Картотека дидактических игр
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Трудолюбова Оксана Викторовна

Картотека дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

Подготовила

Трудолюбова Оксана Викторовна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с № 373 «Скворушка»

Перспективный план составлен в соответствии тематическим планированием старшей группы детского сада

Месяц

Деятельность

Задачи

Сентябрь

Диагностика уровня сформированности представлений о природе у детей 5-6 лет с ОНР.  

Определить уровень сформированности представлений о природе у детей 5-6 лет с ОНР.

Разработка перспективного плана педагогической деятельности с детьми 5-6 лет с ОНР по развитию представлений о живой природе с использованием дидактических игр.

Подобрать дидактические игры и разработать перспективный план педагогической деятельности по развитию представлений о   живой природе у детей 5-6  лет с ОНР с использованием дидактических игр.

Октябрь

Овощи. Фрукты.

Ягоды

Д/и «Что, где растет»

  1. Развивать представление детей об овощах, фруктах месте их произрастания.
  2. Формировать умение классифицировать понятия фрукты и овощи.
  3. Уточнять и расширять словарь по теме.

Д/и «Узнай овощ или фрукт»

  1. Развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (сочетание существительного и прилагательного в роде и числе).

Д/и «Опиши, мы отгадаем»

  1. Продолжать развивать представление детей о характерных признаках (форме, деталях, цвете, вкусе и т.д.) овощей, фруктов, ягод.
  2. Развивать умение детей составлять простые распространённые предложения.

Д/и «Что лишнее?»

  1. Развивать представление детей о лесных и садовых ягодах.
  2. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
  3. Развитие речевого слуха.

Ноябрь

Домашние животные и птицы.

Д/и «Птичий двор»

  1. Развивать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц (петух, курица, гусь, утка).
  2. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов на-, около-, в-).
  3. Уточнять и расширять словарь по теме.

Д/и «Зоологическое домино»

  1. Закрепить знания детей о домашних животных.
  2. Развивать умение обобщать и сравнивать.

Д/и «Кто с кем!»

  1. Закрепить знание детей домашних птиц и их детёнышей (курица - цыплёнок, гусь – гусёнок, утка – утёнок).
  2. Расширять и активизировать словарный запас по теме.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных единственного и множественного числа в творительном падеже с предлогом «с»).

Д/и «Узнай животного по описанию»

  1. Продолжать формировать представление о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (собака, корова, кошка, лошадь).
  2. Развивать умение детей выделять отличительные признаки животных.
  3. Развивать связную речь.

Декабрь

Дикие животные.

Животные Севера

Д/и «Кого не стало?»

1. Развивать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных (белка, лиса, заяц, медведь).

2. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

3. Уточнять и расширять словарь по теме.

Д/и «Приготовь зайку и белочку к зиме»

1. Развивать представление детей об изменении окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы. выяснить причины этого явления.

2. Развивать связную речь детей.

Д/и «Кто у кого?»

1. Продолжать развивать представление о животных Севера и их детёнышах (белый медведь – белый медвежонок, морж – моржонок, пингвин – пингвинёнок).

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных).

Д/и «Кто лишний и почему?»

1. Продолжать формировать представление о животных Севера (пингвин, морж, белый медведь, песец).

2. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Январь

Зимующие птицы

Д/и «У кормушки»

1. Развивать представление о зимующих птицах, их образе жизни и повадках (синица, воробей, дятел, снегирь).

2. Упражнять в узнавании птиц по внешнему виду, правильно называть;

3. Уточнить понятие «зимующие птицы»

Д/и «Кто лишний?»

1. Продолжать развивать представление о зимующих птицах (снегирь, синица, ворона, воробей, голубь).

2. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

3. Развивать речевой слух.

Д/и «Зимующие и перелетные птицы»

1. Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие (снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей).

2. Развивать связную речь.

Февраль

Комнатные растения.

Аквариумные рыбки

Д/и «Узнай растение»

1. Формировать представление о комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония).

2. Развивать умение выделять существенные признаки растений и описывать их.

3. Уточнять и расширять словарь по теме.

Д/и «Найди по описанию растение»

1. Закрепить представления о комнатных растениях (традесканция, фикус, хлорофитум, бегония).

2. Развивать связную речь.

Д/и «Найди рыбке дом»

1. Уточнить и закрепить знания об обитателях морей, рек и аквариумов.

2. Закреплять умение классифицировать рыб по месту обитания.

3. Упражнять в умении построения простых и сложных предложений.

Д/и «Угадай по описанию»

1. Продолжать формировать представление об аквариумных рыбах (золотая рыбка, гуппи, сомик).

2. Развивать связную речь.

Март

Перелётные птицы.

Деревья

Д/и «Назови детёныша» (словесная игра)

1. Закреплять знания детей о перелетных птицах (грач, аист, стриж, журавль) и их детенышей, понятие «перелётные птицы» (уметь объяснить).

2. Учить детей из существительного образовывать новые однокоренные слова.

Д/и «В мире животных» (настольно- печатная игра) лото

1. Продолжать учить детей узнавать перелетных и зимующих птиц (ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, цапля, утка, скворец, ласточка, соловей, кукушка, журавль, гусь, утка).

2. Формировать умение объединять в группы и называть обобщающим словом эти группы.

Д/и «Найди дерево по названию»

1. Закреплять представление детей о названиях деревьев (ель, сосна, береза, клен).

2. Формировать умения различать деревья по их характерным признакам.

3. Развивать умение составлять распространённые предложения.

Д/и «Третий лишний»

1. Продолжать закреплять представление о деревьях по их характерным признакам (ель, сосна, береза, клен, шиповник, сирень).

2. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

3. Развивать речевой слух.

Апрель

Насекомые.

Весенние цветы

Д/и «Угадай, кто улетел?»

1. Закрепить название насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

2. Расширять и уточнять словарь детей по теме.

Д/и «Кто где живёт?»

1. Продолжать закреплять представления детей о насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

2. Расширять словарный запас (собачья конура, беличье дупло, муравейник муравья).

3. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.

Д/и «Собери растение»

1. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

2. Развивать связную речь детей.

Д/и «Чудо-цветок»

1. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении. Знакомить с потребностями растения в определенных условиях для нормального роста и развития.

2. Развивать связную речь.

Май

Повторное обследование

Определить уровень сформированности представлений о природе у детей 4-5 лет с ОНР

Картотека дидактических игр

Октябрь.

Овощи. Фрукты.

Ягоды.

1. «Что, где растет»

Цель: развивать представление детей об овощах, фруктах месте их произрастания.

Задачи:

Формировать умение классифицировать понятия фрукты и овощи.

Уточнять и расширять словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов на-, в-).

Материал: макеты фруктов и овощей, огорода и дерева.

Ход игры:

Перед детьми раскладываются макеты огорода, дерева и различных фруктов, и овощей. Ребёнок берёт макет любимого фрукта или овоща, называет его, описывает (цвет, форма, размер, вкус) и определять место его произрастания. Затем ребёнок пристегивает к пуговицам фрукт на дерево, а овощ на грядку. Дети постарше называют фруктовые деревья. Например. Яблоко растёт на яблоне.

2. «Узнай овощ или фрукт».

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Задачи:

Упражнять в определении овощей и фруктов по запаху.

Совершенствовать грамматический строй речи (сочетание существительного и прилагательного в роде и числе).

Развитие физиологического дыхания.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Ход игры:

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт) по плану:

Что это?

Где растёт?

Какой на вкус?

Какого цвета?

Какой формы?

Дети по очереди нюхают овощи, фрукты и называют их.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Узнали все овощи по запаху!

3. «Опиши, мы отгадаем»

Цель: продолжать развивать представление детей о характерных признаках (форме, деталях, цвете, вкусе и т.д.) овощей, фруктов, ягод.

Задачи:

Развивать умение детей описывать предметы (овощи, фрукты, ягоды) и

находить их по описанию.

Развивать умение детей составлять простые распространённые предложения.

Материал: муляжи овощей.

Ход игры:

Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает муляжи овощей и фруктов, предлагает детям рассмотреть их и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем».

Воспитатель предлагает одному ребёнку сочинить загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.

Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

4. «Что лишнее?»

Цель: развивать представление детей о лесных и садовых ягодах.

Задачи:

Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Развивать мышление, зрительное внимание, память.

Материал: комплект картинок ягод.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие лесные и садовые ягоды они знают. Если дети затрудняются, можно использовать комплект предметных картинок.

Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке ягоды, назвать их, описать и найти лишний - закрыв его кружочком, сопровождая свое действие речью (Я закрыл смородину, потому что она лишняя, малина, земляника красные ягоды, а смородина чёрная)

Ноябрь

Домашние животные и птицы.

1. «Птичий двор».

Цель: развивать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц (петух, курица, гусь, утка).

Задачи:

Уточнять и расширять словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов на-, около-, в-).

Материал: картинки с изображениями взрослых домашних птиц; изображение пустого деревенского двора, огороженного забором, и фрагмента пруда.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображениями взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия. Если дети затрудняются, воспитатель сам четко произносит названия и просит повторить их.

Воспитатель: Вспомните, какие из этих птиц умеют плавать, какие – нет.

Дети. Петух и курица не умеют плавать, а гусь и утка – умеют.

Воспитатель: Правильно (помещает на наборное полотно игровое поле, которое представляет собой изображение пустого деревенского двора, огороженного забором, и фрагмента пруда). Давайте разместим домашних птиц на птичьем дворе. Прикрепите изображения птиц к «липучкам» и расскажите, куда вы их прикрепили.

1-й ребенок. Петушок сидит на заборе. (Подходит к наборному полотну и «сажает» петушка на игровое поле.)

2-й ребенок. Курочка стоит около забора. (Подходит к наборному полотну и «ставит» курочку на игровое поле.)

3-й ребенок. Гусь стоит около пруда. (Поступает так же.)

4-й ребенок. Гусыня стоит в воде. (Поступает так же.)

Воспитатель: Правильно. Молодцы!

2. «Зоологическое домино»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных.

Задачи:

Развивать наблюдательность и внимание.

Развивать операции сравнения и обобщения.

Формировать умения выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Уточнять и расширять словарь по теме.

Материал: Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой части карточки изображено домашнее животное. Для игры необходимо 24 карточки.

Ход игры:

Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. Играющие дети должны назвать животное на карточке, которому есть пара, а затем положить свою карточку. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки.

3. «Кто с кем!»

Цель: закрепить знание детей домашних птиц и их детёнышей.

Задачи:

Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных единственного и множественного числа в творительном падеже с предлогом «с»).

Материал: не требуется.

Ход игры:

Расскажите ребенку, что птицы пошли на прогулку со своими птенцами. Предложите ребенку подумать и сказать, кто с кем идет на прогулку.

«Курица – с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)

«Гусь – с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)

«Утка – с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)

4. «Узнай животного по описанию».

Цель: продолжать формировать представление о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

Развивать умение детей выделять отличительные признаки животных.

Развивать связную речь.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет. Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети отвечают: согласны они или нет.

Воспитатель предлагает кому-то из детей также описать животное, а остальным детям угадать.

Декабрь

Дикие животные.

Животные Севера

1. «Кого не стало?»

Цель: развивать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных (белка, лиса, заяц, медведь).

Задачи:

Развивать внимание, наблюдательность.

Уточнять и расширять словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Материал. Плоскостные фигуры диких животных

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.

Воспитатель: Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?

1-й ребенок. Белка сидит на дереве.

2-й ребенок. Медведь спит в берлоге.

3-й ребенок. Заяц бежит по снегу.

4-й ребенок. Лиса гонится за зайцем.

Воспитатель: А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?

Дети. Не стало зайца.

Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображениями лисы и белки.

2. «Приготовь зайку и белочку к зиме»

Цель: развивать преставление с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы

Задачи:

Выяснить причины этого явления.

Развивать логическое мышление, речь, воображение.

Прививать интерес к объектам природы.

Материал. Две картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды.

Ход игры:

Воспитатель проводит краткую беседу по теме.

– Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему?

– Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

– Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

Каждому ребенку педагог дает зайчика или белочку, заготовки одежды (шаблоны).

Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний лес, воспитатель задает им два вопроса:

– Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

– Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т. п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.

В конце игры подводится итог.

Январь

1. «У кормушки».

Задачи:

Формировать представление о зимующих птицах, их образе жизни и повадках.

Развивать зрительное внимание.

Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа).

Материал. Плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц.

Ход игры:

Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение кормушки и плоскостные изображения птиц – игру «У кормушки», где птички закреплены на игровом поле с помощью «липучек».

Воспитатель. Каких птичек вы видите у кормушки?

Дети. Синичку, воробья, снегиря, дятла.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажете, кого не стало. Закройте глаза.

Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.

Воспитатель. Откройте глаза. Кого не стало?

Дети. Синички.

Воспитатель. Где сидела синичка?

Дети. На веточке.

Воспитатель. Что она делала?

Дети. Клевала сало.

Воспитатель. Вы помните, что синичек надо угощать несоленым салом? Посмотрите, я «посажу» синичку обратно, а уберу другую птичку. Закройте глаза. (Убирает плоскостное изображение воробья.) Откройте глаза. Кого теперь не стало?

Дети. Воробышка.

Воспитатель. Где сидел воробышек?

Дети. В кормушке.

Воспитатель. Что делал воробей?

Дети. Клевал зернышки.

Воспитатель. Верно. Я «сажаю» воробья обратно. (Закрепляет изображение воробья на картинке.) Закрывайте глаза (Убирает плоскостные изображения снегиря и дятла.) Откройте глаза. Кого не стало?

Дети. Снегиря и дятла.

Воспитатель. Что делал снегирь?

Дети. Клевал рябину.

Воспитатель. Что делал дятел?

Дети. Стучал клювом.

Воспитатель. Он доставал жучков и личинок из-под коры дерева, долбил кору. Молодцы! Вы были очень внимательными.

2. «Кто лишний?»

Задачи:

Продолжать развивать представление о зимующих птицах.

Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).

Материал.

Ход игры:

Воспитатель. Я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Слушайте внимательно: снегирь, петух, синица, ворона. Кто лишний?

Дети. Петух.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он живет у человека.

Воспитатель. А остальные птицы живут на воле, и, кроме того, они — зимующие. Молодцы! Слушайте еще. Курица, утка, сова, гусь. Кто лишний?

Дети. Сова.

Воспитатель. Почему?

Дети. Она живет в лесу.

Воспитатель. Верно. И это зимующая птица. А остальные птицы где живут?

Дети. У человека.

Воспитатель. Вы отлично справились с заданием! Похлопайте себе.

3. «Зимующие и перелетные птицы»

Задачи:

Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Развивать связную речь.

Материал. два круга с изображением солнца и снежинки. картинки с изображением птиц.

Ход игры:

На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой и объяснить почему.

Февраль

Комнатные растения.

Аквариумные рыбки

1. «Узнай растение»

Задачи:

Формировать представление о комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония).

Уточнять и расширять словарь по теме.

Найти растение по названию.

Материал. Комнатные растения - бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония.

Ход игры:

Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

2. «Найди по описанию растение»

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 3-4 растения, из них несколько названий одного семейства, но разных видов.

Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

Ход игры. 2. Воспитатель кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, если ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-пестрый, с полосками и т.п.)

Март

Перелётные птицы.

Деревья

1. «Назови детёныша» (словесная игра)

Задачи:

Закреплять знания детей о перелетных птицах и их детенышей, понятие «перелётные птицы» (уметь объяснить). Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.  Активизация детского словаря.

 Учить детей из существительного образовывать новые однокоренные слова.

Задание. Назвать птицу и её детеныша.

Материал: разрезные карточки с изображением перелетных птиц с их детенышами.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать детям понравившуюся карточку. По карточке рассказать, какая птица изображена на картинке (уточнить это птица перелетная и оседлая), и назвать её детеныша

 Грач – грачонок – грачата; аист - … - …; стриж - … - …; журавль - … - …; лебедь - … - …; кукушка - … - …; утка - … - …; гусь - … - …

2. «В мире животных» (настольно- печатная игра) лото

Задачи:

Учить детей узнавать перелетных и зимующих птиц.

Активизировать детский словарь: Существительные: ворона, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица, голубь, кормушка, помощь, лебедь цапля, утка, скворец, ласточка, соловей, кукушка, журавль, гусь, утка, жаворонок.

Материалы. Лото «В мире животных».

Задание: поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Ход игры:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: сорока к сороке, воробей к воробью, синица к синице и т.д. (называя птицу и уточняя, перелетная она или зимующая). Кто не разу не ошибется, тот получает фишку - красный кружок.

3. «Найди дерево по названию»

Задачи:

Закреплять представление детей о названиях деревьев (ель, сосна, береза, клен).

Расширять и уточнять словарь детей.

Материал. Картинки с изображением деревьев.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям картинки и просит, чтобы дети показали на картинки деревья, которые он называет.

4. «Третий лишний»

Задачи:

Продолжать закреплять представление о деревьях по их характерным признакам.

Закрепить знания детей о многообразии растений, развивать память, быстроту реакции.

Ход игры:

Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сосна. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

Апрель

Насекомые.

Весенние цветы

1. «Угадай, кто улетел?»

Задачи:

Закрепить название насекомых.

Развивать зрительное восприятие, память.

Расширять и уточнять словарь детей.

Материал: картинки с насекомыми известными детям.

Ход игры.

Разложите на столе 8-10 картинок. Попросите ребенка назвать их (для того, чтобы вы были уверены, что ребенок знает, как эти слова называются). Попросите ребенка запомнить их. Дальше по команде – «закрой глаза» – ребёнок закрывает глаза. Уберите одну из картинок, затем попросите ребенка открыть глаз и угадать, какой из картинок не хватает и назвать это насекомое.

2. «Кто где живёт?»

Задачи:

Продолжать закреплять представления детей о насекомых.

Развивать связную речь.

Материал: сюжетная картинка

Ход игры.

Ребёнок называет насекомое и показывает его домик, затем составляет предложение.

Пример. Муравей живёт в муравейнике.

3. Собери растение

Задачи: закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания:

1 Вспомнить, каково строение растения.

2 Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3 Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила:

1 Количество играющих от 4 до 6 человек.

2 Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Ход игры:

Педагог:

– Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что… (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

– Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

– Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

– Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.

В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

В конце игры подводится итог.

4. «Чудо-цветок»

Задачи:

Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах.

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой – карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

1 Количество играющих не более 5 человек.

2 Играть по очереди.

3 Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Ход игры:

Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

– Все мы любим цветы – и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

– Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение.

А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

В конце игры подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...