Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Знакомство со стеклом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Знакомство со стеклом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zn-vo_so_steklom.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Два шага до чуда. Знакомство со стеклом"

Подготовила: Наадым А.А.

Тоора-Хем-2019г.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. Продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. 

Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла, льда.

2.Развивать логическое мышление: умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, льда, получения стекла, исследование вещества, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, чудесный мешочек с кружочками.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла.

Ход совместной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня  у нас будет очень интересное занятие. Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами — настоящее чудо.

- Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

- Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды.

Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, вещество – это, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Субудай, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека - предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

3. Форму,

4. Цвет,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Воспитатель: Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка (под музыкой).

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе:

  • Не кричать
  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат кружочки с красным и синим цветами. Те дети, которые вытащили кружочек с красным цветом, подойдут к столу с красным флажком. У кого синий кружочек – к столу с синим флажком. (Дети вытаскивают кружочки, называя цвет, идут к нужному столу).  

- В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю вам включить звук, который будет считать в обратный счет. В конце счета вы должны уже готовы к ответам.  Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

- Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к. четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

- Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга.

 Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: Лед непрактичен, т.к. тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины, прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Воспитатель: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда.

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

А теперь я и для вас хочу сделать подарок. Посмотрите сюда, что вы видите у меня на столе? Правильно, трафареты картин, краски, кисточки, вода. Как вы думаете, почему они здесь, да, молодцы, чтобы нарисовать. Интерес в том, что ребята, мы будет рисовать не на бумаге, а по стеклу. Оказывается, по стеклу тоже можно рисовать, давайте и мы попробуем? У первой подгруппы под стеклом трафарет цветка, а там цифры, у каждой цифры есть свой цвет: цифра 1- красного цвета, цифра 2- желтого, цифра 3- зеленого цвета. А второй подгруппы трафарет самолёта: цифра 1- синего цвета, цифра 2- зеленого цвета, цифра 3- красного цвета. По данным цветам каждая подгруппа будет раскрашивать трафарет рисунка, и в конце мы увидим во что превратились ваши рисунки, и что получилось.

- У вас получились красивый цветок и чудесный самолетик. Молодцы, ребята, к этим стеклам с картинками мы вставим рамку. Посмотрите, ребята, какие красивые картинки у вас получились, и я хочу подарить вам эти картинки: мальчикам вашей группы-самолетик, а девочкам – цветочек. И я поздравляю вас с наступающими праздниками и желаю вам крепкого здоровья. До свиданья.    

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования на тему: «Готовим сюрприз»

Материал рассчитан для детей подготовительной группы. Учит детей принимать гостей, готовить угощение, сервировать стол, создавать праздничную атмосферу.. Развивает дружеские взаимоотношения и желание ...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром: интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе тема: «Ветер, ветер, ты могуч...»

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22...

Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство «Снежной Королевы»

Образовательная область СоциализацияЗадачи:·         Развивать интерес к экспериментированию, умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя ре...

Интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему “Изготовление дизайнерской бумаги”

Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире....

Конспект открытого Интегрированного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме «Семь цветов радуги»

Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга, со всеми цветами радуги и последовательностью их расположения; развивать речь, познакомить детей с новой лексикой по теме «Цвета&raqu...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования в средней группе «Секреты яйца»

Занятие предназначенно для детей средней группы. В ходе занятия детя расширяют знания о куринных яйцах, их свойствах, обогащается словарный запас. Развивается интерес к эксперементальной деятельности....