Экологический проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Подгорнова Людмила Сергеевна

Экологический проект  в средней группе "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx501.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ОП «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

   

 

                                                                              Составила и провела:

                                                                             воспитатель первой категории

                                                                            Людмила Сергеевна  Подгорнова

                                                       КОВЫЛКИНО

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослыми зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Выполнение проекта: проект реализуется в три этапа- подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

-Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных декоративных растений.

-Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.

-Презентация проекта «Огород на окне».

Продолжительность проекта: краткосрочный февраль - май 2017года.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2.Обоснование социальной значимости проекта

Актуальность проекта:  Многие родители, имеющие свои огороды (дачи),не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия

с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это, прежде всего развитие таких

качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления

о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их

интерес к познавательно- исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково- исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне- весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Цели проекта

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно- исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

-Формировать у детей знания о росте и потребности растений.

-Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

-Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

-Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4.Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап

Деятельность педагога:

-Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

-Составление плана работы над проектом.

-Сбор материала необходимого для реализации проекта.

-Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

-Организация предметно- развивающей среды по теме проекта.

-Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

-Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей:

-Сбор необходимого материала для создания огорода.

-Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа

Деятельность педагога:

-Беседа с детьми познавательного характера.

-Организация предметно- развивающей среды по теме.

-Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

-Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.

-Уход за растениями- полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.

-Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

-Игровая, двигательная деятельность.

-Участие в практической деятельности.

-Лепка овощей из пластилина.

-Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

-Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

-Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

-Просмотр фильмов о растениях.

-Сбор коллекций семян.

-Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

-Труд в огороде.

Подведение итогов

Деятельность педагога:

-Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

-Презентация проекта.

-Представление опыта.

Деятельность детей:

-Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

-Участие в презентации проекта « Огород на окне».

Распространение опыта:

-Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой.

-Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

-«Что такое огород и что на нем растет».

-«Что такое «Огород на окне».

-«Какие растения можно вырастить на подоконнике».

-«Семена».

2. Опытно- экспериментальная деятельность:

-«Строение растений».

-«Рост и развитие растений».

-«Вода и росток».

-«Солнце и росток».

-«Проращивание семян».

3. Практическая деятельность:

-Отбор и посев семян.

- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

-«Семена».

-«Первые всходы».

-«Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

-Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

-Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

-Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

-Рассматривание различных семян.

-Сюжетно- ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно- творческая деятельность детей:

-Раскрашивание картинок.

-Рисование «Лук от всех недуг».

-Аппликация «Помидоры в банке».

-Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие:

-Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

-Инсценировка- игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

-Рассказ детей по теме «А у нас в огороде».

-Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8.Оформление альбома:

«Наш лук от всех недуг».

9. Консультация для родителей:

«Помощь ребенка на огороде».

Ресурсное обеспечение

1.Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2.Экологический уголок.

3.Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.

4.Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов и другие непредвиденные обстоятельства.

5.Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный (февраль):

-определение цели и задач проекта;

-анализ имеющихся условий в группе, детском саду;

-сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения);

-разработка комплексно- тематического плана работы;

-создание условий для организации работы в «огороде на окне».

2.Основной (март, апрель):


-рассматривание семян (укропа, салата, помидора), посадка семян и лука;

-исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление, оформление огорода на окне, наблюдения за растениями.

3.Заключительный (май):

-анализ полученных результатов;

-составление фотоальбома «Наш зеленый огород!»;

-презентация проекта «Огород на окне».

6.Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

7.Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) зарядились положительными эмоциями от получаемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологическое окно" в детском саду.

Нетрадиционная форма работы по экологическому воспитанию дошкольников....

Проект по экологическому образованию на тему: "Огород на окне".

Краткосрочный проект продолжительностью 1 месяц (март).            Тема  проекта. «Огород на окне»....

Экологическая акция "Витамины на окне"

В материале представлена структура проведения акции, фотоматериалы....

Конспект игрового занятия по работе с «экологическим окном» Тема: « Приключение осеннего листочка»

Задачи.Образовательные:1. Учить детей замечать изменения в природе, знакомить с новым понятием «лесная полянка», с животными живущими в лесу.2. Учить подпевать повторяющиеся фразы.3. Формировать импро...

Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)

Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...