Экологический проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
ОП «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Составила и провела:
воспитатель первой категории
Людмила Сергеевна Подгорнова
КОВЫЛКИНО
1. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослыми зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта: проект реализуется в три этапа- подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
-Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных декоративных растений.
-Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
-Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный февраль - май 2017года.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2.Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи),не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия
с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это, прежде всего развитие таких
качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления
о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их
интерес к познавательно- исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково- исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
3. Цели проекта
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно- исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
-Формировать у детей знания о росте и потребности растений.
-Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.
-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
-Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
4.Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
-Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
-Составление плана работы над проектом.
-Сбор материала необходимого для реализации проекта.
-Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
-Организация предметно- развивающей среды по теме проекта.
-Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
-Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
-Сбор необходимого материала для создания огорода.
-Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
-Беседа с детьми познавательного характера.
-Организация предметно- развивающей среды по теме.
-Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
-Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
-Уход за растениями- полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
-Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
-Игровая, двигательная деятельность.
-Участие в практической деятельности.
-Лепка овощей из пластилина.
-Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
-Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
-Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
-Просмотр фильмов о растениях.
-Сбор коллекций семян.
-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
-Труд в огороде.
Подведение итогов
Деятельность педагога:
-Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
-Презентация проекта.
-Представление опыта.
Деятельность детей:
-Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
-Участие в презентации проекта « Огород на окне».
Распространение опыта:
-Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.
-Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
-«Что такое огород и что на нем растет».
-«Что такое «Огород на окне».
-«Какие растения можно вырастить на подоконнике».
-«Семена».
2. Опытно- экспериментальная деятельность:
-«Строение растений».
-«Рост и развитие растений».
-«Вода и росток».
-«Солнце и росток».
-«Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
-Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
-«Семена».
-«Первые всходы».
-«Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
-Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
-Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
-Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
-Рассматривание различных семян.
-Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно- творческая деятельность детей:
-Раскрашивание картинок.
-Рисование «Лук от всех недуг».
-Аппликация «Помидоры в банке».
-Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие:
-Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
-Инсценировка- игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
-Рассказ детей по теме «А у нас в огороде».
-Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8.Оформление альбома:
«Наш лук от всех недуг».
9. Консультация для родителей:
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение
1.Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2.Экологический уголок.
3.Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4.Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.
5.Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный (февраль):
-определение цели и задач проекта;
-анализ имеющихся условий в группе, детском саду;
-сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения);
-разработка комплексно- тематического плана работы;
-создание условий для организации работы в «огороде на окне».
2.Основной (март, апрель):
-рассматривание семян (укропа, салата, помидора), посадка семян и лука;
-исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление, оформление огорода на окне, наблюдения за растениями.
3.Заключительный (май):
-анализ полученных результатов;
-составление фотоальбома «Наш зеленый огород!»;
-презентация проекта «Огород на окне».
6.Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
7.Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) зарядились положительными эмоциями от получаемых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экологическое окно" в детском саду.
Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....
Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".
Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март). Тема проекта. «Огород на окне»....
Экологическая акция "Витамины на окне"
В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....
Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»
Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...
Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)
Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе "Наблюдение за снежными узорами на окнах".
В помощь педагогам средней группы...
Сборник дидактических игр для экологического окна
Сборник дидактических игр...