сближению круга интересов музыкального руководителя и семьи дошкольника. Происходит заинтересованный обмен мнениями, конструктивными предложениями о дальнейших совместных планах.

               8. Выступление и участие лучших дошкольников в различных районных и городских конкурсах и мероприятиях с участием родителей. Такая форма с одной стороны способствует реализации творческого потенциала дошкольника, социально адаптирует ребенка, с другой –

способствует повышению авторитета музыкального руководителя среди родительской общественности (родители участников и лауреатов конкурса уже начинают осознанно понимать роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании и образовании своего ребенка)

             9.Общие родительские и групповые родительские собрания, проводимые в ДОО.

            10.Консультации для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_sots_partnery.docx20.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который был утвержден в 2013 году. И одним из важных принципов дошкольного образования в Стандарте прописано «сотрудничество дошкольной организации с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

             Стандарт направлен на решение определенных задач, одной из которых является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования…»

            Семья для маленького человека – самое главное. В любящей семье с молоком матери новорожденный малыш впитывает любовь матери, чувствует заботу, защищенность от любых проблем и обид. Но не все семьи идеальны. В нашем современном обществе многие родители озабочены только финансовой стабильностью своей семьи.  И часто малыш полутора-двух лет поступает в детский сад, а родители самоустраняются от воспитания ребенка, считая, что теперь это обязанность дошкольной организации. Многие родители не владеют элементарными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей.  Однако детский сад (дошкольная организация) обязана работать, сотрудничать со всеми родителями. И в настоящее время возникает необходимость обновления системы работы с родителями, и так же повышение эффективности использования различных форм взаимодействия с семьей воспитанника.

          Современная дошкольная организация придерживается принципа открытости для семьи. Каждый родитель, как законный представитель, имеет право знать в каких условиях воспитывается его ребенок, как происходит воспитание, образование и уход за ребенком. В дошкольной организации создается активная развивающая среда, которая обеспечивает единые подходы в воспитании и развитии ребенка в детском саду и в семье.

            Дошкольная организация в работе с родителями осуществляет индивидуальный подход, так как каждая семья уникальна и индивидуальна. И общаясь с родителями, педагоги и воспитатели должны обладать необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Педагог должен уметь понять, почувствовать настроение того или иного родителя в каждой индивидуальной той или иной ситуации. Такт, доброжелательность, педагогическое умение сглаживать те или иные конфликтные ситуации, находить пути их решения – необходимые качества личности любого современного педагога и воспитателя детского сада. Дошкольная организация в современных условиях должна уметь реагировать на изменения социального состава родителей воспитанников, учитывать их образовательные потребности. И в зависимости от этого подбирать формы и направления работы с семьей.

              В современном обществе семья и дошкольная образовательная организация становятся партнерами, образуя социально-педагогическое партнерство, в котором они объединены общей целью и задачами, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребенка. Это сотрудничество социальных партнеров основано на толерантности, уважении и доверии. Такое сотрудничество добровольных партнеров ориентируется на взаимодействие и взаимопомощь. Таким образом, целью технологии социального партнерства является сотрудничество семьи воспитанника с педагогами дошкольной организации и создание атмосферы взаимного уважения и доверия в совместной деятельности.

             Любой музыкант понимает, что музыка как вид искусства имеет огромную силу в воспитании, формировании личности и занимает очень важное место в жизни каждого человека! Музыка сопровождает человека всю жизнь. Издавна, рождался человек – и новорожденный знакомился с «главной песней в мире», как сказал замечательный поэт Расул Гамзатов о колыбельной. Малыш слышит колыбельные песни, которые ему напевает мать. Умирал человек – его оплакивали родные и близкие. Ни одно событие не проходило без песни, музыки…И в современном обществе музыка сопровождает нас постоянно.

             Поэтому музыкальному воспитанию в детском саду уделяется большое внимание. Музыкальное воспитание в дошкольной организации является по сути основой для формирования и развития духовно-нравственной сферы личности ребенка. Но музыкальное воспитание ребенка в дошкольной организации неотделимо от семейного воспитания. И начав работать в детском саду, я стала знакомится и общаться с родителями воспитанников. Я поняла, что родители учащихся ДШИ, с которыми сотрудничала долгие годы, отличаются от родителей детей детского сада.

         Отличие в том, что родители учащихся ДШИ, независимо от социального статуса и от уровня своего воспитания и образования,    сознательно и целенаправленно развивают определенные задатки и способности своих детей в области музыки, хореографии, живописи, театра. Такие родители хотят видеть своих детей воспитанными, эстетически и культурно развитыми личностями. А родители воспитанников дошкольной организации, тоже имея различный социальный статус, разное образование и воспитание, не имеют единой определенной цели в воспитании и развитии личности ребенка.   

            Музыкальный руководитель детского сада является одним из главных и уважаемых людей в коллективе. Его деятельность важна и всегда показательна. Без музыкального руководителя не состоится ни один праздник или мероприятие. Я также заметила, что многие родители достаточно уважительно относятся к работе музыкального руководителя.   

            И свою работу с родителями я начала с проведения анкетирования среди родителей. Цель первого анкетирования состояла в том, чтобы познакомиться с родителями воспитанников, узнать их общий музыкальный уровень, отношение к музыке в семье, семейные музыкальные предпочтения и т.п. 

              Родителям было предложено ответить на 15 вопросов.

В анкетировании приняло участие 90 человек.

Результаты анкетирования показали, что 27% родителей (а это 30 человек) в детстве посещали музыкальную школу или различные кружки в ДК, т.е. имеют начальное музыкальное образование.

26,6 % ( 24 чел.)  родителей предпочитают классическую музыку.

Всего 8,8 % (8 человек) организуют дома семейные вечера, музыкальные праздники, капустники и т.п.

22 % (20 человек) часто поют и танцуют дома вместе со своими детьми.

И 94% родителей считают, что у его ребенка есть музыкальные способности!

             Выявив общий уровень музыкальной культуры, необходимо начать работу по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах музыкального воспитания и развития творческих музыкальных задатков и способностей детей. Была поставлена задача разработки новых инновационных форм работы с родителями, а также повышение уровня активности участия родителей в различных мероприятиях, проводимых в ДОО.

         Мною было отмечено, что среди воспитанников есть дети с хорошими музыкальными способностями и задатками. Среди 14 групп детского сада одна группа (в тот момент это была средняя группа) просто поражала своими певческими возможностями. Почти все дети этой группы - наиболее одаренные в музыкальном плане дети. Дети обладали чистой интонацией, хорошим чувством ритма, любили импровизировать. И конечно работать с такими детьми любому музыканту - одно удовольствие.

          Я пришла к выводу, что с такими детьми нужно заниматься индивидуально, развивая их способности и задатки. Но поддержка творческой активности, как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, так и педагогами.

            Так у меня родилась идея проведения фестиваля талантов «Любимая песня».  Я поделилась своей идеей с администрацией детского сада, которая восприняла эту идею положительно. И нами был разработан проект.

             Впервые фестиваль был проведен в апреле 2019 года. Родители воспитанников, которые принимали участие в фестивале, были приятно удивлены творческими возможностями своих детей.

            Проведение фестиваля талантов стало уже доброй традицией МДОУ ЦРР- ДС  «Скзакак». Ежегодно, в конце апреля мы проводим этот фестиваль.

Детский сад привлекает к совместной работе своих социальных партнеров, таких как городская библиотека, Гор сад культуры и отдыха, Средняя общеобразовательная школа №7.

             Отслеживая результаты проведения фестиваля, можно отметить у дошкольников положительную динамику в развитии творческих способностей, а также развитие у детей таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, креативность.

               У родителей воспитанников отмечается повышение интереса к развитию способностей ребенка, их заинтересованность в сотрудничестве с педагогами ДОУ. 

             А наиболее одаренные дошкольники принимают участие в муниципальных и региональных конкурсах по хореографии, вокалу и пению, показывая при этом хорошую результативность, что естественно не является главным показателем моей работы.

             Какие же формы сотрудничества и взаимодействия с родителями дошкольников может применять музыкальный руководитель детского сада в современных условиях?

            1.Анкетирование родителей

В своей практической деятельности я использую несколько вариантов анкетирования.

1 вариант – знакомство с родителями дошкольников. Проводится с родителями новых групп или вновь поступивших детей.

И цель этого анкетирования – выявить уровень компетентности родителей по вопросам музыкального воспитания и готовности к сотрудничеству и взаимодействию.

2 вариант анкетирования – говорит об успешности работы музыкального руководителя в ДОО по вопросам музыкального воспитания.

Цель такого анкетирования заключается в том, чтобы повысить эффективность деятельности музыкального руководителя, а также с целью   совершенствования работы по музыкальному воспитанию.

Данное анкетирование проводится с родителями воспитанников старших и подготовительных групп детского сада

            2.Совместные праздники, досуги, развлечения, фестивали и конкурсы, проводимые в ДОО.

Здесь надо отметить помощь родителей в пошиве костюмов, создание различной атрибутики и реквизита. Участие родителей в утренниках (например, исполнение какой-либо роли в ходе праздника, участие в сценках или сюрпризном моменте и т.п.). Помощь в оформлении музыкального зала

              3. Открытые занятия с приглашением родителей воспитанников.

Такая форма работы повышает компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания. Родители становятся более заинтересованными в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Они проявляют интерес к программе музыкального воспитания. Для многих родителей становится открытием того, что дети на музыкальных занятиях не только «поют и танцуют», но и слушают лучшие образцы классической музыки, говорят о музыке.

               4.Проведение семинара – практикума и мастер – класса.

Цель мастер – класса и семинара – практикума – повышение родительской компетенции по вопросам музыкального образования и воспитания.

На таких мероприятиях происходит знакомство с музыкальным репертуаром дошкольников. Родители приобретают определенные музыкальные знания и навыки. Тематика мастер – класса разнообразна (например, «Игра на ложках», «Домашний оркестр» и т.п.)

              5.Музыкальная гостиная с участием родителей и детей.

Это эффективная форма взаимодействия музыкального руководителя с родителями, направленная на реализацию творческого потенциала как родителей, так и детей.

             6. Информационные стенды для родителей по вопросам музыкального воспитания.

На стенде обязательна информация о годовом плане работы музыкального руководителя в области досуговой деятельности, а также о программах музыкального воспитания, реализующейся в ДОО.

Кроме того, на таких стендах есть статьи о музыке и музыкантах, статьи о по вопросам музыкального воспитания, консультации для родителей, различные информационные объявления и многое другое.

                 7.Совместное посещение экскурсий, театра, концертов и т.п.

Такая форма взаимодействия способствует сближению круга интересов музыкального руководителя и семьи дошкольника. Происходит заинтересованный обмен мнениями, конструктивными предложениями о дальнейших совместных планах.

               8. Выступление и участие лучших дошкольников в различных районных и городских конкурсах и мероприятиях с участием родителей. Такая форма с одной стороны способствует реализации творческого потенциала дошкольника, социально адаптирует ребенка, с другой –

способствует повышению авторитета музыкального руководителя среди родительской общественности (родители участников и лауреатов конкурса уже начинают осознанно понимать роль музыкального руководителя в музыкальном воспитании и образовании своего ребенка)

             9.Общие родительские и групповые родительские собрания, проводимые в ДОО.

            10.Консультации для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

"Духовно-нравственное воспитание средствами музыки" (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18 Киви Н.В.

Сегодня на Кубани православный модуль основ религиозной культуры и светской этики выбирают более 90 % родителей учащихся. Родители наших воспитанников приветствуют тесное сотрудничество Церкви и детск...

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)

Организация проектной деятельности в детском саду (из опыта работы музыкального руководителя)...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...