Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании (из опыта работы)
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Салахиева Гульфая Магсумовна

В статье рассказываю о работе по экологическому воспитанию с детьми и родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в экологическом воспитании (из опыта работы)

  Салахиева Гульфая Магсумовна,

воспитатель высшей квалификационной категории    

муниципального бюджетного дошкольного  общеобразовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида   с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей «№ 2 Алсу».

2017 год был объявлен годом экологии, поэтому появилась причина, еще раз взглянуть на эту проблему с новой инновационной стороны. Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе; развитие эмоционально окрашенного к ней отношения. И этой проблемой должны заниматься не только детские сады и школы, но прежде всего родители.

      Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей в первую очередь направлен на обучение, а не на развитие, а проблемы экологического воспитания их практически не интересуют. Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии и становлении дошкольников, это значит надо сделать родителей своими союзниками. При организации работы с семьей необходимо хорошо знать ее проблемы, сильные и слабые стороны. Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями(проектная деятельность и исследовательская деятельность) и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса  в соответствии ФГОС, но и был открыт к общению. Проблема построения  конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников актуальная проблема современной дошкольной педагогики. 

          Я в своей практике пользуюсь правилами  трёх плюсов

1.Искренняя доброжелательная улыбка. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

2. Имя человека. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии.

3. «Похвала ребёнку».  В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого,  - его ребёнка. Умение педагогов отметить хорошее качество в ребёнке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей

 Хочу рассказать о своем опыте работы  с родителями по экологическому воспитанию детей.    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И конечно в  зависимости от этого должны применяться  инновационные  формы и направления работы детского сада с семьей.

В детском саду разработана система сотрудничества воспитателей и родителей по экологическому воспитанию. Каждый год добавляю новые формы взаимодействия с родителями.  Накопившийся опыт отражала в планах работы с семьями воспитанников. Для формирования основ экологической культуры у родителей – использовала систему сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей.     Система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. В данное время разработана новая методика ознакомления с природой, обогащение детско-родительских отношений Зениной Т.Н.  Я пользовалась её методикой. Методика помогает повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. Для  оптимизации экологического воспитания дошкольников использовала  два этапа. Первый этап. Цель: просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.  Второй этап. Цель: Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений.

На первом этапе выявила наиболее эффективные формы работы с родителями, они проявили особый интерес к  мероприятиям, проводимых в группе. В саду создавалась годами предметно-развивающая среда: уголок с живой природой (водные черепахи, попугаи, рыбки); растительный мир на участке ; природные зоны лес, сад, огород  на территории детского сада  ; банк мультимедийных презентаций на различные темы; учебно-наглядные пособия для проведения ООД.

 Родители вместе с нами  готовились к празднику, посвященному прилету птиц. Организовали акцию «Всё лучшее птицам», «Птичья столовая». Родители изготовили скворечник, сделали кормушки в зимнее время года. Мы закрепили и расширили знания детей, родителей о птицах родного края, роли птиц в природе. Организовали выставку работ по рисованию «Птицы – наши друзья». Конечно,  представили вниманию родителей художественную литературу.

       Природоведческая художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе. В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру

       Родители разработали листовку, в которой лаконично описывались правила поведения в природе – это одна из форм наглядной агитации. Конечно, в этом принимали участие и дети и воспитатели. Листовки выполнялись в соответствии со временем года и важными явлениями природы. Эффективность  данной формы подтвердил конкурс листовок на тему: «Берегите природу!», в котором участвовали большинство родителей. Листовки «Спасём деревья» появились после того как началась акция «Сдай макулатуру – спаси дерево».

    Создали  папку «Рекомендации по экологическому воспитанию» - она включает в себя:

  • игры природоведческого характера;
  • рекомендации;
  • наметки;
  • консультации;
  • конспекты родительских собраний;
  • описание походов и экскурсий.

    Новая форма работы – экологические газеты «Здоровый образ жизни», «Интересное рядом», «Планета наш дом, мы хозяева в нём». Газеты  содержат интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, и конечно фото детей  и родителей.  

     Приобрели цикл дисков на тему: «Твои веселые друзья – зверята». В них даны описания жизни зверей из разных климатических зон. Диски даем родителям для просматривания их вместе с детьми. Дети приходят в детский сад и делятся своими впечатлениями.

    Организовывали сбор наглядного материала родителями, вместе с детьми. Составление коллекций из листьев, цветов, камней, которые используются на занятиях. Посещали ребят на дому ,  еще раз убедились, как она сближает воспитателя с семьей. К тому же это помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, природе, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, различные диски.

    Возрос интерес родителей к информации, расположенной в родительских уголках. Центром внимания стали странички о дне, проведенном детьми в детском саду. В них рассказывалось о поведении детей в природе (на участке, на огороде, в уголке природы), их рассуждениях, выводах, сделанных ими после наблюдения в природе.

   

    Групповые родительские собрания,  круглые столы, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей, открыли возможность для свободного общения, обсуждение различных вопросов.

    Традиционным стало активное участие родителей в природоохранных акциях «Благоустройство территории», «Лесная аптека», «Сбор лекарственных трав», «Сдай макулатуру – спаси дерево» (сбор макулатуры), «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление); «Всё лучшее птицам», «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время). Родители и дети изготовили плакат «Челны – любимый город».  Такому активному участию родителей способствовали мероприятия, проведенные в группах – комплексные ООД; экскурсии; фотографии детей с родителями в различных частях нашего города.

    Были проведены субботники по высадке цветов на клумбы участка; укропа и петрушки в огороде. Осенью провели работы по благоустройству участка.

     Проводила  анкетирование среди родителей. «Что вы думаете об экологическом воспитании?»

    Были  проведены семинары-практикумы  для родителей «В царстве лекарственных растений», «Комнатные растения». Обсудили проблемы и расширили представление о системе оздоровления детей на основе свободного обмены мнениями между родителями и медицинским персоналом.

    В группе проводили встречи с интересными людьми. Мамы, папы, бабушки и дедушки с удовольствием рассказывали детям о своей работе, службе в армии, своих увлечениях, родном городе. А сколько радости было у ребят, когда приходили родители на эти встречи.

    Один раз в середине года  и в конце  учебного года проводили  неделю открытых дверей, родители  посещали в удобное для них время занятия. На занятиях родители с удовольствием наблюдают за работой и игрой детей. Они понимают, что практические задания приучают детей мыслить, изучать причинно-следственные связи.

    Проводили экологические праздники «День Земли». Провели открытое занятие на тему: «Бережем деревянные предметы», конечно, пришли родители, которые принесли различные сувениры, сделанные из дерева (разделочные доски, ложки, игрушки). Сколько удовольствия получили дети и родители.

    Походы в лес в осеннее, зимнее, весеннее, летнее время родителей, детей, воспитателей стали традиционными. Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Но, конечно, такие задачи решаются, если эти походы правильно подготовлены и организованы. Один из них «В гости к Снеговику» провели с целью закрепить знания детей о зимних явлениях в природе, и жизни животных зимой; расширили  природоведческие знания детей и родителей о природе микрорайона, вызвали  у родителей интерес к организации и проведению походов.

    В конце года проводили  итоговые  собрания с родителями на тему: «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада».

    Вместе с родителями  анализировали совместную деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей. Участие каждой семьи не осталось  без внимания. Взрослые и дети награждались  подарками, благодарственными письмами

  • Обозначили эффективные формы сотрудничества.
  • Распространили положительный опыт семейного воспитания детей.
  • Провели выставку-презентацию «В союзе с природой», игр, пособий, рисунков, сделанных дома в течении последних трех лет.

   

    Анализ проведенной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью  и задачами.

    За последние 10 лет обогатилась развивающая среда группы, пополнился уголок природы, учебно-наглядные пособия, коллекции, а самое главное – наметились перспективы сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

    Семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

Хочу сказать «Лучше всего можно помочь детям,  помогая их родителям».

Коротко о себе. Я разработала программу по экологическому воспитанию «Берегите природу» для старших возрастных групп, провела в 2011 году мастер-класс      в сфере повышения квалификации педагогических кадров «Природа – источник познания. Сбережем родную природу».  Разработала  экологические  проекты  «Красная книга», «Наши друзья на подоконнике», «Наше дерево клён». Результаты проектов,  над которыми я работала, ,говорят, о том ,что без активного участия  родителей невозможно справиться со всей работой над проектом. И конечно большое спасибо родителям моих воспитанников.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И конечно в  зависимости от этого должны применяться  инновационные  формы и направления работы детского сада с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ( из опыта работы )

СрокиТемаПрограммные  задачиФормы  работыСентябрь Цветы  станицы КаневскойПознакомить  детей  с  цветами,  растущими  на  цветочной  клумбе....

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)

«Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через экологическое воспитание» (из опыта работы)...

Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...

Обеспечение двухуровневого технологического процесса в экологическом воспитании(из опыта работы)

Для успешного внедрения в практику нового направления дошкольной педагогики - экологического воспитания, необходима строгая организация эколого-педагогической работы с дошкольниками.Существенной сторо...

Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно – патриотическому воспитанию (из опыта работы)

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близки...

«Игры как средство экологического воспитания» (из опыта работы)

laquo;Игры как средство экологического воспитания»(из опыта работы)...