Конспект занятия : Волшебница соль.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экспериментированию с детьми старшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sol.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие волшебница соль.

Цель: Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи.

Задачи:                                

- познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая, соль растворяется в воде, соль можно выпарить из солёной воды; солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

-учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

- Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой!

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

(Дети стоят в кругу)

- Становитесь дети в круг

- Ты мой друг и я твой друг

- Крепче за руки держитесь

- И друг другу улыбнитесь.

- Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно, это соль.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная
соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это
обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько

велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что
угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в
дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на
столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль» - так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы.
Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал
соль - к cсоре, к неудаче. Потому что, в древние времена соль считалась
драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши
дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек
может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна соль. Растения тоже живые существа, им тоже нужна соль. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование.

- Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

А сейчас я предлагаю вам на некоторое время отправиться в нашу лабораторию и узнать о свойствах соли.

- Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в лаборатории очутись!

При работе с солью надо соблюдать следующие правила:

1, не трогать руками глаза,

2- соблюдать тишину

3- не толкать соседа во время работы

4- сначала посмотри, а потом повтори

5- выполнил и положи на место

Итак, внимание!

Опыт 1. Имеет ли соль запах?

Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

Что произошло с солью? (Соль растворилась)

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)

- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.

Опыт 4.

А теперь сделаем такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная.

Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет).

А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)

-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы) не тонут).

 Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,

Опыт № 5: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

. Что с ней произошло? (она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)

«Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду.)

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/. Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Конспект НОД «Волшебница - соль или разгаданная тайна"

План-конспект образовательной деятельности «Волшебница соль или разгаданная тайна» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД "Волшебница соль"

Занятие по познавательно-исследовательскому развитию. Дети работают в лаборатории, исследуют свойства соль пользуясь схемой....

Открытое занятие "Волшебница соль"

Экспериментирование с солью...

Конспект открытого занятия "Волшебница соль"

Представляю вашему вниманию конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебница соль"...

Конспект открытого занятия "Волшебница соль"

Конспект открытого занятия (Экспериментальная и познавательно -исследовательская деятельность).В старшей группе по  теме:«Волшебница соль»...

Познавательное занятие: "Волшебница-соль" (экспериментирование)

Экспериментирование с помощью соли для подготовительной группы....