Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью.
учебно-методический материал по рисованию на тему

Баранова Людмила Владимировна

Играя ребенок сам того не понимая познакомится с разными жанрами живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

Пейзаж

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!

1. «Из чего состоит пейзаж»

Цель:Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновать свой выбор.

Материал: картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Можно использовать открытки.

2. «Собери пейзаж»

Цель: Закрепит знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года.

По собственному замыслу составить композицию по заданному сюжету.(осенний, летний, и т.д.)

Материал: цветные изображения деревьев, цветов, гор, трав и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.

3. «Жанр живописи»

Цель:Закрепить знания о изображении пейзажа, его признаках. Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный пейзаж.

Материал:репродукции картин по разным жанрам (портрет, натюрморт, пейзаж)

5. «Части суток»

Цель:Определить к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относится предложенные пейзажи. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом. Выбрать цветную карточку. с которой ассоциируется та или иная часть суток.

Материал:репродукции с пейзажами, которые ярко выражают, част с уток.; цветные карточки (розовые, жёлтые, голубые, сиреневы оттенки).

Утро

День

Вечер

Ночь

Весенний лес хранит в секрете,

Что он увидел на рассвете,

Как ландыш держит на весу

В стеклянных чашечках росу

День работал целый день

Переделал много дел;

И жалел под вечер,

Что заняться нечему

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес.

День погрустил немного и исчез

Звёзд полно – и в небе, и в воде.

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли

4. «Времена года»

Цель: Закрепит знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года. Выбрать цветные карточки, присущие осени, лету, весне, зиме. Закрепит знания о классификации цвета: тёплые и холодные, лёгкие и тяжёлые.

Материал: разнообразные карточки со всевозможными оттенками тёплых и холодных цветов

Используйте в игре художественные тексты о временах года

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога….

У второго – синее

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Жёлтая, зелёная,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

А четвёртый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

6. «Перспектива»

Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.

Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линий горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние. большие)

7. «Картина»

Цель: Учить общении., выбору партнёра по симпатии.

Каждый задумывает персонажа для картины. Педагог сообщает: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи , кто ты?» Они берутся за руки и второй ребёнок приглашает другого, так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

8. «Найди ошибку»

Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры даётся установка смотреть и слушать внимательно, т.к. в рассказе будет допущена ошибка. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил.

Примерный искусствоведческий рассказ по картине И.И.Левитана «Летний вечер. Околица»

Перед вами фоторепродукция картины Исаака Ильича Левитана «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о летнем вечере на окраине русской деревушки (нет описания изображённых объектов на картине). В центре картины лес в лучах солнца (ошибочное описание композиционного центра). Весь передний план картины уходит в тень, преображая краски леса (отсутствует описание леса).

Натюрморт

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется – натюрморт!

1. «Из чего состоит натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепит знания детей о предметном мире, его назначении и классификации.

Отбирать те карточки, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.

Материал:разнообразные картинки с изображением предметов. цветов, ягод и т.д.

2. «Составь натюрморт»

1вариант

Цель: Закрепит знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по единому сюжету.

(праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и.т.д.)

Материал:силуэты (выполненные из цветной бумаги и картона) цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод грибов)

2вариантЦель: Научить составлять композицию для натюрморта з реальных предметов (посуда, ткани, цветы, и т.д.)

3. «Жанр натюрморт»

Цель:Закрепит знания об особенностях изображения натюрморта, его признаках.

Найти его среди других жанров и обосновать свой выбор, составить описательный рассказ, характеризующий выбранный натюрморт.

Материал: репродукции картин по разным жанрам.

4. «Симметричные предметы»

Цель:Дать понятие «симметричности предметов». Учить находить одинаковые части предметов, составлять их. Привести наглядные примеры симметричности и асимметрии, сложив неправильно части предметов.

Материал:картонные силуэты различных симметричных предметов,

разрезанные пополам.

5. «Мозаика – натюрморт»

Цель:Собрать натюрморт из разрезанных частей.

6. «Натюрморт»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их волевые усилия и целенаправленное внимание.

Детям показывают натюрморт, предлагаем внимательно рассмотреть его и после слов «Раз. два, три – говори!» – назвать красный или жёлтый фрукт и дотронуться до него волшебной палочкой.

7. «Говорящие предметы»

Цель: Освоение детьми навыков общения.

Детям показывается репродукция натюрморта, на котором много предметов: ваза, цветы, и т.д.

Далее предлагается выбрать понравившегося героя со словами: «Кто будет вазой?» и т.д. Когда все роли разобраны, педагог говорит: «Хозяева ушли из дома, а предметы ожили и стали говорить между собой»

8. «Дострой изображение»

Цель: развитие воображение у детей

Детям раздаются альбомные листы, с наклеенными на них кусочками репродукций картин в окошках. Дети достраивают изображения, дорисовывают его.

Портрет

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, пап или мам, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется портрет!

1. «Составь портрет сказочного героя»

Цель:Закрепить знания детей о составных частях лица и их пространственном местонахождении, побудить использовать в речи сова: вверху, сверху, внизу, между, под.

Материал: потрет сказочного героя, разрезанный на 8 частей.

2. «Определи и найди жанр портрета»

Цель:закрепить знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения. Находить его среди других жанров и объяснить свой выбор. Предложите составить описательный рассказ.

Материал: репродукции картин по разным жанрам (портрет. натюрморт, пейзаж).

3. «Узнай по профилю»

Цель:Определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонажа и его характеру.

Материал: вырезанные силуэты профилей персонажей различных сказок.

4. «Семейный портрет»

Цель: Закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого. Подобрать и составить портреты: мамы, папы, бабушки, и т.д.

Материал:6 портретов , разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы, подбородок) и отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).

5. «Придумай и собери портрет»

Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.

Материал: разнообразные модификации частей лица по цвету и форме. Дополнительные детали: парики, усы, бороды, шляпы и т.д.

6. «Найди недостаток в портрете»

Цель:Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачки, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Материал:10 карточек с изображением одного лица с разными

недостатками.

7. «Выставка картин»

Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержание и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану:

– почему эти произведения размещены таким образом

– какое произведение понравилось и почему

– что особенно красивого показал художник в своём произведении, и каким образом

Правила:Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается , составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине.

А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».

8. «Художественный салон»

Дети рассматривают в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся.Приобрётший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку.

Правила:Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет приобрести, а также ответить на вопросы: «О чём рассказывается в произведении? Какое в нём передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»

«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона.

Литературные произведения для ознакомления с изобразительным искусством

ПЕЙЗАЖ

Если видишь на картине, нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые берёзки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денёк.

Нарисованным быть может или север, или юг.

И любое время года  мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем: называется пейзажем

*******

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…

*******

Какая теплая и темная заря!
Давным-давно закат, чуть тлея, чуть горя,
Померк над сонными весенними полями,
И мягкими на все ложится ночь тенями,
В вечерние мечты, в раздумье погрузив
Все, от затихших рощ до придорожных ив,
И только вдалеке вечерней тьмой не скрыты
На горизонте грустные ракиты… 

*******

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

ПОРТРЕТ

Если видим на картине чей – то профиль иль анфас,

Или, может быть, задорный и весёлый чей – то глаз,

Может, грустный или смелый, может, добрый или злой.

В нарисованной картине это главное лицо.

Может, пап или мам, может, дедушка и я

Нарисованы в картине. может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно, неуверенности нет,

Что красивая картина называется портрет!

"Володин портрет"
Фотография в журнале -
У костра сидит отряд.
Вы Володю не узнали?
Он уселся в первый ряд.
Бегуны стоят на фото
С номерами на груди
Впереди знакомый кто-то -
Это Вова впереди.
Снят Володя на прополке,
И на празднике, на ёлке,
И на лодке у реки,
И у шахматной доски,
Снят он с лётчиком-героем!
МЫ другой журнал откроем
Он стоит среди пловцов.
Кто же он в конце концов?
Чем он занимается?
Тем что он снимается!

*******

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в штаны худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.

НАТЮРМОРТ


В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку.
Я и все мои друзья.

*******

Белая фарфоровая ваза…
В ней фиалки нежные стоят,
Золото с лиловым – их наряд
На листочках капельки как стразы… 

*******

Расцвела моя бегония,
озарила мне окно.
Зиму всю стояла сонная,
недовольная на вид,
а теперь вдруг вся - лимонная,
вся - как солнышко горит. 

*******

Красивая ваза и фрукты в ней,
Привычный натюрморт для многих семей!
Яблоко, киви, апельсин, виноград,
Красиво свисает, все радуют взгляд. 

*******

Если видишь на картине чудо вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце с золочёною каймой.

А ещё и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А ещё в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина называется – натюрморт!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью...

Дидактические игры для ознакомления детей дошкольного возраста с народным промыслом Архангельской области – Мезенская роспись.

Кто такие поморы и как они жили? Как работали и как отдыхали? Какие у них были обычаи, обряды  и традиции? Чем украшали свой дом и быт? Помочь детям найти ответы на эти вопросы - значит восстанов...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с шашками

Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Предложенные игры на развитие мышления и логики помогут вам в этом!       Увлекательные логически...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью

1. «Из чего состоит пейзаж»Цель: Закрепить знания о жанре пейзаж, его отличительных и составных особенностях т частях. Отобрать те картинки, на которых изображены элементы, присущие ж...