Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
методическая разработка по окружающему миру

Cухова Cветлана Николаевна

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эти действия в конечном итоге могут привести не к созиданию, а к разрушению, к гибели всей планеты Земля. Очень важно именно в дошкольном возрасте показать значение природы для всего живого на Земле. Важно, чтобы ребёнок понял, что главным звеном в этой цепи является человек, от которого очень многое зависит, что природу нужно любить и беречь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suhova_s.n._itogovaya.docx54.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования

«Воскресенский научно-методический центр»

(МУ ДПО «ВНМЦ»)

Итоговый проект

Тема: «Инновационные формы работы по экологическому воспитанию в процессе ознакомления детей дошкольного возраста в ДОО с природой родного края»

«Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Вариативный модуль

72 часа

Выполнил:

Сухова Светлана Николаевна,

воспитатель дошкольных групп

МОУ «Золотовская СОШ»

Проверил:

преподаватель  МУ ДПО «ВНМЦ»

Гаркушина Зинаида Сергеевна

г. Воскресенск

2019 год


Оглавление:

  1. Введение
  2. Инновационные формы организации экологического воспитания в ДОО
  3. Экологический паспорт прогулочных участков ДОО

3

5

8

  1. Заключение

11

Список литературы

12

Приложение

13


  1. Введение

Актуальность. Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эти действия в конечном итоге могут привести не к созиданию, а к разрушению, к гибели всей планеты Земля. Очень важно именно в дошкольном возрасте показать значение природы для всего живого на Земле. Важно, чтобы ребёнок понял, что главным звеном в этой цепи является человек, от которого очень многое зависит, что природу нужно любить и беречь.

Цель данной проектной работы: изучение инновационных форм взаимодействия с детьми по экологическому воспитанию

Гипотеза данного проекта, состоит в том, что инновационные формы ознакомления детей с природой родного края способствует духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников природно-экологическим своеобразием родного края. Организуя работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению, мы ставим перед собой следующие задачи:

- формировать любовь к родному краю, интерес к прошлому и настоящему;

- показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Воскресенского района;

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастность к этому;

- познакомить с достопримечательностями малой родины;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

Ознакомление детей с родным краем – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю, воспитанию нравственных чувств можно достичь только систематической работой.


  1. Инновационные формы организации экологического воспитания в ДОО

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы и др.) нужно применять и инновационные формы и методы.

Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своей области, села, и всей планеты. Здесь можно использовать схемы, символы, мнемотаблицы написания письма

Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места - леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.

Диалоги с природой – метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» (дети «один на один» общаются с природой) или «открытые» (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву). Метод экологической идентификации – отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я-облачко…», «Я-цветок…», «Я-божья коровка…», «Я-речка» помогает ребенку понять, что окружение может быть живым, оно страдает, когда ему больно.

Новой формой экологического воспитания можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Их проведение может быть связано с известными датами, всеобщими праздниками, например – предновогодняя «Зеленая иголочка – живая елочка» и «наш общий дом – Земля», которая приурочена к «Дню Земли». Участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание людей, которые их готовят и осуществляют, но и на сознание окружающего населения. Заботясь о растениях в живой природе помогают развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Эстетическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графики, предметах прикладного искусства, и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

В работе с дошкольниками очень часто сталкиваемся с недостатком информации и наглядного материала. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий, являются мультимедийные презентации. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Знакомя  детей с природой, используется разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); при котором дети становятся активными, а не пассивными участниками процесса.

Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Все эти методы и приемы помогают развивать познавательные, коммуникативные, художественно-эстетические умения дошкольников, способствует формированию экологических представлений, духовности, нравственности, развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы.


  1. Экологический паспорт прогулочного участка ДОО 

Большое значение для организации в детском саду работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах дошкольные организации находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей.

Целью паспорта является дальнейшее определение мер по возможному улучшению состояния окружающей среды.

Задачи экологического паспорта:

  • собрать информацию об экологическом состоянии места, в котором расположено дошкольное учреждение;
  • определить влияние дошкольной организации на окружающую среду и наметить пути уменьшения этого влияния;
  • систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы организации с точки зрения возможностей экологического образования;
  • создать более благоприятные для здоровья детей условия;
  • привлечь внимание родителей к экологическим проблемам;

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той или иной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может старший воспитатель или педагог-эколог. «Экологический паспорт» лучше всего оформить в виде отдельных листов, помещенных в прозрачные папки-файлы. Желательно включить в него фотографии (экологического комплекса, живого уголка и т.п.), картосхемы территории дошкольной организации, макет территории с объемными фигурками деревьев, песочниц, зданий, которые дети смогут переставлять во время игры.

Ежегодно в «паспорт» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива. Например, отмечается создание экологической тропы, изменения в озеленении территории, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе детского сада в области экологического образования за определенный период. По материалам паспорта, с  детьми проводится работа по эколого-краеведческому воспитанию детей. Интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра или квест-игра, которая предлагает условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. В работе с воспитанниками дошкольных групп, мы используем квест-игры эколого-краеведческого характера (см. приложение), где дети разыскивали спрятанный сундук со сказками, перемещались по станциям и выполняя разнообразные задания; развивая ловкость, быстроту реакции, выносливость.

На первом этапе квеста дети в результате беседы поняли, что они отправляются в путеществие, собирая по разным зонам экологического паспорта карту, где спрятаны сокровища. В результате чего воспитатель напомнил детям о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. Дети пообещали навести порядок в лесу и найти карту сокровищ. Квест-технология  призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.

Большую помощь в составлении «Экологического паспорта» детского сада могут оказать школьники, занимающиеся проблемой мониторинга окружающей среды под руководством педагогов, и студенты вузов, педагогических колледжей, выполняющие курсовые и дипломные работы. Такой подход очень важен с точки зрения преемственности в экологическом образовании. К консультированию по отдельным разделам можно привлечь учителей (биологии, географии, физики, химии, основ безопасности жизнедеятельности), преподавателей вузов, сотрудников станций юннатов, экологических центров, научных учреждений, заповедников, комитетов по экологии, музеев, органов санэпидемнадзора).

В «Экологическом паспорте» следует отметить, есть ли среди окружения детского сада какие-либо цветовые пятна, чередуются ли здания с зелеными насаждениями. Если же детский сад находится в неблагоприятном с точки зрения экологии месте, то информация «Экологического паспорта» помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок в выходной с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров. Анализ расположения парков, скверов, лесопарков, водоемов позволяет наметить места для организации экологических тропинок, проведения экскурсий и оздоровительных прогулок с детьми, дать обоснованные рекомендации родителям.


  1. Заключение

Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, цветника, плодово-ягодных насаждений имеет большое образовательное и воспитательное значение. Дети выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретное представление об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у ребят вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы, формируется бережное отношение к природе, умение коллективно трудиться. Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее сокровища – наша задача, и успех ее решения во многом зависит от того, насколько верно будет экологическое воспитание дошкольников. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Именно созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, истину, любовь.

Таким образом, все выше приведенные формы взаимодействия, позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников – формирование осознанно – правильного отношения к природе и успешно решать задачи экологического и духовного образования дошкольников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  2. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Дополнительная литература:

  1. «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. 2010г
  2. Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
  3. Захлебный А.Н. На экологической тропе. - М., 1982.
  4. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
  5. Николаева С.Н «Юный эколог» Изд. М.- «Мозаика-синтез» 2011
  6. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,2013
  7. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.
  8. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. - М., 1993
  9. Петрова, И.В. Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, М, 2008 г.
  10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Код доступа http://planetadetstva.net дата обращения 21.05.2019
  2. Код доступа http://neobionika.ru/ekologvospitanie/180.html дата обращения 25.05.2019

Приложение

Форма организации познавательной деятельности: игра-квест

Проектировочный компонент:

Тема: «Природа родного края»

Цель: Воспитание нравственности через формирования интереса к природе родного края в совместной деятельности взрослых и детей.

Программное содержание:

  • расширять представления детей о природе родного края, об экологической культуре;
  • развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, прислушиваться и уважать мнение других;
  • учить совместно принимать решения, преодолевать препятствия в ходе коллективной игры;

Использованные медиа – объекты: карточки – подсказки птиц, деревьев, рыб, лекарственных трав, музыкальное сопровождение похода. Карта участка, где спрятан клад, разрезанная на три части

Использованный материал: нарисованные на асфальте «Кочки» для игры, веревочки, фишки зеленого и красного цветов, сюрприз

Словарная работа: березняк, игра-квест, отчизна, Родина, лиственный хвойный, смекалка, находчивость, баобаб, аквариумные, непримиримый.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

Организационный компонент:

ОД составлена в соответствии с: СанПиНа и здоровьесберегающей технологией.


Ход ОД

Воспитатель: Здравствуйте. Мы с вами собрались, чтобы сыграть в игру-квест (квест – в переводе «поиск»). Название квест-игры «Природа родного края». Значит, мы с вами будем что-то для чего-то искать, искать, постоянно передвигаясь, и это что-то должно быть связано с природой родного края.

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Воспитатель: Ребята, как называется деревня, в котором мы живем? (ответы детей). Как называется наша область? Как называется страна? (Ответы) На территории нашего края есть леса, реки, луга, болота. Лес – это? (деревья, ягоды, грибы, орехи, травы, цветы, животные, птицы) В реках? (рыба, вода). Видите, какое богатство!

Воспитатель: Ребята, чтобы наш край был еще богаче, было больше леса, а в лесах было больше животных, в реках было больше рыбы, надо беречь и охранять природу, заботиться о ней. А сегодня, мы с вами будем искать клад. Нам с вами необходимо будет найти части карты, чтобы сложить эту карту и найти клад. Но путь, ребята, будет нелегким. В пути вам пригодятся знания о природе родного края, внимательность, смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.

Березка: (участок старшей группы) Здравствуйте, ребята. Куда путь держите? (Ответы детей). Хорошо, я вам помогу, но сначала угадайте, кто я, разгадывая загадку? (Березка зачитывает загадку):

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Береза)

Как вы думаете, в какой же лес вы попали? (Лиственный). А ответьте-ка на следующие вопросы: Готовы?

1. Ребята, а лес, в котором расту я и мои сестрички, как называется? (березняк, березовая роща).

2. Если в большом городе удалить все зелёные насаждения. К чему это может привести? (катастрофа, не будет чистого воздуха, негде будет спрятаться от жары, просто посидеть, отдохнуть и пр.)

3. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Березу).

6. Как называется человек, который охраняет лес, следит за порядком в доверенной ему лесной зоне? (лесник или лесничий).

7. Какое дерево называют символом нашей Родины? (Березу). Почему?

8. Растёт ли дерево зимой? (Нет).

9. Растет ли в наших лесах баобаб? (Только в Африке)

10. Какой кустарник не меняет цвет листьев осенью? (Сирень).

Березка: Молодцы. А еще попрошу вас поиграть со мной. Игра называется «С какого дерева листок». Я показываю листик, вы называете дерево.

Березка: справились, молодцы. Ну что же я вам должна дать часть карты. А вы идите дальше в лес, который находится у спортивной площадки. До свидания, ребята.

ЛЕС (спортивная площадка).

Лесовичок: Уффф! Зачем пожаловали? (ответы детей). Хорошо, ответьте на мои вопросы:

1. Какие лиственные деревья растут в наших лесах?

2. Назовите хвойные деревья, которые растут в наших лесах? Почему их называют хвойными?

3. Назовите, какие ягоды растут в наших Подмосковных лесах?

4. Какие животные водятся в наших лесах?

5. Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось). 6. Глухарь – это животное или птица?

7. Назовите, какие грибы растут в наших лесах.

8. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка).

9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).

10. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).

Лесовичок Молодцы. Я разрешу вам зайти в лес, но мне необходимо убедиться, что вы знаете, как вести себя на природе, что можно делать в лесу, а чего категорически делать нельзя. Поиграю с вами в «Экологический светофор». Вот вам кружки двух цветов: красного, зеленого. Я проговариваю ситуацию: если этого делать категорически нельзя, вы показываете красный кружок. Он означает: «Стой! Твои действия приносят вред окружающей среде». А кружок зеленого цвета будет означать: «Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия приносят пользу природе! Продолжай помогать природе!»

Итак, «красный» – стой, нельзя этого делать; «зеленый» - можно, своими действиями ты помогаешь природе.

1. Ребята поймали и посадили в банку кузнечиков. (к).

2. Дети помогают взрослым сажать во дворе дома деревья. (з).

3. Ребята наткнулись на муравейник и осторожно обошли его стороной. (з)

4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (к)

5. Девочки не стали сбивать в лесу мухоморы. (з)

6. Ученики очищают парк от мусора. (з)

7. Ребята выбросили пластмассовые бутылки в кусты. (к)

10. Дети сильно шумят в лесу. (к)

11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

12. Девочка нарвала охапку луговых цветов. (к)

13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

14. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

15. Дети насыпают корм в кормушку. (з)

Лесовичок: Ну что ж, ребята, видно, вы и правда, знаете, как вести себя в лесу, как поступить, чтобы не навредить природе. Я передаю вам часть карты. И теперь ваш путь лежит к реке (территория ПДД - улица)

Дети: спасибо. (Двигаются дальше).

РЕКА Нерская (территория ПДД - улица): здравствуйте, ребята. Откуда вы? (из деревни Золотово Воскресенского района)

РЕКА Нерская; Знаю я такое место. Раскинулось оно не далеко от берегов моих. А меня вы узнали? (ответы детей). Да. Я – река Нерская. Куда же вы путь держите? (ответы детей). Хорошо, я вам помогу, но надо выполнить задание. Ответить на мои вопросы.

  1. Где живут рыбы?
  2. Почему в народе так говорят: - «Рыбы – дети воды».
  3. Для чего рыбам нужен хвост? Для чего нужны плавники?
  4. Чем покрыто тело рыб?
  5. Чем рыбы дышат?
  6. Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?
  7. Каких рыб вы знаете?

Река: слушайте мое следующее задание «Перескочи с кочки на кочку»: чтобы ребята и взрослые вам пройти дальше, необходимо пройти заболоченный участок. На асфальте нарисованы маленькие круги – это кочки, надо перескочить по кочкам, не наступая на «воду».

Река: молодцы, вот вам мой подарок – часть карты. И помните о главном правиле: в лес, на болота без взрослых ходить нельзя! А ваш путь лежит на луг к лекарственным травам

Дети: спасибо.

Команда идет дальше на участок с лекарственными цветами. Там их встречает Луг.

Луг: здравствуйте, дети. Устали? Присаживайтесь. У нас все любят остановиться, прилечь, вдохнуть аромат цветов и спелых колосьев. Скажите, ребята, какую пользу приносят луговые цветы? (ответы детей). Да, Природа нашего края богата не только сладкими ягодами да ржаными колосьями и цветами, она богата лекарственными травами. Посмотрим, что вы знаете о лекарственных растениях. Сейчас я загадаю вам загадки, покажу лекарственные травы.

1. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)

2. Желто-красные цветки от горла помогают Кто же их не знает. (Календула) 3. Когда мое горлышко болит, Она поможет, она исцелит. Я ею горлышко пополощу и гулять пойти смогу. (Ромашка)

4. Это – лекарство. Им голову мой, чтоб перхоти не было? И волос был густой. (Крапива)

5. Он сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый. (Одуванчик)

6. Если что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой с чудо-травкой. (зверобой).

7. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты)

8. Ягода целебная, Ягода волшебная, Словно капля алая – Сила в ней немалая. (Земляника)

9. Что за древо-медонос? Манит пчёл, шмелей и ос? И людей зовёт, пленит Мелких цветиков магнит. От простуды и от гриппа Нас спасает в зиму липа.

Луг: Молодцы. Вот, ребята, посмотрите, пальчиками потрите, запах вдохните чудесных наших трав. (Дети рассматривают, нюхают, обмениваются впечатлениями). Держите, ребята, последнюю часть карты. Собираем карту, ищем отмеченный на карте клад, все получают кусочек клада (сюрприз)

Воспитатель: Ребята, мы справились. Повторяйте за мной. Я расту честным, добрым, заботливым человеком. Сознавая свою ответственность за будущее, клянемся! Не разорять птичьих гнезд и муравейников. Не губить насекомых. Не обижать братьев наших меньших. Не ломать ветки деревьев и кустарников, не срывать без надобности цветы, ягоды, грибы, даже, если они считаются ядовитыми. Не засорять парки, леса, прибрежные зоны рек и озер мусором. Научиться сортировать бытовые отходы. Не сбрасывать в реки мусор. Научиться экономить водопроводную воду. Любить свою деревню Золотово и природу родного края. Направить все свои знания и силы на заботу о Природе, животных и растениях. Быть непримиримым к тем, кто своими решениями и поступками приносит вред природе и окружающей среде. Клянемся! Клянемся! Клянемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"

В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Ознакомление дошкольников с родной культурой в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку в...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «СИБИРСКИЙ РОДНИЧОК»

Интерес к познанию у детей появляется тогда, когда им в доступной форме дают систематизированные знания, отражающие существенные связи в зависимости от тех областей действительности, с которыми сталки...