Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
материал (подготовительная группа) на тему

Чернова Татьяна Владимировна

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Название игры

Цель

Правила

Правила игры

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, способность устанавливать простые связи между явлениями природы и действиями людей.

Назвать положительные и отрицательные стороны одного и того же явления.

Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо явления природы, например, дождь. Дети рассказывают о том. что происходит во время дождя, какую пользу приносит дождь живой природе (питает растения влагой, смывает пыль с листьев растений, образуются лужи на земле, из которых могут напиться животные и т.д.). какое неудобство создает людям дождь (образуется грязь на дорогах, люди вынуждены надевать плащи и сапоги, иногда от длительных дождей выходят реки из берегов и происходит затопление населенных пунктов и т.д.). За хороший ответ выдается фишка. В конце обязательно сделать вывод: «В природе нет ничего плохого. Все, что дает природа нужно для жизни на Земле. Нельзя нарушать законы природы. Все в природе взаимосвязано». Подсчитать фишки у детей и выявить победителей.

Дидактическая игра «Хищник - добыча»

Упражнять в установлении связи хищник — добыча; развивать мышление, внимание, память.

Начинать игру только по сигналу, побеждает тот, кто подберет к хищнику больше добычи.

У каждого ребенка картинки с изображением какого-либо хищника. По сигналу дети подбирают картинки только тех животных,   которыми   питаются  данные  хищники.   После выполнения задания спросить детей: «Что было бы, если бы люди истребили   всех,   например,   волков?» после ответов   детей рассказать, что когда-то люди решили, что волки не приносят никакую пользу, а только один вред и истребили всех волков в лесу. «Как вы думаете, что случилось?» В этом лесу расплодилось, во-первых, много зайцев, объедая кору деревьев, они нанесли огромный ущерб лесной растительности; во-вторых, в этом лесу начали болеть и умирать звери, ведь волки могли догнать только больных зайцев или других мелких зверей. Не стало волков, стали гибнуть от болезней дикие звери. Пришлось людям привозить волков из других мест.

Таким образом подвести детей к выводу: нет в природе плохих и хороших диких животных, все животные нужны, все в природе взаимосвязано и нельзя нарушать равновесия. Правильность выполнения задания проверяют все игроки, выявляют победителя.

«Кто сильнее?»

Учить   детей  располагать   карточки  в  заданной последовательности, развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять.

Быстро разложить картинки по порядку от сильного зверя к более слабому,, выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

У каждого игрока набор картинок с изображением таежных зверей, которые обитают в нашем крае. Объяснить правила. По сигналу дети начинают выполнять задание. В конце игры подвести детей к выводу: сильное это животное или слабое, но оно нужно природе, нельзя уничтожать животных, иначе нарушится равновесие в природе, что в итоге повлияет на природу, а значит на жизнь людей. Далее проверяется правильность выполнения задания, и выявляются победители.

«Следы на снегу»

Развивать воображение, память, зрительное восприятие, речь.

Узнать по следу, оставленному на снегу, таежного зверя, составить рассказ о нем.

Проводится краткая беседа: Можно ли увидеть в лесу зверей? Почему? Как можно узнать о присутствии таежных жителей в зимнем лесу? У вас находятся карточки со следами таежных зверей, вы должны узнать зверя по его следам и придумать рассказ о том, как живется ему в зимнем лесу, куда, по вашему мнению, он направляется, как добывает себе пищу, где находится его жилище. Дети рассматривают карточки со следами, узнают по следам какое животное их оставило, находят картинку с изображением данного животного и составляют о нем рассказ. Выявляются победители. В заключении, как итог, прочитать стихотворение Е. Евтушенко: «Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя».

«Помоги зайцу убежать от лисы»

Закрепить умения детей ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание

Вести карандаш четко по линиям, нельзя пересекать клетку с угла на угол.

Загадать загадку: «Угадайте, что за шапка!

                                   Меха целая охапка.

                                   Шапка бегает в бору,

                                   У ствола грызет кору».

В лесу под кустом сидит заяц, а недалеко бродит лиса. Надо помочь зайцу обойти все препятствия и убежать от лисы.  Дети выполняют игровые действия, ведя карандашом по игровому полю и обходя препятствия. После чего выявляются победители, и подводится итог: не все зайцы могут уйти от лисы не только на игровых полях, но и в жизни, но таков закон природы и нельзя его нарушать.

«Теремок»

Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).

Поселить жильцов в теремок можно только тогда, когда правильно отгадаешь загадку, но нужно быть внимательным и не поселять в одном теремке травоядное и хищное животное. Выигрывает тот, кто не ошибется и больше всех поселит жильцов. Когда все окна будут в теремке открыты, надо назвать поселившихся в нем животных одним словом - травоядные эти животные или хищники.

Взрослый говорит: «Стоит в лесной чаще теремок. Он не низок, не высок. Кто загадку отгадает и животное узнает, сможет поселить жильцов в этот славный теремок».

Далее проговариваются правила игры и загадываются загадки (взрослый сознательно совершает ошибку: к травоядным животным селит хищника или наоборот, дети должны увидеть ошибку')

Загадки: «Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет» (белка).

«В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца» (крот).

«Кто в лесу тоннели роет, из ветвей плотины строит, зубы - точно топоры. Это трудятся... (бобры)».

«Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - уши больше головы» (заяц).

«Какой зверь опасный ходит в шубе красной, снег разгребает, мышек хватает?» (лиса).

«Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко» (лось).

«Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос» (медведь).

«Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный?»  (волк).

Отгадав загадку, дети селят животное в теремок, таким путем расселяются все животные. В конце игры спросить:

«Почему не могут вместе жить травоядные и хищные животные? Что было бы, если бы в теремок заселились волк, лиса или медведь Как можно назвать одним словом животных, живущих рядом? (соседи). Послушайте стихотворение:

«Мы все снимаем угол свой у матушки-природы.

И крыша нам над головой - лишь купол небосвода.

А весь большой и старый дом битком набит жильцами,

И уживаться надо в нем хоть мы «с усами сами».

Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее.

Кто выбирает в речке дно. кто воду побыстрее.

Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться.

Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться.

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесет,

С кем есть, чем поживиться, иль от беды укрыться.

Иной сосед опасен, но в целом - Мир прекрасен!

«Заботимся о лесе»

Развивать образное мышление,   внимание,   память; формировать основы положительного отношения к природе

Подобрать картинки с полезными для природы действиями человека, объяснить свой выбор.

«Ну а сейчас поговорим о том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим на улице и дома.

Что все отходы за порог бросаем, как попало,

И до тех пор пока здоров забот об этом мало.

А вот попытайся деревья сажать.

Не рвать цветы без дела.

Планету светлую Земля

Спасти мы сможем смело» - говорит педагог.

-Выберите те картинки, на которых, изображены полезные для природы действия человека.

После выполнения задания вместе с детьми подвести итог:         «На нашем шарике земном, где родились мы и живем,

Где в травах летняя роса и голубые небеса.

Где море, горы, степи, лес - полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет.

А в синем море толстый кит - большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес.

И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.

И надо постараться нам с этим не расстаться».

«Дорога в лес»

Учить детей называть перелетных птиц, активизировать память, внимание: приучать к самостоятельному поиску ответов.

Сделать шаг можно только тогда, когда дети назовут перелетную птицу, повторяться нельзя, если ребенок ошибся, то возвращается на шаг назад, победителем будет считаться тот. кто быстрее всех дойдет до леса.

Педагог говорит:

«Хорошо по лесу таежному прогуляться нам вместе с тобой.

И послушать песни весенние ручейков и пернатых друзей.

Но чтобы до леса быстрее дойти, птиц перелетных всех ты назови.

Вспомни птицу, назови и сделай шаг.

Будь внимательным, не путайся, дружок.

А иначе не придешь ты на лужок».

Заранее готовится место, где будет находиться «лес», который обозначается каким-либо символом. На расстоянии 2-3 метров от «леса» выставляется флажок. Дети выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают игру: называю' перелетную птицу, делают шаг вперед и т.д.. пока не дойдут до места, обозначенного лесом. Если неправильно на звали, то возвращаются на шаг назад. Когда вес участники дойдут до «леса», то могут расположиться на «полянке» и послушать пенис птиц (в грамзаписи). В конце игры подвести итог: в наших лесах живет много птиц, весной они гнездятся и выводят птенцов, птицы - крылатая защита наших лесов; не допускайте разорения птичьих гнезд!

«10 птичек - стайка»

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, закрепить названия птиц.

Стихотворение И.Токмаковой.

Пой-ка, подпевай-ка 10 птичек - стайка - хлопки. Эта птичка - соловей, эта птичка - воробей, эта птичка - совушка. сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка коростель, эта птичка - скворушка, серенькое перышко - поочередное поглаживание всех 10 пальцев.

Эта-зяблик. эта-стриж. эта - развеселый чиж. ну а эта - злой орлан. Птички, птички по домам! - прячут пальцы за спину.

«Кормление галчат»

Развивать глазомер, меткость, мелкую моторику рук. терпеливость.

Бросать в раскрытый клюв «галчат» горошины, стараясь попасть. Выигрывает тот. кому удалось накормит! своего «галчонка» большим числом горошин.

У каждого ребенка свой «галчонок» (на горлышко широкой бутылки надета сделанная из бумаги голова птицы с открытым клювом), стоя перед «галчонком», каждый ребенок бросает сверху горошины, стараясь попасть в раскрытый клюв. В конце игры подсчитывается количество горошин, находящихся в бутылочке, и выявляются победители. В итоге прочитать стихотворение:

«Гнездо на ветке - птичий дом.        

Вчера птенцы родились в нем.

Ты птичий дом не разоряй

И никому не позволяй».

«Где, чей детеныш»

Уточнить знания детей о жизни животных  весной, развивать умение определять, где чей детеныш по внешним признакам, называть его. развивать ориентировку на листе бумаги, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять.

Не отрывая руки от бумаги, провести прямую линию от взрослого животного к его детенышу. Выигрывает тот. кто быстро и без ошибок выполнит задание.

На карточке изображены вразброс животные и их детеныши, нужно найти где. чей детеныш и провести прямую линию от животного к его детенышу, рассказать об этом. Как итог прочитать стихотворение:

В лесу опять приплод зайчат, и все с хорошим аппетитом -

Того гляди, кусты съедят и даже обглодают липы.

Но с прибавлением семьи поздравить можно и лисицу.

Лисятам завтраки нужны и ужин тоже пригодится.

Вот так и охраняют лес его жильцы в системе.

Она система потому, что в ней по форме строгой

Необходимый всем продукт идет своей дорогой.

И кто системе служит - живет себе, не тужит.

«Узнай, какой зверь»

Учить детей выявлять характерные особенности внешнего вида, повадок, приспособленности к окружающей среде животных: развивать умение правильно задавать вопросы и внятно логично отвечать на них.

Один ребенок выходит из комнаты. Оставшиеся в комнате дети загадывают  какое-либо животное. Затем приглашают его зайти и отгадать какое животное они загадали.

Чтобы отгадать ребенок задает наводящие вопросы, дети должны ясно на них отвечать. Отгадывающий по ответам должен узнать какое животное они загадали.

«Путаница»

Уточнить и закрепить знания детей о среде обитания животных; развивать логическое мышление, память; воспитывать самостоятельность, побуждать детей к активности в процессе игры.

Найти ошибки и расположить животных правильно, побеждает тот, кто правильно и быстро расположит животных.

Взрослый создает путаницу из плоскостных фигур: бурый медведь на льдине, заяц на дереве, белка на болоте и т.д. И просит детей разобрать путаницу, правильно расселить животных и рассказать почему, например, бурый медведь живет в тайге, что было бы, если бы его поселили на льдину. В конце игры проверяется правильность   выполнения   задания,   выявляются победители, подводится итог: животные приспособились жить в тех условиях, где проживают, в других условиях они не выживут.

Итак, мы все -  приспособленцы, умеем жить и процветать.

Мы заселили континенты, пустыни, горы и леса,

И, как разведчики-агенты, вписались в нужные места.

«Составь пирамиду»

Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса - растениях и животных, их пищевой зависимости

друг от друга; развивать устойчивый интерес к природе, мышление,

сообразительность.

Если дошкольники самостоятельно, быстро и без ошибок составят экологическую пирамиду, то получают фишку, выигрывает тот, кто наберет больше фишек, т.е. составит большее количество пирамид.

Рассмотреть игрушку пирамидку и объяснить, что в природе тоже   есть   такие   пирамиды,   которые называются экологическими.

Как вы думаете, чем питается заяц? (Травой) А чтобы зайчик стал сытым, сколько надо травы? (Много). Значит, травы должно быть больше чем зайцев. Поэтому полоску с травой положим длинную, а полоску с зайцами короче. А кто питается зайцами? (Волк). Волк большой и сильный. Чтобы волк насытился, сколько должно быть зайцев? (Много). Значит, зайцев должно быть больше чем волков. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц - много травы.

Дети самостоятельно составляют экологические пирамиды. Подсчитываются фишки и выявляются победители. Подводится итог: все в природе взаимосвязано, каждый выполняет свою роль в природе.

Вот на зеленый стебелек садится пестрый мотылек.

Попил нектар со всех цветов, их опылил - и в путь готов.

Но тут попался - Боже мой! - на завтрак птице дуговой.

А у нее гнездо в траве и куча птенчиков в гнезде.

И уж, конечно их помет питанье травушке дает.

«Ходят капельки по кругу»

Обобщить знания детей о круговороте воды в природе; учить действовать по сигналу, выполнять правила развивать внимание.

Капельки «путешествуют» всегда вместе, нельзя отрываться, нужно внимательно слушать маму Тучку.

Действия; маму Тучку - исполняет взрослый, капельки - дети. Мама Тучка приглашает их отправиться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать: «Полетели капельки на землю... Прыгают, играют. Скучно им стало прыгать поодиночке. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки, и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла река и впала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются, по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке». В конце игры подводится итог; вода необходима всем живым существам на земле, вода - это жизнь.

Ты как святыню береги и ручейки, н родники.

Ведь даже капля в ручейке дает начало всей реке.

«Найди свою пару»

Формировать умение рассуждать, доказывать; развивать внимание, наблюдательность, способность к анализу и обобщению.

Находить пару водных обитателей по месту обитания (река, море, океан), правильность проверяет ведущий.

Играющие становятся в круг и с помощью считалки выбирают ведущего, который раздает карточки каждому играющему и говорит:

«Жил в реке один налим. 2 ерша дружили с ним. Прилетали к ним 3 утки по 4 раза в сутки и учили их считать: 1, 2, 3, 4, 5!»

После этих слов дети рассматривают карточки у товарищей, находят свою пару «её составляют дети, у которых водные обитатели проживают в одном водоеме: щука - карась, акула - кит. утка гусь, морж - тюлень и т.д.) и объясняют, почему они встали вместе. После выполнения задания предложить детям разойтись, повернуть карточки изображением вниз и обменяться ими. Затем игра повторяется. Подвести детей к выводу, что вода является средой обитания многих животных. Но при этом одни могут жить в соленой воле морей и океанов, другие - только в пресной воде рек и озер. Спросить детей: «Как вы думаете, в каком водоеме животным будет лучше - чистом или грязном': Что может произойти с ними, если будут жить в загрязненном водоеме?

Помните нельзя загрязнять водоемы, ведь это дом многих животных».

Зеленые листья, вола и прохлада -

Чтоб это разрушить, немногое надо.

Конечно, нужна нам энергия рек.

Турбины поставил на них человек;

Теперь с электричеством люди живут.

Но рыбы к столу не наловите тут.

«Кто где живет?»

Обобщить представления детей о разнообразии, водоемов и их обитателях: учить систематизировать и группировать объекты живой природы, как по внешним признакам, так и по признаку среды обитания, устанавливай взаимосвязи, понимать приспособление водных обитателей к средам обитания: развивать мышление, внимание, умение рассуждать и доказывать.

Расположить картинки с изображением зверей, птиц, насекомых, рыб по месту их обитания, рассказать и доказать.

У каждого ребенка картинка с изображением водоема и серия предметных картинок с изображением животных: отобрать только тс из них. на которых изображены рыбы, насекомые, звери, живущие в данном водоеме. расположить картинки на водоеме или около него, объяснить свой выбор, рассказать о пищевой цепочке, зависимое одних животных от других. В конце игры подвести детей к выводу: каждое животное приспособилось жить там. где для него есть пища и хорошие, условия для жизни.

Зеленые листья, вода и прохлада -

Чтоб это разрушить немногое надо.

Вот как-то однажды бобров истребили

И этим же самым леса повредили.

Казалось бы, мелкое это зверье.

А как сохраняет жилище свое!

И даже известные братья-воришки:

Несносные серенькие воробьишки.

И те не без пользы на свете живут:

Природа недаром вложила свой труд.

«Кому нужна вода?»

Подвести детей к пониманию того, что вода нужна всем живым организмам, вода - источник жизни на Земле;

учить устанавливать связи между обитателями водно-прибрежной зоны: развивать память, мышление, речь: приучал

детей к самостоятельному поиску ответов.

Из серии предметных картинок отобрать те из них. кому для жизни нужна вода, разложить их вокруг

центральной картинки с изображением воды, рассказать.

У каждого ребенка картинка с изображением воды и серия предметных картинок, каждый ребенок выполняет задание самостоятельно, а проверяют правильность все дети. Выигрывает тот, кто выложит большее

количество картинок. В конце игры спросить, что было бы, если бы исчезла вся вода на Земле'' Что может быть, если вода в водоемах станет грязной? Какие правила нужно соблюдать, когда приходите к реке, озеру? Почему мы должны так поступать? Итог: нельзя загрязнять воду мусором, нечистотами, потому что таким образом мы наносим вред природе. Всегда надо помнить, что вода нужна не только людям, но и другим живым организмам.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

«Как человек использует воду?»

Уточнить знания детей об использовании воды человеком, развивать   умение рассуждать,    делать выводы, строить умозаключения; воспитывать бережное отношение к воде, экономно ее расходовать, так как добывание воды для нужд людей - это большая и трудная работа.

Из серии сюжетных картинок выбрать только те, на которых изображены действия людей, связанные с водой. Расположить их вокруг основной, (человек у колодца) рассказать о выполненном действии. Правильность выполнения задания проверяют все дети.

У каждого ребенка серия сюжетных картинок. Они отбирают картинки и располагают их вокруг основной. После выполнения рассказывают и объясняют правила обращения с водой.

Итог: человек для своих нужд использует чистую воду, которую берет из рек, очищает специальными фильтрами и подает в дома по трубам. Водопроводная вола чистая, ее использует человек для мытья рук. тела, ею моют посуду, стирают бельё. Из чистой воды готовят чай, кофе, компоты и т.д. Чистую воду надо беречь, зря не тратить. Чистая вода, пригодная для человека, бывает и в колодцах, родниках, ее можно пить не очищенную, колодцы и родники надо охранять от мусора и загрязнения.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на земле - вода

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни!

«Найди воду»

Уточнить знания детей о разных свойствах воды, подвести к пониманию того что разные состояния воды создают круговорот воды в природе; развивать наглядно-схематическое мышление, умение анализировать и давать объяснения, познавательный интерес, способность к самооценке и самоконтролю.

Разложить картинки по данными схемами в соответствии с состоянием воды.

У каждого ребенка карточки со схематическим изображением разных состояний воды в природе: дождь, облака, снег, град, роса, туман, иней, радуга, морозный рисунок на стекле, снежные скульптуры. Они соотносят их со схемами, на которых изображено состояния воды: твердая (стакан с кубиками льда; жидкая (графин с водой), парообразная (кипящий чайник). После выполнения задания дети должны рассказать и сделать вывод: вода необходима природе в разных состояниях, например, снег укрывает зимой растения от зимних морозов, многие животные тоже зимуют под снегом и т.д. Именно изменения состояния воды в зависимости от температуры воздуха создают ее круговорот в природе.

«Рыбаки»

Развивать умения детей сосредотачиваться на одном виде деятельности, мелкую моторику рук, внимание, связную речь.

Ловить только тех рыб, которые называет ведущий, уметь рассказать о них. Побеждает тот. кто поймает больше рыб.

Ведущий произносит слова: «Рыба плавает в водице, рыбке весело играть, рыбка, рыбка - озорница, мы хотим тебя поймать!». Одна  удочка,   плоскостные   изображения   рыб   и изготовленный из картона водоем выдается на двух детей. Ведущий каждой паре дает задания (например, одним ловить речных хищных рыб, а другим - морских, третьим - травоядных рыб и т.д ). Если на удочку попадает посторонний предмет, то они объясняют и откладывают в сторону. После выполнения заданий рассказывают о том, что они знают про этих рыб. Один ловит, другой наблюдает, в случае  необходимости  помогает и исправляет ошибки. Затем меняются местами. В конце игры спросить детей: «Как вы думаете, сколько рыбак может наловить рыбы?» (Много). А сколько он должен оставить? (столько, сколько нужно, чтобы прокормить себя и свою семью). Правильно, остальную рыбу надо отпускать в воду. Почему? Вспомните, чем рыбачили коренные народы нашего края. Как относились к реке? Что мы должны делать, чтобы на наших столах всегда была рыба? (Не загрязнять реки и озера).

«Кому нужны деревья в лесу?»

Закрепить  знания  детей  о лесе  и  его обитателях. Продолжать учить устанавливать  простые  связи в природе, понимать   приспособление живой   природы  к среде  обитания; развивать мышление, умение внятно  и логично передавать свою мысль.

Подобрать картинки с изображением зверей, птиц, насекомых к определенным деревьях.

Детям раздаются картинки с изображением животных и картинка с изображением какого-либо дерева. Они располагают картинки с животными вокруг дерева так. чтобы прослеживалась связь. Например, около ели дети располагают животных: белку, медведя, бурундука, зайца, дятла, жуков, гусениц, клеста, муравьев и других.

Сделать вывод: в природе растения и животные не могут существовать друг без друга, живут рядом по соседству.

                                      Соседи, соседи: жуки и медведи.

                                           Орлы и козявки, деревья и травки.

                                           Прожить без соседей, увы! - невозможно.

                                      Иных обойдешь далеко, осторожно.

                                       Иными, как раз хорошо закусить,

                                           А с теми под крышей теплее прожить.

                                           Иные годятся для дольней дороги,

                                           Другие поднимут тебя по тревоги.

«Что дает нам лес?»

Развивать мышление, наблюдательность, сообразительность. Воспитывать основы положительного отношения к природе.

Выбрать картинки по теме.

Каждый ребенок выбирает те картинки, которые он считает нужными, объясняет свой выбор и объясняет из чего сделаны эти предметы, что было бы. если бы ...

Дети по очереди рассказывают о тех предметах, которые выбрали. В конце игры выявляются победители – это те дети, которые отобрали большее количество предметов, сделанных из дерева. Подводится итог: много полезных предметов можно изготовить из дерева. Но, вырубая леса, человек должен посадить на их месте молодые деревья, помните: враг природы тот, ктo леса не бережет. Кто лес любит, тот его не губит.

«Много леса - береги, нет леса - посади».

«Что нас лечит?»

Упражнять дошкольников в нахождении лекарственных растений, определении их лечебных свойств. Развивать наглядно - образное мышление, речь. долговременную память, умение расcvждать, доказывать, делать выводы.

Выбрать лекарственные растения, обосновать свой выбор, рассказать о лекарственных свойствах этих растений.

Взрослый говорит: Есть много трав полезных

                              На земле страны родной.

                              Могут справиться с болезнью

                                  И ромашка, зверобой.

На стене висит картинка с изображением лекарственных препаратов. Дети отбирают лекарственные растения, объясняют свой выбор и рассказывают о лечебных свойствах данного растения. Лекарственные растения дети полагают на стене, вокруг картинки с изображением медицинских препаратов. В конце игры делают вывод: растения могут заменять нам лекарства. Таким образом, растения дают всем живым существам не только чистый воздух, пищу, но они еще лечат животных и людей. Поэтому. нельзя топтать растения, загрязнять луга, поля и лесные полянки, оставлять костры без присмотра и т.д.

«Узнай по описанию»

Учить детей описывать внешние признаки насекомых, развивать воображение, внимание, совершенствовать выразительность движений в передаче образа. 

Один описывает, другой показывает в пантомимике насекомое. Начинать игру по сигналу.

Игра проводится в парах: один должен описать насекомое, а отгадавший показать насекомое мимикой, жестами.

«Чудесные превращения»

Развивать ситуативное  мышление, фантазию. Учить представлять последствия событий.

Придумать историю о своем чудесном превращении в какое-либо насекомое.

Ведущий раздает картинки с изображением насекомых и говорит: «Представьте, что вы стали маленькими и превратились в насекомое, которое изображено у вас на картинке. Придумайте историю о своем чудесном превращении. Расскажите, чего бы вы опасались, как добывали бы себе пишу, какую бы работу выполняли, как заботились бы о своих собратьях, когда бы захотели снова стать большими. Почему? Игру начнем после того, как я произнесу слова:

                  Стоит детям пожелать, всем на свете могут стать:

                  Стрекозой и муравьем, майским жуком, комаром.

                  Мухой, бабочкой, кузнечиком.

                Вот какие «человечики».

Дети рассматривают свои картинки, дается время для составления рассказа (песочные часы). По истечении этого времени дети по очереди рассказывают по заранее приготовленному nлaну. В конце выявляются наиболее интересные приключения.

«Круглый год»

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни людей: формировать представления о цикличности времен года; развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление.

Вращается диск, стрелка показывает на один из секторов: определить по цвету, сектора сезон и подобрать картинки, соответствующие этот времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно выполнит задание.

Для игры нужен большой вращающийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью: белой – зима, зеленой – весна, розовой – лето, желтой - осень. Серия картинок, наклеенных на фланель.

1 серия  картинки, изображающие  сезонные  изменения  в природе: солнце, дождь, снег, листопад.

2 серия - цветы: мать-и-мачехи, ромашки, одуванчика;

плоды: редис, зеленый лук, клубника, помидоры.
3 серия - животные и птицы в разное время года.

4 серия – труд людей в природе, проживающих в сельской местности ХМ АО, ханты и манси в различное временя года.

серия - игры детей в разное время года, игры и состязания детей коренных жителей нашего края.

серия - народные праздники, проводимые в разнос время года, а также праздники и обряды народов ханты и манси.
Пока вращается диск, дети произносят слова: «Стрелка, стрелка покружи, время года укажи». На какой сектор покажет стрелка, дети определяют по цвету время года и подбирают картинки, соответствующие этому времени года.
В конце игры определяются победители и подводится итог: животные умеют приспосабливаться к любым условиям. Интересно, что жизнь и труд людей, издавно проживающих в нашем крае
целиком и полностью зависит от природных, климатических, сезонных условий местности.

«Знатоки»

Обобщить знания детей о живой природе в разные времена года, воспитывать умение работать в коллективе, согласованность при выборе ответа, развивать внимание, умственную деятельность, умение сосредоточиться на выполнении задания.

На размышление отводится 1 минута (по песочным часам), началом и концом к размышлению служит сигнал - на металлофоне, за правильные ответы команда подучает очки, за выигрыш – призы.

Конверты с заданиями выложены по кругу, на середине стола, в центре – круг со стрелкой. За столом команда знатоков, в роли ведущего выступает взрослый. На размышление отводится 1минута (по песочным часам).

Сигнал к началу размышления детей дается на металлофоне.

Вопросы - задания для команд - знатоков:

1. Какой бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя).

2. Что бывает зимой?  (Морозы и метели).

3. Почему говорят, что волка ноги кормят'' (Пробегает большие расстояния в поисках пищи).

4. Когда цветет сирень? (Весной)

5. Почему ночные цветы почти всегда белого цвета? (Видны пчелам, которые собирают мед).

6. Где у кузнечика ухо? (На ноге)

7. Сколько месяцев в году?

8. Какая птица кладет яйца в чужие гнезда? (кукушка)

9. Зачем белке пушистый хвост? (Она им рулит во время прыжка)

10. Какой месяц начинает год. а какой заканчивает? (Январь, декабрь)

11. Дерево  или  кустарник? (Загадка-иллюстрация  в черном ящике, ведущий даст описание)

12. Назовите занятия людей. живущих в сельской местности, весной. (Вспахивают поля, сеют, сажают овощи)

Вопросы можно дополнить, можно заменить другими. В перерывах между игрой знатоков проводятся подвижные игры;

В конце игры ведущий подводит итог, награждает победителей призами.

«Изобрази явление»

Совершенствовать выразительность движений в процессе передачи образа,    развивать   фантазию, умение    выделять характерные особенности явлений природы, воображение.

Быть внимательным, выполнять движения только после команды ведущего.

Дети свободно двигаются  пол  музыку   музыка прекращается,   ведущий   называет   какое-либо   явление,   дети выполняют соответствующие движения.

«Рассели птиц»

Обобщить знания детей о местах обитания перелетных птиц (лес, поле, водоем); развивать мышление, память

«Расселить» птиц, кто наберет больше фишек за правильно выполненное задание, тот и победил.

У каждого ребенка набор картинок с изображением перелетных птиц, на стене висят панно с изображением леса. поля., водоема. Дети «расселяют» птиц по месту ич обитания. Итог: 1азвать последовательность прилета в наш край птиц - первыми прилетают полевые птицы, вторыми - речные, третьими - лесные, последовательность прилета птиц зависит от наличия корма.

«Радио»

Активизировать процессы мышления, припоминания, развивать внимание, речь.

Рассказ диктора должен быть коротким, ясным, узнав, что описывает «диктор», дети могут высказываться

по очереди. За правильный ответ - фишка, кто больше наберет фишек, тот и выиграл.

Дети выбирают считалкой диктора.

Дослушав рассказ диктора, дети отгадывают о чем или о ком говорил диктор. Дикторами по очереди могут быть все дети.

«Кому что нужно?»

Упражнять детей по отдельным предметам определять какому человеку они нужны: развивать внимание. память, умение устанавливать святи.

Рассмотреть орудия труда, соотнести картинку с орудиями труда и картинку с изображением человека.

выполняющего действия. Кто быстрее это сделает, тот и выиграл.

Педагог предлагает детям ужать, какие предметы нужны охотнику, рыболову, оленеводу, женщине, ведущей хозяйство в чуме. Подобрать картинки с изображением предметов к людям, занимающимся определенным трудом. После выполнения игрового задания, дети должны объяснить, почему именно эти предметы они подобрали, г не другие. Победители награждаются фишками. Подводится итог: много лет назад люди придумали предметы. которые помогают им и в настоящее временя в хозяйстве, рыбной ловле, охоте, оленеводстве.

«Что даст лес народам ханты и манси?»

Развивать        наблюдательность,        мышление, сообразительность;     воспитывать    основы положительного отношения к природе.

Выбрать картинки по теме.

Каждый ребенок выбирает те картинки, которые он считает нужными, объясняет свой выбор и рассказывает, из чего сделаны эти предметы, что было бы, если бы ...

Итог: пословица «Кто лес любит, тот его не губит». Народы ханты и манси брали у природы лишь столько, сколько было нужно, чтобы прокормить свою семью. У них было много запретов, в костер бросали только сухие ветки, из живого дерева изготовляли только живые предметы - лодки, нарты и т.д. Деревья без надобности запрещалось рубить (ханты верили, что духи могут наказать).

«Знатоки»

Обобщить знания детей о жизни народов ханты и манси, воспитывать умение работать в коллективе, умение сосредоточиться на выполнении задания,

согласованности при выборе ответа, развивать внимание, умственную деятельность.

На размышление отводится 1минута (по песочным часам), началом  и концом к размышлению служит сигнал - на металлофоне, за правильные ответы команда подучает очки, за выигрыш - призы.

Конверты с заданиями выложены по кругу на середине стола, в центре - круг со стрелкой. За столом команда знатоков, в роли ведущего выступает взрослый. На размышление отводится 1минута (по песочным часам).

Сигнал к началу размышления дается на металлофоне.

Вопросы - задания для команд - знатоков:

1.Что обозначает очаг в чуме? (центр вселенной)

2.Как назывались народы ханты и манси в древности? (остяки)

3.Назовите предметы, используемые в хозяйстве из бересты (короба для сбора ягод, посуда ...).

4.Как называется мужская одежда, сшитая из оленьего меха'1 (малица)

5.Постоянное    жилище    ханты    и   манси'?    (землянка, полуземлянка, бревенчатый дом)

6.Как   называется   место,   где   расположены   жилые   и хозяйственные постройки? (стойбище)

7.Из чего ханты в древности делали муку? (из рыбы)

8.Как называется у них печь? (чувал)

9.Для чего берут на рыбалку фигуру рыбы, вырезанную из бересты? (на удачу)

10. Деревья, считающиеся    священными   (кедр,    береза, лиственница).

Вопросы можно дополнить, можно заменить другими. В перерывах между игрой знатоков проводится подвижная игра.

В конце игры ведущий подводит итог, награждает победителей призами.

«Чья одежда?»

Уточнить знания детей об одежде и её предназначении (защита от внешних воздействий), закрепить умения различать мужскую, женскую и детскую одежду народов ханты и манси в зависимости от времени года; развивать мышление, внимание, память.

Начинать игру по сигналу - быстро находить свое место, если происходит ошибка, вся команда получает штрафное очко.

Дети распределяются на несколько подгрупп. Командиры подучают по геометрической фигуре. У каждого ребенка в руках конверт с картинкой, на которой изображена какая-либо модель национальной одежды народов ханты и манси. По команде ведущего дети вынимают картинки из конвертов и бегут к своему командиру (мужска одежда - треугольник, женская одежда - круг, детская одежда - квадрат и т.д.). Чье звено быстрее соберется и не сделает ошибок, то выигрывает. В конце игры подвести итог: народы ханты и манси большое значение уделяли одежде: если одежда хорошая, то считалось, что семья эта богатая, если одежда старая, дырявая, значит, люди, носившие такую одежду считались бедными, ленивыми. Есть даже такая поговорка: «У кого хорошая одежда, тот счастливый человек». Мужская, женская, детская одежда отличалась не только разным пошивом, но и украшением. Украшали одежду национальными орнаментами, которые у каждой семьи были своими, неповторимыми. Орнамент не только служит украшением, но должен оберегать и приносить удачу носившему такую одежду человеку.

«Подбери предметы»

Учить детей подбирать предметы к одежде и группировать их. Развивать логическое мышление, умение объединять предметы по определенным признакам.

Подобрать картинки с изображением предметов обуви, быта, орудии труда к картинке с изображением одежды.

Подобрать картинки с изображением предметов обуви, быта, орудии труда и др. к картинке с изображением одежды, объяснить (например: малица - лыжи, ружье, лук со стрелами, нарты и т.д.; летняя мужская одежда - лодка-долбленка, ловушка для ловли рыбы (морда); женское национальное платье - очаг, котел, летняя национальная обувь и т.д : сак – кисы, платок, меховые варежки и т.д.; детская одежда - игрушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.

Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"

В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...