Конспект НОД с использованием ИКТ «Сравнительное наблюдение за рыбами»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Смирнова Елена Михайловна

Цели: 1. Знакомство с  аквариумной рыбкой (золотая рыбка).

2. Закрепление знаний о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников.

Задачи: 1. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.

4. Продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx58.22 КБ

Предварительный просмотр:

НОД с использованием ИКТ «Сравнительное наблюдение за рыбами»

Цели: 1. Знакомство с  аквариумной рыбкой (золотая рыбка).

2. Закрепление знаний о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников.

Задачи: 1. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

2. Подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения.

3. Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.

4. Продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия:

-Ребята, нам пришло письмо.

-Письмо пришло из далеких теплых  морей.                             Слайд (море)

-А вот от кого оно не написано. Чтобы понять это, мы должны отгадать загадку.

1. У родителей и деток

   Вся одежда из монеток.

2. Под мостиком

                    Виляет хвостиком.

Смотрим правильный ответ.                                                          Слайд (Рыба.)

- Интересно, какая рыбка прислала нам письмо?

-Давайте же прочтем его.

«Здравствуйте, ребята.

Пишет вам золотая рыбка. Я очень хочу с вами познакомиться и побывать у вас в гостях. Но для этого мне необходимы определенные условия. Я слышала, что у вас есть стеклянный сосуд, в котором могут жить  рыбки. А знаете ли вы, что нам рыбкам для дыхания нужен кислород? Есть ли он в вашем сосуде? А еще мне интересно, как рыбки питаются?  Расскажите мне, пожалуйста, об этом. Да, вот еще, скажите, какие рыбки могут жить в вашем ящичке, похожа ли я на них или нет? Ведь, если я не такая как все, то надо мной будут смеяться. А мне бы этого очень не хотелось.

Извините, что много задаю вопросов, но я очень любопытная, и хочу обо все знать. Так что напишите, смогу ли я приехать к вам в гости или нет?

Кстати, чуть не забыла. Высылаю вам свою фотографию, чтобы вы смогли сравнить меня с рыбами.

До свидания. Буду очень ждать вашего письма и надеюсь на скорую встречу».

Слайд (золотая рыбка)

-Ребята, от кого мы получили письмо? (от золотой рыбки.)

-Рыбка хочет приехать в гости и познакомиться с нами.

-А как вы думаете, сможем ли мы ее принять? (Да.)

- А вот чтобы понять это, мы должны ответить на вопросы, которые задала нам рыбка.

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне.

Слайд  (Аквариум.)

- Давайте, вспомним что значит слово аквариум.

- «аква» - в переводе с латинского языка озн. «вода».

-Что же такое аквариум?

-Аквариум – это модель водоема, океана, моря.

-Золотая рыбка переживает, достаточно ли кислорода в аквариуме.

- Откуда берется кислород в воде? (В аквариуме сажают растения, которые насыщают воду кислородом они называются - водоросли. А еще ставят специальное устройство - компрессор, который очищает воду и обогащает ее кислородом.)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

-Давайте станем компрессорами и  покажем, как работает устройство для подачи воздуха.

- Слушайте, внимательно, правила.

-Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.

-Что наблюдаете? (пузырьки).

- Откуда взялись пузырьки?

-Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

-По этому принципу работает устройство подачи кислорода в аквариуме.

-Значит, за кислород рыбка может не переживать, его хватит.

-Ребята, а мне интересно, чем рыбка дышит? (Жабрами.)

-Рыбка заглатывает ртом поток воды, в котором находиться воздух. Она вдыхает воздух жабрами, а вода выходит с двух сторон, ее пропускают жабры.

- Ответили еще на один вопрос.

- Следующий вопрос, на который рыбка хотела бы  получить ответ.

 -Чем аквариумные рыбки питаются?

-Все знают, что рыбки любят сухой корм. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выгляди как порошок.

-А чтобы рыбки были всегда сыты, их нужно кормить каждый день.

 -Мы с вами об этом помним, поэтому, думаю, золотой рыбке за корм тоже не стоит переживать.

- За аквариумными  рыбами ухаживает кто?  

- Человек.

- Значит они какие? (Домашние)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  - Давайте представим, что  это корм. Покажите, как вы будете кормить рыбок? Как надо растирать корм? (Дети берут пальчиками крупу, которая находится в коробке, и растирая, сыплют его, имитируя кормление рыбок).

-В нашем аквариуме созданы отличные условия для жизни экзотических рыбок.

Музыка Слайд (море)

РЕЛАКСАЦИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «РЫБКИ»                -

Давайте и мы с вами немного побудем рыбками.

В голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая.

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки вниз пошли,

Рыбки, рыбки все легли,

Глазки все закрыли,

Плавнички расслаблены,

Все мы успокаиваемся,

Тихо расслабляемся.

-Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Вуалехвост, гуппи, меченосец, скалярия.)

Слайд (Рыбы) – 4

- Чем рыбки отличаются друг от друга?

-Рыбы отличаются формой и величиной тела, окраской чешуи, формой плавников.

-Какой формы тело у гуппи?  золотой рыбки?

-У гуппи тело продолговатое,  у золотой рыбки округлое.

-Рыбки одинаковые по величине? Какая больше? Меньше?

-Гуппи маленькие, вуалехвост больше.

-Какие плавники у вуалехвоста? У меченосца? У золотой рыбки?

-Плавники у вуалехвоста свисающие, прозрачные, а у меченосца хвостовой плавник напоминает меч, у золотой рыбки плавники упругие, не прозрачные, хвостовой плавник разделен на две части.

-Какая окраска у золотой рыбки?

- Золотистая и красноватая.

-  Гуппи – черная, но бывают разноцветные,  меченосец – оранжевая.

Слайд (Сравнение)

- Чем все рыбы похожи друг на друга? (Жабрами, тело покрыто чешуей, плавники, хвост)

- Чем покрыто тело у рыб?

- Тело у рыб покрыто чешуей.

-Чем рыбы дышат?

- Рыбы дышат жабрами.

- Так с помощью чего дышат рыбы?

- С помощью жабр.

- Чем смотрят рыбы?

-Глазами.

-Как они расположены?

-У рыб два глаза с левой и с правой стороны.

- А у всех ли?

- У камбалы глаза расположены с одной стороны.

- Какой формы глаза у рыб?

- Круглой формы.

- Почему не закрываются? Потому что, нет чего?

- Век.

- А, мы смотрим чем? Глазами.

- А прикрываем глаза, чем?

- Веками.

-Где живут все рыбки?

- В воде.

- Как рыбы передвигаются?

-Рыбы плавают.

-Что рыбкам помогает хорошо плавать?

- Хвост, плавники.

- Что рыба делает хвостом?

- Виляет, рулит.

- Где находятся плавники?

-У рыб на спине, на брюшке, на грудке и на конце тела есть плавники.

- Сколько слогов в слове хвост?

- Один.

-Почему? (Одна гласная «О», а в слове столько слогов, сколько гласных)

- Измените слово, так чтобы в нем было два слога.

- Хвостик, хвосты.

- Итак, я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

1. Что это? (Аквариум)

2. Как переводится (означает) слово аквариум? Аква- вода.

3. Кто в нем живет? (Рыбы)

4. Назовите их.

5. Чем дышит рыбка?

6. Чем покрыто ее тело?

7. Что помогает ей плыть?

8.  Откуда в аквариуме кислород?

Ребята, все сегодня отлично поработали, потрудились.

Я для вас приготовила вот такие аквариумы. Вы дома нарисуете, тех рыбок, которые понравились. Напишем письмо золотой рыбке и пошлем ей свои рисунки. И, я думаю, ей захочется приехать к нам в гости.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка "Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей"

Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Сравнительное наблюдение веток ели и сосны"

Материал рассказывает об особенностях хвойных деревьев, учит детей находить различия между ними....

Конспект прогулки "Зимующие птицы" Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цель: обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни и о роли человека в жизни зимующих птиц...

Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом

Цель: дать представление об особенностях движения троллейбуса и автобуса....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Цветы" в старшей группе. Сравнительное наблюдение за лилиями и бархатцами на прогулке.

На прогулке дети наблюдали за лилиями и бархатцами. Уточнили что общего между этими клумбовыми цветами и в чем различие в строении растений и способах их посадки. Узнали как правильно ухаживать за клу...