"Экскурсия в Воронежский биосферный заповедник"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Массалитина Татьяна Сандроевна

Представленная методическая разработка конспект-занятие для подготовительной группы разработана с использованиеем современных технологий и соответствует требованиям ФГОС. НОД напралена на  экологическое воспитание старших дошкольников, так как эта тема весьма актуальна в настоящее время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «ЦРР -детский сад №176»

          Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

                                 в подготовительной группе

«Экскурсия в Воронежский государственный биосферный заповедник».

                                                                    Составила: Массалитина Т.С.

                                                Воронеж 2021г.

Цель: «Формирование экологических знаний, расширение представлений о растительном и животном мире Воронежского заповедника» 

Задачи:

1. Познакомить с историей основания Воронежского заповедника. Расширить представления детей о его обитателях, познакомить с исчезающими видами животных и растений, эндемиками заповедника.

2. Обогащать словарный запас, активизировать словарь детей: заповедник, эндемик, местность, флора и фауна, биосферный.

3. Воспитывать заботливое отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

4. Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.  

Предварительная работа:

• беседа на тему «Заповедники России»; 10 «не»;

•  просмотр презентации «Воронежский биосферный заповедник»;

• рассматривание иллюстраций, плакатов «Правила поведения в природе», «Правила поведения в заповедной зоне».

•  вырезание деталей из цветной бумаги для аппликации «Ёжик с яблоками».

 • Оформление выставки книг.

Материал и оборудование: музыка, иллюстрации животных, птиц, растений; карта Воронежского заповедника, фотоматериал заповедника, слайды.

Ход деятельности:

В. В нашей стране есть очень много праздников. В некоторые праздничные дни мы, как правило, отдыхаем.  Но есть и праздники без выходных. Обычно это профессиональные праздники. Например: день учителя, день работника дошкольного образования, день медика и мн. др. Среди таких праздников есть несколько интересных. Их в нашей стране отмечают после длинных новогодних праздников, 11 января. Это международный день «Спасибо» и «День заповедников и национальных парков». День заповедников, конечно, не такой весёлый и шумный, как Новый год, но очень нужный и важный. Этот праздник посвящен охране окружающей среды. Ребята, как вы понимаете слово «заповедник»? (ответы детей)

В. Правильно. Это огромная территория, на которой свободно проживают птицы и звери. И живут они не в клетках, а на воле. Среди обитателей заповедников часто встречаются редкие виды флоры и фауны, которые занесены в Красную книгу.

В. Ребята, а вы знаете, что такое флора и фауна (ответы детей)

А Красная книга называется так, потому что она красная? (ответы детей)

В. Заповедники – это охраняемая территория, на которой нельзя возводить строения, прокладывать дороги. Сюда могут приходить учёные для изучения животного и растительного мира, а ещё желающие полюбоваться красотой окружающего мира. Я мечтаю попасть в такие красивые заповедные места и познакомиться со всем, что здесь интересного есть.

В.– Ребята, а вы хотите попасть в заповедник и все посмотреть?

(ответы детей)

- Есть среди вас дети, которые хоть раз были в заповеднике? Если были, то расскажите нам о ваших впечатлениях (Ответы детей).

В Воронежской области таких заповедных мест четыре:

- Музей-заповедник «Дивногорье»,

- Археологический музей-заповедник «Костёнки»,

- Хопёрский государственный природный заповедник,

- Воронежский биосферный заповедник.

В. Вы когда-нибудь слышали о них?  (ответы детей)

Хотите совершить экскурсию в одно из заповедных мест? (ответы детей)

Предлагаю отправиться в Воронежский биосферный заповедник.

Ребята, а вы знаете, что означает «биосферный заповедник»? (ответы детей)

Это особо охраняемая природная территория. Её создали для того, чтобы сохранить природные экосистемы и представителей животного и растительного мира данного региона, изучения природной среды на территории заповедника.

В. - Хотите там побывать? (ответы детей) Только путь туда неблизкий, пешком мы доберёмся нескоро, поэтому нужно выбрать транспорт.

На чём мы можем путешествовать?

Дети. - На машине, самолёте, вертолёте, на катере, лодке.

В. -Вы правильно всё назвали, но мы с вами собираемся в заповедник и шуметь там нельзя, поэтому я предлагаю другой вид транспорта.

А какой, вы узнаете после того, как отгадаете загадку.

  

Двухколёсная машина

Не дымит, не ест бензина.

Не рычит и не шумит.
Вихрем вольным я лечу,

Еду так, как захочу.

Жаль, сиденья нет в помине

В этой новенькой машине.

Всё равно я очень рад,

Мчит вперёд мой...(самокат)

В. - Правильно, мы отправимся в заповедник на самокатах. Ведь это самый бесшумный и экологически чистый вид транспорта. В дорогу нельзя отправляться с плохим настроением, поэтому мы к друг другу повернёмся, ласково всем улыбнёмся и в путь-дорогу соберёмся. Встали на свои самокаты и отправляемся в путь (Дети «становятся на волшебные самокаты» и отправляются в дорогу; звучит песня «Мы едем, едем, едем», муз. Михаила Старокадомского, сл. Сергея Михалкова)

В. Вот мы и приехали в Воронежский заповедник. Это один из тех заповедников, который был основан в пошлом веке, а точнее, в 1923.

Площадь 31053 гектара.  За три года до его появления группа ученых из Москвы, отправленная в Воронеж, нашла в реке Усманке сооружения бобров. Тогда ученые считали, что этот зверь в стране исчез. Поэтому в октябре 1923 и был создан бобровый заповедник в Воронежской области. На протяжении четырех лет объект находился под контролем руководства губернии. Но в 1927 его признали государственным. А ещё через 7 лет в нём начали проводить акклиматизацию зверей и внедрять в леса необычные виды экзотических растений

 - Ребята, что значит заповедник для человека? Что ещё очень важное, кроме красоты и создания хорошего настроения, даёт заповедник.

 Дети. Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, мед, рыба, лекарственные растения и т. д.

В.- Верно, ребята, человек живет в природе, и она отдает ему всё.

В.- Как вы считаете, может ли человек своими поступками навредить

природе?

Дети. Человек охотится на животных, загрязняет воздух, водоёмы, незаконно вырубает лес, вылавливает рыбу, птиц.

В.  Природные богатства человек может как преумножить, так и погубить.

В погоне за наживой, по вине человека не раз исчезали многие виды животных и растений. В связи с этим учёные стали думать, как же сделать так, чтобы исправить свои ошибки и увеличить численность исчезающих видов флоры и фауны? Ой, ребята, а вы помните, что такое флора и фауна? (ответы детей)

 В. Тогда я напоминаю, что флора – это растительный мир, а фауна – это животный мир. Давайте все вместе повторим эти слова и запомним их.

(дети по очереди и хором произносят слова флора и фауна)

 Учёные пришли к тому, что надо создавать такие места, которые должны находится под охраной государства. Такими местами стали парки и заповедники.

В. Каждый заповедник – это природный музей под открытым небом. При посещении заповедных мест, нужно помнить о том, что всё должно остаться в первозданном виде, и конечно, ничего с собой кроме положительных эмоций, забирать недопустимо. Заповедник – самая строжайшая форма охраны природы. Всё живое и неживое на территории заповедника охраняется государством.  Всё это природное богатство изучают ученые. В

таких местах людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу,

охотиться на птиц и животных. Сюда приходят люди только на экскурсию, чтобы полюбоваться красотой и богатством заповедных мест.

В. Ребята, как называются профессии людей, которые работают в заповедниках?

Дети. Учёные, лесники, лесничий.

В. Правильно, ребята. А ещё егери-охотоведы, лаборанты, биологи и зоологи,

В.  Как вы думаете, в чём заключается их работа? Что они делают? (Ответы детей)

В.  Все верно.  Они изучают состояние животных, их популяцию и состояние здоровья. Кроме этого, они охраняют природу, ведут учёт численности животных, борются с браконьерами, подкармливают животных и птиц.

Ребята, мы засиделись, пора сделать разминку.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем. (дети шагают на месте)

Руки выше поднимаем, (поднимают руки вверх)

Голову не опускаем, (голова прямо)

Дышим ровно, глубоко. (глубокие вдохи и выдохи)

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем («поднимаем» птенчика)

И назад его кладем.      (кладём на место)

Здесь не нужно всех ловить. (взяться за руки)

Топать, хлопать, палкой бить. (имитационные движения)

Здесь дружок, ты только гость. (наклон вперед)

Здесь хозяин – дуб и лось. (руки на пояс, ладони подставить к голове

                                                                                 в виде рог лося)

Их покой побереги, (указательный палец поднести ко рту)

Ведь они нам – не враги! (взяться за руки)

В.  Ребята, давайте посмотрим сколько животных и птиц обитает в нашем заповеднике. (показ картинок)

- Вы кого-нибудь из них узнали? (ответы детей)

В.  Давайте мы сейчас разделимся на две команды и выясним, какая команда самая находчивая, сможет назвать животных, которые обитают в Воронежском заповеднике. За каждый правильный ответ команда получит медаль «Защитник природы». Победит та команда, у которой будет больше медалей.

  1. Мы строители плотин

     Трудимся все как один.

     Проживаем в хатках

     День проводим в прятках. (Бобры)

  1.  Роет норы он умело
    Знает, любит это дело.
    Потому кроту и друг,
    А зовут его …(Барсук)

  1. Быстро плавает, ныряет,

     И в воде не намокает,

    Рыбку ловит и съедает,

    Иногда и отпускает,

    В "кошки-мышки"с ней играет. (Выдра)

  1. Только ляжет снег несмело 

     И покроет все места, 

          Становлюсь и я весь белым, 

          Кроме кончика хвоста.  (Горностай)

 

  1. Ты на слово мне поверь,

         Это - очень хищный зверь.

         Он пушист, увёртлив, ловок,

         Он - охотник на полёвок.

         Слух отличный, острый глаз,

         В узкий он пролезет лаз,

         Рыжеватая окраска.

         А зовут зверушку ..(Ласка)

   6.  Не голос – громкая труба,

       Большая верхняя губа.

       На нем – громадные рога,

       Ему природа дорога.

       В лесу крупнее зверя не нашлось

       Раз он – сохатый, значит – …(Лось)

В. Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. (подсчёт и определение победителя)

 -Ребята, а сейчас я покажу вам картины с изображением животных, которые занесены в Красную книгу. И первое животное млекопитающее – это русская выхухоль. У неё длинный носик, хвост достаточно мощный, покрытый жесткими, грубыми чешуйками. Он прекрасно чувствует себя как на суше, так и на воде. Благодаря окрасу, прекрасно маскируется. Питается мелкими насекомыми и ракообразными.

 - А это ушастый ёж. Он меньше обычного ежа, но гораздо проворнее. Ест ушастый ёж насекомых. Таких ежей осталось очень мало, поэтому я предлагаю найти ему друзей-ежей

Практическая часть (дети выполняют аппликацию)

 И ещё один вид краснокнижный, но уже птица – чёрный аист.

  Черный аист — крупная птица.  Он чуть меньше, белого аиста. Как и у всех аистов, у него длинные ноги, удлиненная шея и длинный прямой заостренный клюв. Питается лягушками, угрями, рыбой.

 В. Давайте повторим названия краснокнижных обитателей заповедника и запомним их. (дети повторяют хором и по очереди названия животных)

В. Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «эндемики»? (ответы детей)

     Эндемики - животные и растения, которые не любят путешествовать, обитают только в одном месте на планете. Часто из-за ограниченной территории обитания животные и растения эндемики не обладают большой численностью, многие виды эндемиков занесены в Красную Книгу.

 В. В Воронежском заповеднике тоже есть эндемики.

 Это уже знакомые нам русская выхухоль, чёрный аист, а ещё гигантская вечерница – самая крупная летучая мышь.

 В. Растительность заповедника тоже очень разнообразна. насчитывает более 1200 видов. Это цветы, травы, кустарники, деревья. Самое распространенное и долго живущее дерево – дуб. Ему более 400 лет. Есть ещё много того, о чём мы сегодня не успели поговорить. Но мы не будем унывать, потому что у нас будут ещё экскурсии в заповедник.  

В.  А теперь давайте ещё раз перечислим 10 правил поведения в природе.

  1. Соблюдай тишину.
  2. Не вреди деревьям.
  3. Не обижай насекомых.
  4. Не разводи костёр в заповеднике.
  5. Не мусори.
  6. Не срывай цветы.
  7. Не разрушай муравейники.
  8. Не трогай птичьи гнёзда
  9. Не вытаптывай траву
  10. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнезда

В. Наша экскурсия подошла к концу. Вам она понравилась?

Что именно вам понравилось? (ответы детей) У нас на доске картинка с ёжиком, а рядышком на столе поднос, на котором лежат вырезанные вами яблоки.

Если вам на занятии было интересно и всё понятно, то берём яблоки зелёного цвета и клеим на спинку ежа. Если было что-то сложно и непонятно, тогда клеим яблоки жёлтого цвета. Если было всё сложно, непонятно и неинтересно, тогда клеим яблоки красного цвета. (дети выполняют задание, подводится итог)

В. А теперь нам пора возвращается в свой детский сад. Становимся на свои самокаты и в путь. (звучит фоном музыка «звуки леса))  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический праздник" По тропинкам Воронежского биосферного заповедника имени В.М. Пескова"

Экологический праздник, для онакомления детей с растениями и животными Воронежского заповедника...

Экологический праздник «Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику»

Цели и задачи:- Познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле л...

Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику.

Презентация дает возможность заочно познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей ...

«Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова...

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. ПесковаЗадачи п...

Презентация на тему " Уникальный уголок природы России _ Воронежский государственный природный биосферный заповедник.

1.Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе....

Консультация "Воронежский биосферный заповедник"

Где можно увидеть живых бобров, понаблюдать за ними, узнать массу интересных фактов о них и их жизни и провести целый день на природе? Такое место есть и называется оно «Воронежский государствен...