Экологический праздник «Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Романько Елена Николаевна

 

Цели и задачи:

- Познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

- Пополнить знания о природе родного края; привить любовь  к малой родине через краеведение.

 - Способствовать приобщению детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни;

Развивать память, любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу,  сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Оборудование:

  Листья дуба из бумаги, желуди, лепестки цветика-семицветика, лисичка -мягкая игрушка, обручи, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, веревки, щишки, игрушка- белочка.

 

Ход мероприятия.

 

Ведущий:

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

Ведущий:

- А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

В руки палочку возьму,

Круг волшебный проведу

Стукну тихо раз, два, три,

Волшебство ты оживи!

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

Воспитатель:  Ребята,  мы с вами  попали в заповедник.    Слайд 1.

Здесь вас ждет много интересного. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Один из старейших заповедников России – Воронежский – расположен в сорока километрах от Воронежа. Воронежский государственный природный биосферный заповедник был создан в 1927 г. для сохранения исчезающего вида животных - речного бобра.     Слайд 2.

Слайд 3.  Рядом с Центральной усадьбой заповедника находится действующий Спасо-Преображенский Толшевский монастырь, который был вновь открыт в 1994 г. как филиал Воронежского женского Алексеево-Акатова монастыря.

Слайд 4.

А о старце Константине напоминает Константинов пруд и  Константинов ручей. По древним картам было найдено место, где находился целебный источник. Сейчас он пересох, вода ушла. Но стараниями сотрудников заповедника и волонтеров, место расчищается, поставлен памятный крест. Именно этот колодец станет основной маршрутной точкой новой экологической тропы заповедника, протяженностью около 2 – 2,5 км, которая ознаменует собой четыре стихии – воздух, огонь, воду и землю.

Слайд 5.

Здравствуй лес, красивый лес!

Полный сказок и чудес

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же знаешь мы свои!

Появляется  Старичок-Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте, друзья!

Дети  и ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

Лесовичок:

Это я седой старик,

Называюсь Лесовик.

 Этот лес я сторожу.

 За порядком здесь слежу.

Лесовик: - Зачем пожаловали?  

Дети: - Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.

 Лесовик: - Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

 Дети: - Мы знаем как нужно вести себя в лесу: нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

Лесовичок: - Был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

Ведущий:  Ребята! Поможем Лесовичку?

Дети:  Да!

Ведущий: давайте поищем волшебный лепесток.

 Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток)  Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке  что-то есть.  Читает.  Да это же задание. 

 Лесовичок: Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите  «да», если плохо, то все вместе кричите «нет»!

***                                                                              

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу,

 (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы!

Заповедники - это островки спасения природы oт человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе - у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб - сосредоточенно молчать.

Потому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

(П. Сергеев)

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Лесовичок:  можете отправляться дальше и путешествовать по заповеднику.

Ведущий: Заповедник это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). Здесь надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

Посмотрите, какие  здесь растут  деревья. Кто может назвать, как они называются? (дети называют: дуб)

 Ведущий:  Как узнали дуб?

Дети. Ствол толстый, листики резные, большая крона, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В заповеднике деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.     Слайд 6.

Послушайте стихотворение:

              «Дуб»

 Могучий, сильный, вековой

дуб в лесу стоит большой

 листья тихо шелестят

 желуди под ним лежат

 шепчет дивная дубрава

 вон березки те, что справа

 гнутся ветки их в поклоне

 только  дуб тот непреклонен.

Ведущий:

Дети находят волшебный лепесток  (оранжевый), Лесовик читает задание:

Игра «Кто скорее соберёт свои листья, желуди?»

(Дети собирают в корзинки листья  дуба, желуди)

Путешествие продолжается - Дети «идут» дальше и находят лисичку с волшебным (желтым лепестком).                Слайд 7.

Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

Загадки  о  животных.

1.Хвост пушистый бережёт

 И зверюшек  стережёт:

 Знают  рыжую в лесу –

 Очень хитрую (лису)

2.Трав копытами касаясь,

 Ходит по лесу красавец,

 Ходит смело и легко,

 Рога раскинув широко.

 (Лось)

3.Возле дуба острым рылом

 Деловито землю рыл он.

 (Кабан)

4. С ним играть опасно в прятки.

 Мчит бедняжка без оглядки.

 След запутал и прилег:

 Обмануть лисицу смог

 (Заяц).

5.По веткам скачет, да не птица.

 Рыжая, а не лисица.

 (Белка)

6. Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко

(Олень)

 Музей природы существует с заповеднике с 1934 г. Площадь современной экспозиции составляет 828 кв.м - пять больших залов, в которых разместились художественно оформленные диорамы с характерными для заповедника видами животных и растений, информационные стенды и макеты, почвенные монолиты, коллекция рогов благородного европейского оленя, энтомологические коллекции.

Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

 Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Дети идут дальше и останавливаются у водоема. Знаете ли вы, кто здесь живет?

Чтобы правильно ответить, Лесовичок находит зеленый лепесток и загадывает  загадку:

В тихой заводи речной,

 В знатной шубе меховой,

 Плотины строят мастера,

 Без молотка и топора,

 Из берез, ольхи, осины,

 Из сучков, травы и глины,

 Трудолюбивы и бодры,

 Строители плотин ...бобры.            Слайды 8, 9, 10.

Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

- Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину - под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарию, в Белоруссию, в Азербайджан.

Бобровый питомник продолжает развиваться, перерастая в научно-познавательный комплекс. В дополнительно построенных специализированных помещениях для содержания бобров — идет процесс создания интерактивного музея бобра. При помощи современных технологий спроектирован не имеющий аналогов в мире двухуровневый аквариум, для наблюдения за жизнью бобров в подводной и надводной части речной поймы. С помощью веб-камер на экраны передается изображение из аквариума, то есть мы будем видеть бобров, а они нас нет. Такая демонстрация живой природы максимально комфортна для зверей и людей – никто никому не мешает. Здесь же запланировано обустроить небольшой манеж для демонстрации бобров и место для фотосъемок. А бобры живут: спят, едят, занимаются своими делами. Только не беспокойте, мол, нас понапрасну. У людей здоровые зубы белые, а у бобров, чем рыжее, тем лучше.

 Ведущий: -Повторите за мной скороговорки:

1. Живут бобры

Бобры бодры, бобры добры.        

2.Мудры плотин строители

Бобры - речные жители.

Лесовик  с детьми находят голубой лепесток и предлагает детям  попасть в «Заповедную сказку», но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так  пока не доберется до условного места.   Слайд 11.

 Для маленьких гостей заповедника есть свой экологический городок «Заповедная сказка», на тропинках которого юных туристов встречает лесовик, русалка, гном и другие волшебные обитатели леса. В «Заповедной сказке» есть свое небольшое озеро, резные кормушки, обжитые птицами и белками, информационные таблички, специально оборудованные площадки для проведения экологических игр и мероприятий.

Лесовик приводит детей к  полянке, дети находят синий лепесток и  читают задание:

Игра-соревнование «Полоса препятствий»Слайд 12.

«Ёжкин кот и ёжкины дорожки».

Всё большую популярность завоевывают активные экологические виды отдыха. И в этом деле тоже преуспел Воронежский заповедник, где работает веревочный парк приключений. А гостей  встречает деревянная Баба-Яга на зеленой полянке.  Все препятствия верёвочного парка объединены в маршруты, разделенные по сложности и тематической направленности, начиная от сеточных для самых маленьких на высоте от 1 до 1,5 метров и заканчивая экстремальными подвесными тропами на высоте до 8 метров со спуском для специально подготовленных туристов.

Лесовик приводит детей к экологической тропе (Слайд 13) , дети находят синий лепесток и  читают задание:  -Я хочу узнать, знаете ли вы названия птиц? Для этого мы сейчас поиграем в  игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название птицы» (орёл,  филин, дятел…)

Птицы — самые многочисленные позвоночные заповедника: их около 200 видов, из которых гнездится около 130 видов, в подавляющем большинстве перелётных. Осёдло живут в лесу 14 видов. В Красную книгу РФ внесены 10 видов птиц, зафиксированных на территории заповедника.

эстафетная игра «Собери цветок» 

Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.  Слайд 13.

На территории заповедника отмечено 1007 видов  растений и около 300 видов грибов. В заповеднике охраняются редкие виды растений, грибов, включённые в Красную книгу РФ.

Игра  «Найди пару»

 Лесовик  просит детей собрать  большие и маленькие грибки.  Дети бегают по поляне с грибками  в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким).

Слайд 14.

Лесовичок: - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Дети находят фиолетовый лепесток  и выполняют задание: «Собирают цветик-семицветик».

 Я с радостью принимаю вас в  «Царство природы». В заповеднике всегда рады гостям, которые не только любят природу, но  и умеют ее беречь. Воронежский заповедник был и остается жемчужиной Черноземья.

Слайд 15. Ведущий: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

 

Список литературы.

1. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Под редакцией  Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

 2. «Золотая птица». (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

 4. «Веселые чижи». Хрестоматия для детей М. 2006г.

5. Дыбина О. « Ребенок и окружающий мир». М. 2010г.

6. Соломенникова О. « Экологическое воспитание в детском саду».

 

 

 

.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальное путешествие по Воронежскому государственному природному биосферному заповеднику.

Презентация дает возможность заочно познакомить детей с заповедником нашей области; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей ...

«Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. Пескова...

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Воронежского государственного природного биосферного заповедника  имени В.М. ПесковаЗадачи п...

Презентация на тему " Уникальный уголок природы России _ Воронежский государственный природный биосферный заповедник.

1.Познакомить детей с Воронежским заповедником ;формировать ответственное и бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе....

Воронежский государственный природный биосферный заповедник.

В нашей группе проводилось занятие по экологии. В ходе занятия дети узнали о том, что наш заповедник являетя одним из старейших заповедников России. В 1985 г. Воронежскому заповеднику был присвоен ста...

Педагогический проект «Животные и растения Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова »

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Воронежского государст...

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК ИМЕНИ В.М. ПЕСКОВА

3 декабря 2022 г. Воронежскому заповеднику исполняется 99 лет...