Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию для детей старшей группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематическое планирование по экологическому воспитанию для детей старшей группы

   Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая  природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.)
  2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.)
  3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)

Цели и задачи

- видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей

- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные. Моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.   

- выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты) в соответствии с моделями. Определять цели и достигать соответствующих результатов.

-  развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.

- используя системный подход, формировать представление о себе (прошлое, настоящее, будущее; строение частей тела и прочее), своей семье (члены семьи как части системы во временном развитии). Расширять представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

- понимать, что такое функция                                                            

Октябрь

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Октябрь

I

Где прячутся детки?

Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения

Почва, лист и семена растения, овощи

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»       стр. 19

2

Октябрь

II

Чьи это детки?

Выделить общее в строении семян. Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображение растений

стр. 19

3

Октябрь

III

Как развивается растение?

Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение –цветок - плод-семя

Семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа

стр. 20

4

Октябрь

IV

Что любят растения?

Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними

2-3 одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности

стр. 20

Ноябрь

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Ноябрь

I

Почему птицы могут летать?

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

Крылья птицы из бумаги, контур крыла, картонная и резиновая птичка, иллюстрации птиц, животных

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»       стр. 26

2

Ноябрь

II

Кто живёт в воде?

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

Ёмкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки

стр. 26

3

Ноябрь

III

Окрашивание воды.

Выявлять свойства воды: вода прозрачная, некоторые вещества в воде растворяются; вода меняет окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества

Ёмкость с водой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания

стр. 27

4

Ноябрь

IV

Вода.

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества; чем теплее вода, тем быстрее растворя-ет  вещество

Ёмкость с водой, (холодной и тёплой), краситель, мерные стаканчики

стр. 28

Декабрь

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Декабрь

I

Тепло – холодно.

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действия тепла и холода на растение

Ёмкость для растений, предметы ухода

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

П.1          стр.21

2

Декабрь

II

Кто улетит, а кто останет-ся ?

Понять взаимозависи мость изменений в жизни животных от изменений  в неживой природе

Ёмкость с почвой, мелкими предметами, кора дерева, муляжи клювов разных птиц

стр. 23

3

Декабрь

III

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Кусочки меха, рукавички из ткани и меха

стр. 24

4

Декабрь

IV

Как звери меняют шубку?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Кусочки меха, кора деревьев

стр. 24-25

Январь

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Январь

II

Воздух

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды)

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

стр.30-31

2

Январь

III

Загадочные пузырьки.

Обнаружить воздух в других предметах

Ёмкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глины

стр. 31

3

Январь

IV

Надувание мыльных пузырей.

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место

Соломинки длиной 10 см. разного размера, мыльный раствор

стр. 31

Февраль

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Февраль I

Взаимодейст -вие воды и снега.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). Выявить свойства воды. Сравнить свойства снега и воды

Мерные ёмкости с водой разной температуры (тёплая, холодная, уровень воды отмечен), снег, мерная ложка

О.В. Дыбина «Неизве данное рядом»

стр.29

2

Февраль

II

Изготовление цветных льдинок

Продолжать знакомить с агрегатным состояниями воды-жидким и твёрдым. Выявить свойства и качества воды: превращается в лёд

Ёмкость с окрашенной водой, разнообраз- ные формочки, верёвочки

стр. 29

3

Февраль

III

Как согреть         руки?

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла)

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребёнка

стр. 43

4

Февраль

IV

Строим снежный город.

Учиться видеть возможности преобразова ния.

Снег, вода, лопатки, вёдра

стр. 50

Март

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Март     I

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества и свойства

Стеклянные стаканчики, трубочки, алгоритм описания свойств материалов

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

 стр.47

2

Март

II

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства

Металлические предметы, магниты, ёмкости с водой, алгоритм описания свойств материала

стр. 48

3

Март

III

Резина, её качества и свойства.

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества и свойства

Резиновые ленты; игрушки, трубки, алгоритм описания свойств материала

стр. 48

4

Март

IV

Пластмасса, её качества и свойства.

Узнавать вещи из пластмассы, определять её качества и свойства

Пластмассовые стаканчики, вода, алгоритм описания свойств материала

стр. 49

Апрель

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Апрель     I

Умный нос.

Познакомить с функцией носа, его строением. Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа

Рисунки профилей с разной формой носа; продукты с характерным запахом

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

     стр.44-45

2

Апрель

II

Язычок – помощ-ник.

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов, определить вкусовые зоны языка

Набор разнообраз- ных продуктов питания, схематичное изображение языка

стр. 45-46

3

Апрель

III

Почему тает снег?

Установить зависимость изменений в природе от сезона

Ёмкости для снега

стр. 22-23

4

Апрель

IV

Где быстрее насту-пит весна?

Установить зависимость изменений в природе от сезона

Ёмкости со снегом, льдом

стр. 22

Май

п/п

Дата

занятия

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Литература

1

Май       I

Из чего птицы строят гнёзда?

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, камешки

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

  стр.25

2

Май

II

Почему песок хорошо сыплется?

Выявить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

Ёмкости с песком и глиной, ёмкости для пересыпания, лупа

стр. 32-33

3

Май

III

Ветер.

Выявить изменение песка и глины при взаимодейст-вии с ветром

Прозрачные ёмкости с песком и глиной

стр. 33

4

Май

IV

Волшебный материал.

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании

Ёмкость с песком и глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики

стр. 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (март, апрель, май)

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (март, апрель, май)...

Перспективно- тематическое планирование по экологическому воспитанию.

Перспективный план по экологическому воспитанию для старшей группы.Основные задачи экологического воспитания детей в старшей группе:- Расширять представления о растительном и животном мире;- Развивать...

Перспективный план кружка по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Перспективное планирование кружковой работы с детьми старшено возраста по развитию экологических представлений...

Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе.

Перспективно - тематическое планирование по экологическому воспитанию в средней группе....

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (декабрь, январь, февраль)

laquo;Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (декабрь, январь, февраль)...

Конспект тематического мероприятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы «Посвящение в эколята - дошколята»

Цель: Формирование экологической культуры детей, правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой....