Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)
статья по музыке ( группа) на тему

Вдовцева Ольга Демьяновна

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.

(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx22.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.

(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

 

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности

   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной и музыкальной деятельности.

   В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» есть раздел «Музыкально-художественная деятельность, приобщение к музыкальному искусству». Он объединяет действия детей, каждое из которых имеет свое самостоятельное развитие: песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игру на детских музыкальных инструментах, инсценировки и музыкальные спектакли, музыкально-дидактические игры.

   В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами). 
Детское музицирование характеризуется тем, что ребенок должен сам ориентироваться в музыке — сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.

 

Источники самостоятельной музыкальной деятельности

   Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждаю к самостоятельным действиям. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, на занятиях дети часто поют в сопровождении инструмента. Но я их учу петь без сопровождения, чтобы они смогли сами по своему желанию петь без поддержки фортепиано. 
   Наши дети любят танцевать, маршировать под музыку. И если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением. 
   Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Наши воспитатели отмечают, что сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

   Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей.

 

Виды самостоятельной музыкальной деятельности

   Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

   Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии). 
   В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. 
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «лошадок» мальчики младшей группы поют песню «Лошадка», барабанят на барабане проигрыш «Цок, цок». Девочки, укачивая кукол, поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. 
   В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет» , «Два барабана», «Тише-громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и ее ритм. 
   В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках, дудочках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у наших старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, которые ребята используют, характеризуя какой-либо персонаж игры. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый». 
Музыкальные инструменты дети используют индивидуально, объединяясь по двое-трое, иногда по своей инициативе организуют «оркестр». 
В самостоятельной практике детей имеет место и слушание музыки. Я по их просьбе использую магнитофон, и мы вместе слушаем детские песни, танцевальную музыку. Наши дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

 

Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности

   Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей многообразны. Индивидуальные самостоятельные упражнения ребенка выступают как закрепление умений и навыков, приобретенных на музыкальных занятиях. Дети повторяют не только знакомые игры, танцы, песни, но и отдельные их элементы. Действия детей носят характер упражнений; они учат друг друга выполнять, например, шаг польки, правильно петь мелодию песни, сами замечают неточности в выполнении тех или иных действий, показывают, как надо сплясать, спеть.

   Игра - следующая форма организации самостоятельной музыкальной деятельности. Это могут быть сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы.

   Музыкально-дидактические игры привлекают детей возможностью действовать с игрушками и пособиями. Играя в «музыкальное лото», они различают по тембру разные инструменты, узнают по содержанию картинки или исполненные на органчике знакомые песни. Переставляя матрешку по ступенькам «музыкальной лесенки», дети осваивают направление движения мелодии, расположение звуков, разных по высоте, воспроизводят тихое и громкое звучание на разных инструментах. 
   Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

   Музицирование значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности детей. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. 
Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным: 
  1 стараюсь повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; 
  2 организую условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе; 
  3 воспитатель тактично становится как бы соучастником детских игр.

 

Условия формирования самостоятельной музыкальной деятельности

   Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятия:

1. Это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках. 
Для меня важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

2. Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие наших детей в утренниках и развлечениях.

   Участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов. Создаю такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески.

3. Вношу в самостоятельную деятельность атрибуты, (например ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы(русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях. 
   Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», который находится у нас в каждой группе. В распоряжении наших детей находится небольшое количество настольных музыкально-дидактических игр , различных детских игрушечных музыкальных инструментов ,платочки, султанчики и т.д.

   Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, например таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Римского - Корсакова), доставляет ребятам огромное эмоциональное наслаждение.

 

Роль воспитателя

   В начале учебного года наши воспитатели присматриваются к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатели не остаются к этому безучастными. Они создают для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. 
   Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и включает диск, просит детей принести из дома диски с детскими песнями. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей . 
    Создавая условия для музицирования, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. Воспитателю необходимо подходит творчески. Мы не ограничиваемся формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорим: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности в группе отвечает воспитатель.

   Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

 

Роль музыкального руководителя

   Я, как музыкальный руководитель, обеспечиваю на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогаю воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на музыкальных инструментах. 
   Совместно с воспитателем продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Часто, находясь в группе, я наблюдаю за детьми. Ведь много в своих занятиях можно оценить по-другому, когда видишь, как дети реагируют на них, чему они научились и, главное, воспиталась ли у них потребность к самостоятельному музицированию. Ведь это один из главных показателей того, что музыкальное воспитание строится правильно. Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей. 
Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Стараюсь консультировать педагога, даю необходимые рекомендации, оказываю практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования музыкального репертуара в празднично – игровой деятельности. Из опыта работы музыкального руководителя.

Актуальной остается проблема перенасыщенности репертуара на праздниках. В материале рассматриваются принципы и варианты подбора репертуара для празднично-игровой деятельности, нацеленные на то, чтобы ...

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе детского сада

Консультация для педагоговСоздание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей в группе  детского садаОсновной формой педагогического процесса в детском саду долгое время являлась...

консультация "Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность"

Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески. осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа по развитию самостоятельной музыкальной деятель...

Обобщение опыта по соцпартнерству ДОУ, родителей и Детской школой искусств в области музыкального воспитания: из опыта работы музыкального руководителя

В настоящее время в дошкольном образовании происходят существенные изменения. Связано это прежде всего с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, кот...