Конспект занятия "Что такое звук?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Криворученко Оксана Александровна

Путём совместной экспериментальной деятельности дети искали ответ на вопрос: "Что такое звук?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zvuk.docx78.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 «Елочка» муниципального образования город-курорт Анапа

Что такое ЗВУК?

(конспект совместной

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе)

C:\Users\Татьяна\Desktop\-s4TWgqH.png

2021 год.

Возраст воспитанников: подготовительная группа группа

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Развивать познавательный интерес дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи.

  • Формировать познавательные действия, развивать восприятие, внимание, память, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.
  • Дать простейшие представления о звуке (что есть звук; виды звуков: естественные и искусственные; громкость звука).
  • Развивать навыки проведения экспериментов.
  • Способствовать накоплению познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность.
  • Развивать речевую активность.

Используемые методики:

  • Наглядные способы и методы обучения
  • Словесные техники
  • Практические методики

Используемые технологии:

  • игровая технология;
  • технология исследовательской деятельности (экспериментирование)
  • информационно-коммуникативные технологии
  • личностно-ориентированная технология (технология сотрудничества).

Материалы и оборудование: дидактическая игра «Мир звуков», линейки деревянные и металлические одинаковой длины; ведро с водой, камешки, альбомные листы (для рупора), музыкальный центр, миска, пищевая пленка (или резиновый воздушный шар), наушники (на каждого ребёнка), мольберт с закрепленным на нем ватманом (размер А3), фломастеры, маркер.

Предварительная работа: беседы об охране слуха, игры с музыкальными инструментами, словесные игры «Эхо», «Кто позвал?», «Громче - тише».

1 этап. Формирование у детей внутренней мотивации к деятельности.

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

Ребята, у  меня в ноутбуке  есть электронная почта. И вчера мне на почту пришло письмо от подруги. Она написала, что сейчас находится в командировке в другом городе. А ее сын (ему 6 лет) остался с бабушкой дома. Недавно он посмотрел мультфильм про Фиксиков «Опыты со звуком». И теперь он задаёт всем   вопросы: «А что такое звук? А где живет звук? А какой он? А звуки можно увидеть?»

Она просила меня помочь.  А как это сделать?

Может быть, вы что-то знаете? 

Кто из вас знает, что такое ЗВУК?

Кое какую информацию я нашла в сети Интернет, но, если честно, без опытов её сложно понять.

Создаю проблемную ситуацию, обращаюсь за помощью к ребятам.

Выслушиваю все варианты, не оставляю без внимания ответы детей: Как здорово, что ты это знаешь! Как интересно! А ты как думаешь? А хотели бы узнать?

Подвожу детей к идее создать лабораторию для опытной деятельности.

2 этап. Способствуем планированию детьми деятельности.

Для опытов нам надо будет приготовить ведро с водой, камешки. Нам понадобится лист бумаги. Резинка, пищевая пленка (или резиновый воздушный шар), миска.  Все предметы я заранее разместила в такой табличке, чтоб не забыть.  

А где нам удобнее разместиться?

Ребята, вы же знаете, что любой опыт должен быть зафиксирован, в нашем случае схематично зарисован. Где нам это лучше сделать? Что нам ещё может понадобится? (маркер, фломастер, пр)  

А как вы думаете, каким значком можно отметить само понятие «ЗВУК»?

Наша лаборатория готова, и мы готовы, но я вот думаю, а как же нам все это потом рассказать мальчику и его бабушке?  

Даю воспитанникам возможность подумать, где эти предметы можно найти.

Нацеливаю на создание рабочей зоны. Если воспитанники забывают, то обращаю внимание детей на то, что столы надо чем-то накрыть (клеёнкой).

В процессе подготовки рабочего места комментирую действия ребят: Молодец, здорово придумал(а)! Отлично справились с работой!  А всем удобно будет? и т.д.

Выслушиваю ответы, показываю «иконку» звук, которой принято обозначать в компьютерах, телефонах и пр.

не оставляю без внимания  все ответы детей, поощряю за инициативу.

 Подвожу  к тому, что можно снять на телефон нашу деятельность: Конечно, я согласна с вами!

Соглашаюсь, если предлагают таблицу зарисовки опытов сфотографировать и отправить тоже: Отлично придумано!

3 этап. Реализация замысла

Опыт 1. Что такое звук?

Нам понадобятся: ведро или таз с водой, камешки.

Бросим в воду камень, наблюдаем волны, разбегающиеся от места падения камня.  Звуки - это тоже волны, только бегущие в воздухе. Мы не видим этих волн, но слышим.

Вывод: Звуки – это невидимые нам волны (фиксируем результат в таблице: рисуем волну).

Опыт 2. Звук – это колебания волн.

Нам понадобятся: металлическая линейка, деревянная линейка.

Взять металлическую линейку, закрепить один её конец на столе, а второй конец оттянуть и отпустить. Конец линейки колеблется и бьёт по воздуху. Из-а этих ударов возникает звук, который доходит до наших ушей.  

А вот деревянная линейка не издаёт звук, т.е. колебания не происходит (а если происходит, то резко, т.е. колебания воздуха небольшое)

Вывод: звук – это те колебания, которые принимает наше ухо (фиксируем результат в таблице).

Опыт 3. Как сделать звук громче?

 Нам понадобится: лист бумаги (А-4).

Делаем рупор (фиксируем результат в таблице).

Опыт 4. Как увидеть звук?

Нам понадобятся: металлическая миска или кастрюлька, пищевая плёнка и музыкальная колонка.

 Обращаю внимание детей, что для следующего  опыта нам необходимо одеть наушники. Как вы думаете, почему?

Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от пленки кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана» (можно взять соль, чай, крупу)

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Вывод: Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики (фиксируем результат в таблице).

В процессе опыта рассказываю:

Оказывается, что первым человеком, который задумался над этим над этим вопросом, был древнегреческий учёный Пифагор. И он ответил на него так: «Всякий звук – это удар». Струна лиры колеблется и бьет по воздуху.  Колебания воздуха разносятся во все стороны, и достигают наших ушей. Если удар будет сильный – звук будет громкий. Если слабый – тихий.

Предлагаю ребятам ситуацию «как можно сделать звук голоса громче?» 

Молодец! Как быстро ты вспомнил, наши беседы и игры на прогулке!

Отмечаю ответы  детей, которые предполагают: чтобы защитить уши, т.к громкий звук вреден для ушей.

Как вы думаете, можем мы сказать, что УВИДЕЛИ звук?

Выслушиваю все варианты, 

4 этап. Рефлексия.

Предлагаю посмотреть на нашу таблицу и вспомнить, что мы узнали о звуках. А как вы думаете, мы понятно все зафиксировали (зарисовали)?

Мы справились с заданием: помочь рассказать мальчику о звуках?  Что было сложным? А что самым интересным? Скажите, пожалуйста, все, что вы сегодня узнали, было интересно для вас?

Конечно, это не вся информация, но мы ведь сможем ещё узнать, если проявим любопытство, настойчивость и попросим помощи у кого? – у родителей, старших братьев и сестер.

не оставлю без внимания ответы детей и отмечаю достижения и удачи каждого ребенка в отдельности.

После  занятия предлагаю детям дидактическую игру   «Какие бывают звуки?»

Цель:  подвести к представлению, что звук бывает «естественным» - звуки природы  и «искусственным» - звуки, которые производит человек, машины, музыкальные инструменты.

Предлагаю подумать, что общего и чем различаются картинки. После этого подвожу к пониманию, что звуки бывают естественными (звуки природы) и искусственными (сигналы, музыкальные инструменты, машины и пр)

 

Задание: разобрать карточки из общей коробки (корзинки) по двум коробочкам (зеленого и красного цвета), логически рассуждая, почему та или иная карточка отправляется в эту коробочку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД "Такие тазные ложки"

Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...