Конспект открытого занятия "Волшебница соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Скворцова Лариса Викторовна

Представляю вашему вниманию конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебница соль"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка» город Черногорск, Республика Хакасия

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница-соль»

Подготовила: воспитатель Скворцова Лариса Викторовна

Тема «Волшебница-соль»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница - соль».

Задачи:

Образовательные:

-создать условия для формирования представлений о свойствах поваренной соли (познавательное развитие);

Развивающие:

-создать условия для развития мыслительных процессов, для выражения детьми своего мнения посредствам побуждения к речевой активности (речевое, познавательное развитие);

- обеспечить развитие поисковой активности детей (познавательное развитие);

- способствовать развитию навыков общения, сравнения, умения правильно и полно высказываться, и активно использовать слова по теме (речевое развитие);

Воспитательные:

 - Способствовать  развитию навыков взаимодействия детей друг с другом (социально-коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельности:

-- совместная деятельность ребенка со взрослым;

- совместная деятельность ребенка со сверстником;

- игровая деятельность;

- исследовательская деятельность.

Ход образовательной деятельности:

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/задачи

Вводная часть, мотивация

Конверт с письмом

  • Получение письма

Раздается стук в дверь,  дежурный д/сада приносит письмо:

- Это старшая группа «Звоночки»? Вам письмо.

- Ребята,  что же будем делать с письмом?

- Кто будет читать?

Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Герда из сказки Г.Х. Андерсена. Помогите, пожалуйста, растопить лед, которым Снежная королева сковала весь наш город. Мой друг, Мудрый Ворон, подсказал мне, что есть такое волшебное белое вещество, которое очень быстро может разрушить лед.

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна.

Но в пищу – каждому нужна,

Приготовление пищи не обходится без нее,

Повар ложечкой сыпет ее.

 Я ничего не знаю об этом веществе. Помогите, пожалуйста…»

- Я тоже не знаю, что это за вещество, а вы?

-Как же тогда мы поможем Герде?

Ответы детей.

Дети просят воспитателя прочитать письмо.

Слушают чтение воспитателя.

Ответы детей.

Мотивировать детей на проявление познавательного интереса.

Основная часть:

Мультимедиа

Презентация

  • Обсуждение проблемной ситуации, актуализация имеющихся знаний

- В письме есть какие-то подсказки для нас?

- Как характеризует Герда вещество, которое может растворять лёд, в своем письме?

- Что это за волшебное вещество, догадались?

Подвести детей к выводу, что, может быть, это вещество - соль.

- Ребята, а что вы знаете о соли?

- Для чего нам нужна соль?

- Хотите узнать еще больше об этом веществе?

- Из каких источников мы можем узнать информацию?

- У нас в группе есть компьютер и сеть Интернет.  Я предлагаю вам посмотреть познавательный   фильм о соли, усаживайтесь поудобнее перед экраном.

  • Получение новых знаний

Рассказ воспитателя (по ходу презентации):

Соль - полезное ископаемое. Много лет  назад соли добывали мало, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Происхождение слова «соль» от старинного славянского названия Солнца-Солонь. На Руси встречали гостя хлебом с солью: он должен отломить кусочек хлеба, посолить  и съесть. Это означает, что гость добрый и   готов вместе с хозяином разделить все  беды и заботы.

-  А сейчас, попробуйте, глядя на слайды, сами рассказать, как добывают и используют соль в своей жизни люди .

Соль бывает разная, она имеет название и свойства в зависимости от места ее добычи.

- Вы слышали, как по-разному люди  называют соль?

Если соль добывается в море, то она ….? А если под землёй в шахтах…?

По потреблению различают: поваренную пищевую и кормовую (для животных).  

- Может ли быть соль тем веществом, которое Мудрый Ворон назвал волшебным и растворяющим лёд?

- Как узнать верно ли мы с вами предполагаем?

- А как проверить? (попробовать насыпать соль на лёд)

  • Экспериментально-исследовательская деятельность

- Предлагаю вам превратиться в кубики льда и кристаллики соли и отправиться в нашу лабораторию для проведения эксперимента.

 -Называйте по очереди слова «льдинка» и «соль».

-  «Льдинки» хлопните в ладоши, «кристаллики» топните правой ногой, левой ногой.Молодцы!

- Льдинки собирайтесь за синим столом. Кристаллики соли - за белым. (подвести детей к 2м столам для экспериментирования).

Вспомните правила безопасной работы в лаборатории. Выберите капитана команды.

Опыт 1. «Внешние признаки соли»

- Ребята, у вас на столах стоит соль, одинаковая ли она? Посмотрите на экран (слайд) и расскажите про  соль с помощью  карточек-подсказок  (цвет, запах, размер, вкус, звук).

-Если мы нажимаем палочкой на соль, что слышим? Почему соль хрустит?

Опыт 2. «Растворение соли в воде»

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

-Так ли это, действительно ли соль боится воды?

-У вас на столах стоят стаканы с водой. Возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте.

-Что произошло с солью? 

- Какой можно сделать вывод ?

Опыт 3. «Растворение льда солью»

- Ребята, а из чего получается лед?

-Так, может быть, соль тоже боится льда? Проверим?

-Возьмите 2 кубика льда, положите на разные тарелки. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр).

- Что  произошло с кубиком, посыпанным солью?

-Что происходит с кубиком льда, который не посыпан солью?

 -Какой  вывод мы можем сделать, боится ли соль льда?

- Правильным ли оказалось наше предположение, что волшебное вещество, которое посоветовал Мудрый Ворон, это  обычная соль?

- Где свойство соли быстро растворять лёд, мы можем использовать у нас в детском саду? (слайд)

  • Обобщение полученных знаний

- Ребята, что  же мы ответим Герде на ее письмо?  

- Как мы будем его писать?

- Вы умеете писать?

- Как тогда мы отправим ответ?

 Подвожу детей к возможности зарисовки  в виде  мнемодорожки.

- Ребята, подумайте какими значками мы можем рассказать Герде, что волшебное вещество -  это обычная соль?

- Возьмите листы бумаги, фломастеры и можете приступать к работе.

Предлагаю детям рассмотреть получившиеся схемы и проверить правильно ли они составлены, обсуждая что обозначает каждый значок в схеме.

- Ребята, я думаю, что все схемы понятны и правильны и можем отправить их Герде.

- У меня есть большой конверт. После работы я занесу наше письмо на почту.

Ответы детей .

Рассуждения детей.

Ответы детей .

Ответы детей, предположения

.

Условия для выражения своих мыслей.

Условия для актуализации имеющихся знаний.

Условия для речевой активности.

Условия для речевой активности, проявления самостоятельности.

.

Стаканчики, соль  разного помола, палочки, колбы с водой, ложечки, тарелочки, салфетки, кубики льда  в сумке-холодильнике, щипцы.

Мольберт, бумага, фломастеры.

Конверт.

Дети делятся на команды по названному слову, садятся за столы, выбирают капитанов.

Ответы детей

Дети наблюдают.

Дети выполняют совместные действия. Делают выводы.

.

Ответы и рассуждения детей.

Ответы и рассуждения детей.

Условия для двигательной активности.

Условия для выбора.

Условия для  взаимодействия

Условия для речевой активности, самостоятельности.

Условия для исследовательской деятельности.

Условия для речевой активности.

Условия для взаимодействия в ходе эксперимента.

Условия для речевой активности.

Условия для взаимодействия в ходе творческой деятельности.

Завершение образовательной деятельности, рефлексия:

- Ребята, кому мы сегодня помогали, какой волшебное вещество искали?

- В чем же проявляется волшебство соли?

- Что было самым трудным сегодня?- Что было самым интересным?

Ответы детей.

Условия для речевой активности.

Условия для осмысления и анализа деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе "Зимняя сказка" Нетрадиционная техника рисования солью.

Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.Задачи:1. Учить детей рисовать зимний пейзаж солью.3. Развивать познавате...

Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования солью в младшей группе

Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования солью в младшей группеЦель:-Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – &la...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебная соль".

Конспект открытого занятия "Волшебная соль"....

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных методов рисования (комментированное рисование, рисование солью (техника насыпка)) в старшей группе

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.Задачи:1. Обучающие: продолжать учить детей рисовать дерево: ствол, ветви. Познакомить с новой...

Конспект открытого занятия "Волшебная соль"

Конспект занятия "Волшебная соль"...