Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования на тему: «Готовим сюрприз»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шатилова Алевтина Алексеевна

Материал рассчитан для детей подготовительной группы. Учит детей принимать гостей, готовить угощение, сервировать стол, создавать праздничную атмосферу.. Развивает дружеские взаимоотношения и желание сделть людям сюрприз. Закрепляет понятие "Вещество."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovim_syurpriz_-_zanyatie.doc993.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования на тему: «Готовим сюрприз»

 Автор: Шатилова А.А. воспитатель ГБДОУ№49 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

Участники -  дети подготовительной группы 6-7 лет.

Количество детей 12 человек

 Педагогический замысел:

Образовательная область Социализация

Задачи:

  1. Создать условия для самостоятельного поиска новых сведений об окружающем мире и применении их в быту;
  2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  4. Вызвать радость от открытий, полученных от опытов;
  5. Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, растворить, тесто, эксперимент, кристаллы, алгоритм, карта успехов, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи, именинник;

Образовательная область Коммуникация:

Задачи:

  1. Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение;
  2. Закрепить умение работать в строго отведенном времени;
  3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку  и аккуратность;
  5. Создать у детей радостное настроение;

Образовательная область Познание:

Задачи:

  1. Продолжать учить детей в своей работе использовать условную мерку – стакан и палочку, где отмечена мера толщины печенья;
  2. Формировать умение находить сходство и различие между двумя веществами: солью и сахаром;
  3. Познакомить детей с разными видами соли: крупной поваренной, мелкой поваренной и морской;
  4. Познакомить детей с разными видами сахара: кусковой сахар, сахарный песок, сахарная пудра;
  5. Формировать умение у детей замешивать, раскатывать и вырезать фигурки из теста;
  6. Уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых и жидких            

                 веществ (снег, лед, вода);        

  1. Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
  2. Закрепить понятие- вещество, выделять его среди различных предметов;
  3. Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений;
  4. Познакомить детей с процессом приготовления коктейля, закрепить понимание роли бытовых приборов в приготовлении коктейлей;
  5. Развивать умение в своей работе использовать песочные часы;
  6. Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;

          Образовательная область Безопасность:

Задачи:

  1. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  2. Познакомить детей с новым электрическим прибором и правилами обращения с ним.

        Оборудование занятия: поздравительная открытка, свеча, спички, алгоритмы поведения, выпечки печенья, заваривания чая, передники для детей, бумажные полотенца, таз с водой, продукты для выпечки: 400г муки, 1 стакан кефира, 1 яйцо, 200 г сахара, противень, большая тарелка для печенья, бумажные салфетки, скалка для раскатывания теста, формочки для вырезывания печенья, условная мерка на каждого ребенка,  2 заварочных чайника (лучше стеклянных), разный чай, блендер, салат фруктовый, салат овощной, сахарный песок, сахар кусковой, сахарная пудра, соль поваренная (мелкая и крупная, морская), таймер, песочные часы, чайные ложки по числу детей. Салаты готовятся до занятия только в них не кладется соль и сахар. Чай лучше взять зеленый и каркадэ.

        Предварительная работа: Рассматривание колосков  пшеницы и ржи, рассматривание зерна, занятие на тему: «Откуда хлеб пришел?», разучивание пальчиковой гимнастики  «Повар», экскурсия на кухню, экскурсия в музей Хлеба, чтение произведения Э.Ю.  Шим «Хлеб растет».  Рассматривание разного вида чая.                                                                                    

  В НОТ использованы методы и приемы:

  1. совместной деятельности взрослого и детей;
  2. самостоятельной деятельности детей;
  3. наглядный (В процессе наблюдения по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические. Например: тесто – мягкое, липкое, имеет вкус и запах и т.д.
  4. словесные;
  5. практические;
  6. сравнение некоторых веществ;
  7. метод чтения алгоритмов;

                      Ход совместной деятельности

        Воспитатель: Ребята, мне сегодня почтальон принес вот такую красивую поздравительную открытку. (Показывает детям) Давайте посмотрим, кому она адресована? Ребята, посмотрите, вы что - нибудь видите? (Нет) Я тоже ничего не вижу.

А я знаю способ, с помощью которого мы можем узнать, для кого она. Посмотрите на эту табличку, и вы узнаете, что нам для этого надо.

(алгоритм чтения секретного письма при помощи лимонного или лукового сока)

                                         Опыт «Секретное письмо»

Берем свечу, спички, я аккуратно зажигаю и держу над пламенем  свечи. Но очень близко подносить открытку к пламени свечи нельзя, иначе она может загореться.

Она, оказывается, адресована … Ей сегодня день рождения.

А давайте приготовим ей сюрприз. Как называется человек, у которого день рождение? Правильно, именинник.

Чем обычно угощают именинника?

Вы все правильно назвали. Давайте угостим ее салатами, печеньем и чаем. Но все это мы приготовим своими руками.

Вы согласны?

Тогда за дело. Но прежде, чем начать работу давайте вспомним правила поведения при работе. (Показ алгоритмов)

Сегодня утром мы в группе приготовили два замечательных салата.

Этот салат приготовлен из фруктов, значит, какой он – фруктовый.

Этот салат приготовлен из овощей, значит, он, какой – овощной. Но мы забыли в салаты положить соль и сахар.

Давайте с вами попробуем узнать, где соль и где сахар.

Все свои наблюдения мы будем отмечать вот в такой карте.. (показ) (можно рисовать на магнитной доске фломастером)

           - Как можно назвать одним словом соль и сахар. Правильно, это вещество. Из чего  состоят соль и сахар? (из маленьких кристалликов) Рассмотрите эти кристаллики при помощи лупы, одинаковые ли они? Зарисуйте их.

- Чем они похожи? Правильно, они оба белые, состоят из кристаллов, сыпучие, хорошо растворяются в воде, применяем в пищу. (Проделывают опытным путем)

А чем же они отличаются?  Правильно, вкусом, размером кристалликов – у сахара они крупнее, имеют разный запах, соль морскую можно использовать при купании.

Далее воспитатель обращает внимание детей на то, что перед ними лежит сахар, сахарный песок, сахарная пудра.

Посмотрите внимательно и скажите, какие вещества лежат перед нами?

- Что выберем для салата? (Сахарный песок)

- Почему?

А что выберем для того, чтобы посолить салат?

Перед вами мелкая поваренная соль, крупная поваренная соль и морская. Дети выбирают и объясняют, почему?

С салатами мы разобрались, а теперь будем делать печенье. Чтобы оно получилось красивым и вкусным, давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.

                            Пальчиковая гимнастика

                                                     «Повар»

Повар готовил обед,                       (Ребром ладони дети стучат по столу,)

А тут отключили  свет.

Повар леща берет                            (Загибают большой палец на левой руке.)

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,                (Загибают указательный палец,)

В печку кладет варенье,

Мешает суп кочерыжкой,               (Загибают средний палец)

Угли бьет поварешкой                    (Загибают безымянный палец)

Сахар сыплет в бульон.                   (Загибают мизинец)

И очень доволен он!                        (Разводят руками)

Чтобы нам было удобно работать, мы с вами разделимся на две группы: у кого на груди эмблема с изображением хлеба находит стол, где лежит такая же эмблема, у кого эмблема булка – тоже находит свой стол с такой же эмблемой. Молодцы, никто не потерялся.

Я сейчас загадаю вам загадку, а вы, если ее отгадаете, узнаете, какой продукт самый главный для печенья.

Без этого продукта,

Ребята никуда,

Чтобы испечь что-то

Всегда нужна … мука

А теперь посмотрите на эту карту, и вы скажите, что нам еще понадобится, для того, чтобы испечь печенье?

(Показ алгоритма по выпеканию печенья)

Используется условная мерка – стакан для песка кефира и муки.

Молодцы! Дети при помощи взрослого делают тесто подгруппами. (С другой подгруппой работает сменный воспитатель)

- Чтобы тесто получилось без комочков, я возьму вот такой прибор, который называется блендером. Он помогает измельчать продукты  и перемешивает тесто без комочков. Но работать таким прибором может только взрослый. (алгоритм)

  Педагог демонстрирует работу блендера. Вот тесто и готово. Что теперь будем делать?

  Правильно, раскатывать. Я возьму скалку и раскатаю его. Вот так. Тесто не должно быть очень тонким. Иначе печенье у нас может сгореть и не должно быть толстым иначе оно не пропечется и будет сырым. Чтобы сделать тесто нужной толщины, мы будем использовать условную мерку. Вот она. (педагог демонстрирует условную мерку)

Тесто делится на две части. Каждая часть отдается 1 и 2  подгруппам. Для того, чтобы печенье было разнообразным, в одну часть теста мы добавим какао. А во вторую часть теста добавим мак.

1 подгруппа добавляет в тесто какао, 2 – мак.

Дети перемешивают тесто и получают 2   вида теста.

Далее педагоги вместе с детьми раскатывают тесто и предлагают  взять формочки и вырезать печенье. (Показ)

Готовое печенье дети выкладывают на смазанный маслом противень.(их 2 по одному для каждой подгруппы)

Теперь я отнесу противень на кухню. Пока печенье печется, мы с вами приготовим чай.

После работы с тестом необходимо помыть руки.     

На каждом столе вы видите заварочные чайники. (Рассматривание их. Лучше   иметь прозрачные чайники)                                                      

                                                    Речь с движениями

Я – чайник, ворчун, хлопотун,    (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника,

                                 сумасброд,    другую держат на поясе: животик надут.)

Я вам напоказ выставляю живот.

Я чай кипячу, клохчу и кричу:    (Топают)

- Эй, люди, я с вами почайпить     (Делают призывные движения правой рукой)

                          хочу!

Работают подгруппами.

На столах дети рассматривают, какой бывает чай. (Чай нескольких видов) Предлагается детям потрогать, понюхать, попробовать и предлагает выбрать чай для заваривания.

- Но чтобы чай будет вкусным и душистым, его надо правильно заварить. Посмотрите на эту схему и узнайте, как надо правильно заварить чай.

Дети проговаривают этапы заваривания чая.

Дети с помощью  воспитателя заваривают чай. Наш чай будет готов через четыре минуты. Для определения времени    будем использовать песочные часы и таймер – показывает детям. Через четыре минуты, чай будет готов. А мы тем временем попросим Татьяну Анатольевну принести наше печенье. А заодно и вспомним, что сегодня мы с вами делали. (карты наблюдений). Дети рассматривают готовое печенье. Ну вот, все готово. Давайте сделаем сервировку стола и все дружно позовем именинника.

Входит именинник. Именинник обыгрывает свою роль. Дети предлагают ему отведать угощения, сделанные своими руками. Гость хвалит детей.  Гость угощает детей конфетами и приглашает всех вместе отведать угощения.

Планируемый результат: 

Узнавать  свойства веществ и применение их на практике.

Научить смешивать вещества, получая новые.

Закрепить технику безопасности при работе с веществами и электроприборами.

Использовать при необходимости условную мерку.

Развивать умение готовить простейшие блюда.

Закрепить умение сервировать стол.

Развивать умения, полученные знания применять в разных видах деятельности.

Продолжили развивать интерес к исследовательской деятельности.

Развивать умение четко излагать свои мысли, умение составлять описательный рассказ о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство «Снежной Королевы»

Образовательная область СоциализацияЗадачи:·         Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя ре...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования Тема: «Моя семья»

Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи....

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Знакомство со стеклом"

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Знакомство со стеклом"...

Конспект открытого Интегрированного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, познакомить детей с новой лексикой по теме «Цвета&raqu...

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство «Снежной Королевы»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности интегрированного характера...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования в средней группе «Секреты яйца»

Занятие предназначенно для детей средней группы. В ходе занятия детя расширяют знания о куринных яйцах, их свойствах, обогащается словарный запас. Развивается интерес к эксперементальной деятельности....

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему “Изготовление дизайнерской бумаги”

Открытая интегрированная НОД    с элементами экспериментирования           в подготовительной группе...