Конспект открытой интегрированной ОД по познавательному развитию (экспериментирование) на тему: «Волшебница соль» (подготовительная группа).
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Мельникова Татьяна Юрьевна

Конспект занятия "Волшебница соль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_sol.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №10 «Дубравушка» г.Грязи Грязинского района Липецкой области

Конспект открытой интегрированной ОД          по познавательному развитию

(экспериментирование)

на тему: «Волшебница соль»

(подготовительная группа).

                                                                                        Выполнила воспитатель:

                                                                                                                                             

                                                     Т.Ю.Мельникова

Г.Грязи

2018 г.

Цель:

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства

соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, солёная вода помогает предметам

удерживаться на поверхности).

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Формирование словаря: минеральное вещество, каменная, повренная, кристаллизация.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Предварительная работа:

Беседа «Применение соли в домашних условиях».

Чтение русской народной сказки «Соль дороже золота», пословиц и поговорок о соли.

Оборудование:

Мультимидийная система, пластиковые тарелочки, ложки, лупы по количеству детей, баночки с водой, большие банки с водой для воспитателя, яйцо, цветная соль, клеенки, салфетки.

Ход занятия:

Звучит песня от улыбки хмурый день светлей.

В-ль: Здравствуйте ребята. Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

После приветствия дети проходят садятся на стульчики.

В-ль: Ребята в природе встречаются самые разные вещества, но одно из них крайне необходимо человеку. И мне сегодня хотелось бы с вами об этом поговорить, но чтобы вы догадались, о чем идет речь, вам надо отгадать загадку.

 Отдельно я не так вкусна,

 Но в пище каждому нужна.

Ответы детей.

В-ль: Конечно это соль, молодцы. Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Существует много предположений о том, как люди узнали про соль. Возможно люди впервые попробовали соль в морской воде. Они заметили ее соленый вкус. Собирали на морском берегу белый порошок и посыпали им еду. Так люди впервые пробовали соль. Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Соль вошла в жизнь человека и очень ценилась, так как люди не умели добывать ее в больших количествах.
О соли в народе существуют поговорки и обычаи может вы их знаете.
 Ответы детей.

В-ль: Молодцы! Теперь моя очередь поделиться с вами своими знаниями о соли.

Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.

- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).

- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль.  (Показать).

- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).

Морскую соль  люди используют для приготовления пищи, продуктов питания, но также ее используют в лечебных целях, космитологии. Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для оздоровительных  ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека.  (Показать).

В-ль: Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Ответы детей.

В-ль: Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!

- Где мы встречаемся  с солью? (на кухне, на море).

- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд )

Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера. (Слайд) (Кояшское озеро в Крыму)

Ребята, а теперь довайте поговорим о том , как  происходит добыча каменной соли.

Каменная соль- это осадочная горная порода. Ее месторождения нажодятся высоко в горах. А как же она туда попала? Все очень просто! Миллионы лет тому назад на месте этих гор был океан. В условиях жаркого и сухого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась?

Ответы детей.

 Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд). В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

И открытыми способами – на поверхности земли  (слайд )

Морская соль добывается из моря как правило естественным путем. Морская вода испаряется под воздействием солнца.

Ребята, а вы хотели бы посмотреть фильм о добычи соли?

Просмотр фильма.

 

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

В-ль: Как вы думаете, где можно использовать соль?

Ответы детей

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

Соль нужна не только человеку и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

А теперь давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку.

Что там чудится в тумане?

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем камушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать. (Приседания.)

 

1Физкультминутка выполняется под шум волн.

В-ль:  «Сегодня всем нам предстоит

Немного стать учеными.

В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем

С этим сыпучим веществом.»

 Я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) 

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

Опыт №1.

 «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Ребята, а теперь наберите соль в ложку и переверните ее. Что произошло?

Ответы детей.

В-ль: Коллеги  мы с вами определи еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

А теперь давайте определим имеет ли соль запах?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2.

«Соль растворяется в воде».
В-ль: Есть пословица: «Соль в воде родиться, а воды боится» Узнаем почему!
Для опыта нам понадобится стакан с водой, насыпаем в него небольшое
количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.
Дети делают вывод. Соль растворяется в воде.
В-ль: А вы знаете, что в природе существует соленая и пресная вода?
Вспомните где можно встретить пресную, а где соленую? Ответы детей.
Чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на ее
поверхности. А вы хотите в этом убедиться?

Опыт№3

 «Плавающее яйцо»
Опустили сырое яйцо в стакан с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другом стакане навели крепкий соленый раствор, опустили туда яйцо. Оно стало плавать по поверхности.
Дети проводят опыт и делают вывод. Плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной (несоленой).

В-ль: Но это еще не все я приглашаю вас в творческую лабораторию где мы сможем убедиться в том , что соль можно использовать в декоративных целях. Ребята перед вами стаканчики с разноцветной солью, с помощью этой соли я познакомлю вас с нетрадиционной формой рисования.

В-ль: Прежде чем мы начнем рисовать давайте еще раз повторим правила по технике безопасности. (дети проговаривают правила при работе с солью)

В-ль: Ну, а теперь давайте приступим к рисованию. Наносим клей ПВА на нужные участки. Пока клей не высох насыпьте на него ложечкой соль нужного цвета, так чтобы бумага под ней не просвечивалась. Прижмите соль ложечкой. Оставьте рисунок на время высыхания клея. Потом стряхните лишнюю соль в поддон и ваш рисунок готов.

(Под релаксационную музыку дети выполняют аппликацию с помощью песка. Рассматривают все роботы.)

Игра «Соляной мешочек».

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру . У меня в руках мешочек с солью , я буду задавать вам вопросы, а вы передовая его друг другу отвечать на мои вопросы.

-Какая бывает соль.

-Откуда берется соль.

-Для чего нужна соль.

В-ль: Дети вам понравилась наше занятие. А что вам больше всего понравилось? Спасибо вам ребятки за занятие мне было очень легко и интересно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования на тему: «Готовим сюрприз»

Материал рассчитан для детей подготовительной группы. Учит детей принимать гостей, готовить угощение, сервировать стол, создавать праздничную атмосферу.. Развивает дружеские взаимоотношения и желание ...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи и математике в средней логопедической группе по теме "Домашние животные"

Интегрированное занятие в средней логопедической группе по теме "Домашние животные" проводится логопедом и воспитателем. Данное занятие направлено на закрепление знаний детей по  т...

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».

Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....

конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи " Волшебные конверты Дедушки Грамотея" (подготовительная группа)

Конспект занятия предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций. Направлено на закрепление с детьми гласных и согласных звуков, проведение звукового анализа слов.  Зан...

Открытое ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе по теме " Мое Отечество - Россия"

ООД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в подготовительной группе «Березка» «Мое Отечество – Россия» Программное содержание:Формировать у д...

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Сундучок сказок» во второй младшей группе

Сказки для детей – это одни из самых первых литературных произведений, с которыми знакомятся юные читатели. Корнями эти повествования уходят далеко в глубокую древность, но не теряют и в наши дн...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию экспериментирование с водой " Волшебная вода"

Цель занятия- познакомить детей  со свойствами воды(прозрачная, жидкая, вкус, запах, вода может менять свой цвет). Вовлечь в элементарную исследовательскую деятельность; развивать...