Творческий проект "Золотые краски осени"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Кочергина Наталья Викторовна

Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени как о времени года,ее признаках и явлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx543.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                    МАДОУ СЦРР д/с «Золотой ключик»

   

                                                       

                                                                                    Воспитатель : Кочергина Н.В.

Тип проекта: познавательно- творческий

Сроки реализации: сентябрь 2020 г .

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатели родители.

Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

Задачи:

Систематизировать знания детей по теме «Осень»;

развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

привлечь  внимания к окружающим природным объектам;

развивать  умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать связную речь;

пополнить  и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать рассказы и стихотворения об осени;

формировать основы экологической культуры и безопасного поведения на природе.

Продукт деятельности: выставка «Осенняя фантазия» (поделки родителей и детей,

             стихи    об осени, рисунки детей).

Используемые  виды деятельности:

   Игровая деятельность;

 Чтение художественной литературы;

 Изобразительная деятельность;

 Труд ;

  Конструирование из природных  материалов.

                                      Мероприятия по работе с детьми:

  1.Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Фруктовый магазин»,

     «Путешествие     в лес».

  2.Игровые ситуации: «Если ты оказался в лесу один».

  3.Беседы и рассматривание иллюстраций: «Что мы знаем о грибах?»,

   4.Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию»,

      «Чудесный мешочек",  «Что растёт на грядке?», «Найди дерево по семенам»,

      «Кто     где живет?».

5.Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени.   Чтение А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», В.Сутеев «Под грибом», Е.Трунева «По лесным тропинкам», А. Плещеев  «Осенняя песенка», М. Ивенсен  «Падают, падают листья», А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Осень».

6.Заучивание стихотворений об осени:

7.Рисование: «Осенний лес», «Овощи», «Дерево осенью».

8.Лепка: «Грибы», «Дары осени».

9.Ручной труд и конструирование: «Птицы из шишек», «Грибочек».

10.Коллективная аппликация: «Осенний букет»

1.Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»,

12.Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. 13.Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

   14.Труд: сбор семян с цветов на участке, сбор гербария.

 

                                            Работа с родителями:

           Папка – передвижка «

           Сбор природного материала для поделок, природного уголка.

             Поделки из природного материала для выставки.

             Результат: выставка «Осенняя фантазия» (подделки родителей и детей,

             стихи    об осени, рисунки детей).

                             

                                                                 Фотоотчет                                                               C:\Users\сергей\Downloads\MyCollages (2).jpgC:\Users\сергей\Downloads\MyCollages (1).jpg

                                           Приложение №1

                   Е. Трутнева «Осень»;

         Стало вдруг светлее вдвое, 
  Двор как в солнечных лучах — 
   Это платье золотое 
   У берёзки на плечах.
 
  У калины и рябины 
   Вьются стаями дрозды... 
   Под окошком георгины 
   Красотой своей горды.

 

                                                           А. С. Пушкина

                                     Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса 
Люблю я пышное природы увяданье,

                                     В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

 

                                И. Бунина «Лес, точно терем расписной»

       

                                        А. Плещеев  «Осенняя песенка»

           Миновало лето, 
Осень наступила. 
На полях и в рощах 
Пусто и уныло. 
Птички улетели, 
Стали дни короче, 
Солнышка не видно, 
Темны, темны ночи
.


                               М. Ивенсен  «Падают, падают листья»

        Падают, падают листья.
  В нашем саду листопад... 
  Желтые, красные листья 
  По ветру вьются, летят. 
  Птицы на юг улетают, 
  Гуси, грачи, журавли. 
  Вот уж последняя стая 
  Крыльями машет вдали. 
  В руки возьмем по корзинке, 
  В лес за грибами пойдем, 
  Пахнут пеньки и тропинки 
  Вкусным осеннним грибом


                                С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»Хочу такой сайт

      Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.


 К. Бальмонта «Осень»

 Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

    Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

 

В. Сутеев  «Под грибом»

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! 
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился. 
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет. 
— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать! 
— Тут места нет. 
— Подвиньтесь, пожалуйста! 
— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!.. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает. 
— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался? 
— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба —Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Игра «Один – много»
Цель: образование от единственного числа существительных множественное число.
лужа — лужи Лист — листья
дерево — деревья Ветка — ветки
туча — тучи Птица — птицы
цветок — цветы Дождь — дожди
Луковица — луковицы Огурец — огурцы
Морковка — морковки Свёкла — свёклы
Кабачок — кабачки Кочан — кочаны
Горошина — горошины Стручок —стручки
Яблоко – яблоки Груша – груши
Вишня – вишни Лимон – лимоны

Игры с речевым сопровождением:
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

Дидактические игры:
«Что лишнее?»
Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор..
Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)
Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)
Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)
Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)
Помидор, редька, лук, репа (помидор)
Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)
Салат, редис, капуста, лук (лук)
Груша, чеснок, апельсин, яблоко (чеснок)
Клюква, малина, груша, рябина (груша)
Киви, банан, груша, брусника (брусника)
Редька, лук, баклажан, черника (черника)

«Что дерево рассказывает о себе».
Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения, происходящие с деревом осенью.

Пальчиковая гимнастика:
«Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки
Н.Нищеева

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным
пальчиками.) Н.Нищева

                                                     Пальчиковые игры

                               "Хозяйка однажды с базара пришла".
• Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест.
Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.
Ю. Тувим
                                      «Мы капусту рубим – рубим…»
 Мы капусту рубим, рубим, (имитация движений)
Мы капусту режем, режем, Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем!



Подвижные игры:
«Гуси – гуси»
Цель игры. Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной.
Ход игры. При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе.

Слова хозяйки гусей:
Гуси! Гуси!
Есть хотите?
Ну, летите!
Почему?
Ну, летите как хотите,
Только крылья сберегите!
Ответы гусей:
Га-га-га!
Да-да-да!
Нам нельзя!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой!

«Огуречик, огуречик…»
Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.
Ход: На одном конце зала- ловишка , на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на 2-х ногах.
Ловишка: «Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»
Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

Н. Сладков «Осень на пороге»
- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы...
- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!
- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.
Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.
Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.
Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.
Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.
Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.
Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.
Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.
Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.
Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.
Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.
Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.
Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах);
- Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий).

А.Н. Толстой "Мужик и медведь" (русская народная сказка)
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: – Мужик, я тебя сломаю.
– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
– Быть так, – сказал медведь. – А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает: – Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. – Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь: – Мужик, куда ты едешь? – Еду, медведюшка, в город корешки продавать. – Дай-ка попробовать – каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:
– А-а! – заревел. – Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает: – Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит: – Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.
Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Г. Юдин "Как варить компот"
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
- Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну и как же его варить?
- Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной!
Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик — клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
- Готово! Кушайте на здоровье.
Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:
- Компот называется! Сам ешь!
Почему же так невкусно получилось? — мрачно задумался кот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект «Краски осени»

Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....

Фотоотчёт о выставке творческих работ «Краски осени» Первой младшей группы "Лучики"

            Фотоотчёт с выставки творческих работ "Краски осени"Одной из форм сотрудничества с родителями наших воспитанников является организация...

Международный творческий конкурс «Краски осени»

Номинация «Художественное творчество»...

Творческий проект "Краски осени"

Совместный с родителями творческий проект "Краски осени" (из фетра)...

Творческая работа "Краски осени"

Изготовление поделок из фетра с детьми старшей группы....

Познавательно-творческий проект "Краски осени"

Материал рекомендован воспитателям детского сада...

Выставка творческих работ "Краски осени"

Выставка творческих работ «Краски осени» Осень – это самая живописная пора года.С приходом осени мир наполняется яркими красками, словно волшебница разукрашивает каждый листик а...