Исследовательско-творческий проект «Ах, картошечка, картошка!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Паращук Ольга Борисовна

Вид проекта: исследовательско- творческий 

Тип проекта: краткосрочный, 2 недели

Время проведения: апрель, 2021г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы №08,воспитатель группы, родители воспитанников.

Актуальность

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Цель проекта:

    Формирование у дошкольников 5-6 лет исследовательских навыков, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности совместно с педагогами и родителями.

Основные задачи проекта:

Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, познакомить с окружающим миром.

Развить творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка»:

- история картофеля (откуда появился)

- особенности агротехники (сажаем одну - собираем много)

- знакомство с блюдами из картофеля

-знакомство с литературными и музыкальными произведениями о картошке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческо-исследовательский проект

«Ах картошечкакартошка

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческо-исследовательский

Тип проекта: краткосрочный, 2 недели

Время проведения: апрель, 2021г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, группы №08, воспитатель группы, родители воспитанников.

Актуальность

Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была

«кормилицей» человека. Теперь же, многие люди отгородились от природы

многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в

своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и

организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого

раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за

явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы

и получать на них ответы.

Цель проекта:

    Формирование у дошкольников 5-6 лет исследовательских навыков, повышение познавательной активности в рамках экологической деятельности совместно с педагогами и родителями.

Основные задачи проекта:

Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, познакомить с окружающим миром.

Развить творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка»:

- история картофеля (откуда появился)

- особенности агротехники (сажаем одну - собираем много)

- знакомство с блюдами из картофеля

-знакомство с литературными и музыкальными произведениями о картошке

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о картошке. Разработаны необходимые материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности.

Основной этап. Непосредственная реализация проекта.

• 1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.

• 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».

• 3. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)

• 4. “Эта забавная картошка” (сказка)

• 5. Проведение опытов исследований

6. Проведение утренней зарядки с картофелем.

Заключительный этап. Спортивное развлечение. «Ах, картошка

Ожидаемые результаты.

1. Дети узнали о свойствах картофеля, в том числе об использовании картофеля в качестве лекарства и могут применять свои знания в повседневной жизни

2. Уважение к труду взрослых.

3. Получили опыт проведения исследований, экспериментов.

4. Получили сведения об историческом происхождении картофеля и о его путешествии в Россию.

                                                Приложение

Сказка про картошку

Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана

кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.

Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.

- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.

- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы. - Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит.

Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.

- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.

Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь.

Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.

К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров

распустились небольшие желтые цветки.

Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.

Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.

- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.

- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.

- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.

- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.

- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.

Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.

Картошку? На шляпку?. Принцессе! - возмутилась кудрявая фасоль

- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни

умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.

Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.

- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под - ; держало её лохматое огородное пугало.

- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.

ПЕСНИ

Песня “Бульба”

1. Из мешка бери картошку,

И питайся понемножку.

Можешь есть ее вареной,

Иль в мундире запеченной.

Припев:

Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там

Без картошки худо нам. 2 раза

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

Припев.

Ай, туры да растуры,

Не дворянской мы натуры.

Коль у нас картошки нет,

И обед нам не в обед.

Припев.

Песня о картошке.

1. Как любим мы картошку(2 раза)

Не можем без картошки,

Мы даже дня прожить.

Представьте себе, (2 раза)

Не можем без картошки.

Представьте себе, (2 раза)

Мы даже дня прожить.

2. Мы жарим ее, варим,

И в супик ее добавляем.

И можем мы в “мундире”,

Картошку отварить.

Представьте себе, (2 раза)

И можем мы в “мундире”

Представьте себе, (2 раза)

Картошку отварить.

3. Любите вы картошку(2 раза)

И всякие секреты,

Узнаете о ней.

Представьте себе, (2 раза)

И всякие секреты,

Представьте себе, (2 раза)

Узнаете о ней.

«А споёмте - ка, ребята» на сл. и муз. В. Попова

1. А споёмте- ка, ребята,

Жили в садике мы как.

И на солнце, как котята,

Грелись эдак, грелись так.

2. Раз гадали мы с Антошкой,

Что дадут нам на обед.

И решили, что картошки

Лучше блюда в мире нет.

3. Ах, картошка – объеденье,

Наш картошка идеал.

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал!

4. Здравствуй, милая картошка,

Низко бьём тебе челом, -

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочём!

С картошкой мы сегодня играли,

Стихи про нее читали.

Ставьте ушки на макушке –

Про нее споем частушки.

Частушки.

Мы картошечку сажали

В огороде у ворот.

Зацвели на ней цветочки.

Пусть любуется народ.

В огород пришла коза,

Растопырила глаза:

- Где же лук? А где горошек?

Все засеяно картошкой!

Ах, картошка, ты картошка,

До чего ты хороша.

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь – поет душа!

Повар жарил, повар парил,

На диване задремал,

А потом вместо картошки

Угольки он собирал.

Не хочу я пить компот,

Не хочу варенье.

Ах, картошка, ты картошка -

Просто объедение!

                                                    Загадки

2. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом (картошка)

3. Это чудо плод

Ее едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка

Везде присутствует (картошка)

4. Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко

Ведь, правда, вкусная… (картошка?

Пословицы и поговорки

• Картошка да каша – еда наша.

• Картошку копать, не руками махать.

• Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

• Без труда картошка не родится никогда.

• Хорош ёрш в ухе, а картошка в бэлэше.

Игры с картошкой

1. «Соберем урожай» Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины (для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза)

2. «Гусеница» В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.

3. «Самый ловкий» Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т. д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.

4. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.

5. Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол.Дети спрашивают«Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит«Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с

Глаз.

Опытно- экспериментальная деятельность:

1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.

Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Повторите слово- крахмал.

Вывод: в картофеле есть крахмал.

Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.

Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.

Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.

5. Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: Потому, что крахмал похож на муку.

Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.

- Что можно сказать о цвете муки?

Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).

Вывод: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?

Дети: Крахмал белого цвета.

Вывод: Крахмал белого цвета.

Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?

Дети: Она мягкая.

Вывод: Мука мягкая, не скрипит.

Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: Крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

- Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

- Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

6.Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

Дети: ответы детей.

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак,общий вывод:

Картофель состоит из воды и крахмала,

- Крахмал содержится только в картофеле,

- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.

НОД  «Знакомая незнакомка»

Загадка

В теплую пору взрослеет,

К осени ближе созреет,

Летом ее прополол,

В праздник поставил на стол,

Драники, шаньги, окрошка,

Всем нам знакома… картошка.

Сложно представить наш рацион без картофеля. Но царствует он на русском столе лишь с начала восемнадцатого века. Считается, что эта культура пришла к нам из стран Западной Европы, а туда, в свою очередь, её привезли соратники Колумба. То, что в Европу картофель прибыл из Южной Америки – сомнению никто не подвергает, а вот как он попал на русский стол – с этим связан ряд предположений.

Давным-давно, в 1560 году, а может чуть позже, его привезли в Испанию. Потом картофель попал в Италию, Францию, Голландию и другие страны Западной Европы. Он полюбился жителям Британских островов, которые называли его вторым хлебом. В России появление картофеля связывают с именем первого императора Петра I. А страна, из которой он был завезён к нам, называется Голландия.

Однако повсеместно картофель стал использоваться в России лишь после того,как в конце восемнадцатого века был издан специальный документ под названием«Наставления о разведении земляных яблок, потетес именуемых». Этот документ увидел свет в 1765 году. Для повсеместного распространения картофеля на российской земле, получения хорошего урожая, был выполнен огромный объём работ деятелями Вольного экономического общества, появившегося в Петербурге в 1765 году.Именно его сотрудникам: Нартову А. А., Болотову А. Т., Мещинину В. А. мы обязаны распространением этой культуры в стране.

У себя на родине картофель относится к многолетним культурам. Но особенности нашего климата, слишком сурового для этого растения, таковы, что он возделывается как однолетнее растение.

Картофель — культура уникальная и универсальная. Это растение – и пищевое, и кормовое, и техническое. Главное пищевое достоинство картофеля заключается в его высокой калорийности.Недаром он получил в народе звание: второй хлеб. По калорийности он в два раза превышает морковь, и в три раза — белокочанную капусту. Мы его ценим за то, что он хороший источник углеводов, белков и витамина С. Помимо этого, в картошкесодержатся другие полезные вещества: соли кальция, железа, калия, йод, сера и другие компоненты, совершенно необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.

Картофель используют в отварном, тушеном, жареном, запеченном виде. Готовые блюда с картошкойкартофель фри, пюре, пирог с картофелем, винегрет, салат, шаньги, драники, солянка, борщ, суп-пюре, щи, закуска, вареники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Ах, картошечка-картошка, до чего ж ты хороша!"

интересное занятие по развитию речи, с элементами исследовательской деятельности. прошло на ура! очень понравилось и мне, и детям....

Конспект занятия по знакомству с окружающем миром на тему:"Ах,картошечка,картошка""

занятие по позновательному развитию детей старшей группы...

Проектная деятельность на тему: "Ах картошечка, картошка..."

Проект "Ах, картошечка, картошка..."  направлен на развитие  у дошкольников 5-6 лет познавательной активности в рамках экологической деятельности, а также на формирование  зна...

Проект «Ах, картошечка, картошка»

Карта проектаПроект: «Ах, картошечка, картошка»Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты. Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов.Осно...

Конспект НОД в области «Познание» Тема: «Картошечка, картошка!» в подготовительной группе (6 - 7 лет).

Программные задачи:Обучающие: Подвести детей к пониманию свойств картофельного крахмала. Расширять представление детей о картофеле, как продукте питания, лечения, использования в быту. Продолжать разв...

Праздник "Эх, картошечка, картошка"

ВЕД.          Заглянул сегодня праздник в каждый дом,...

Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"

Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"...