Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты)Тема: «Путешествие утёнка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Греченко Анастасия Валериевна

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (опыты и эксперименты) Тема: «Путешествие утенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_utenok.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад № 9 "Светлячок" 

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

(опыты и эксперименты)

Тема: «Путешествие утёнка»

                                              Составила:

                                                Греченко А.В.

               воспитатель старшей речевой группы

                                                                       

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

(опыты и эксперименты)                                                                                                                                    

Тема: « Путешествие утенка».

        Цели и задачи:

  • Продолжать формировать  у детей интерес к экспериментальной деятельности.
  • Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и   предметов (бумага, магнит, песок, вода ,« виноградинка – рыбка » ).
  • Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с    предложенными материалами и предметами.
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, испытывать радость открытий, полученную в опытнической деятельности.
  • Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Воспитывать аккуратность при проведении опытов.                                                                                                                                    

Материалы и оборудование:

  • Сюрпризный момент – утенок ( игрушка ).
  • Большой таз с водой, изображающий пруд за забором птичьего двора.
  • Сказочные разноцветные цветочки из бумаги с закрученными лепестками к центру на каждого ребенка.
  • Газированная вода в пластиковой бутылке.
  • Пластиковые стаканчики и виноградинки на каждого ребенка.
  • Влажные салфетки для вытирания рук при необходимости.
  • Фломастеры.
  • Кубики льда.
  • Литровая банка с водой.
  • Салфетки бумажные.
  • Моющее средство.
  • Ватные палочки.
  • Пищевые красители.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня мы с вами будем исследователями, проводить различные опыты и делать выводы, как настоящие ученые. Я знаю, что вы все любите сказки. Я тоже очень люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Давайте присядем на ковер и я расскажу вам сказку  (дети и воспитатель присаживаются на ковер ). Сказка называется

«Путешествие утенка».

Сказка.

 На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утята. Жили они на птичьем дворе. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему очень захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов. Солнышко уже взошло и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Воспитатель: Давайте и мы с вами посмотрим как распускаются цветы. (дети и воспитатель встают и подходят к «пруду»).

Опыт№1

Воспитатель: Ребята , возьмите пожалуйста все по одному цветочку. Посмотрите какие они красивые, сказочные, разноцветные. У цветочков лепестки скручены к центру, они спят. Опустите все цветочки в воду. На  ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. ( дети опускают цветочки в воду и наблюдают). Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: потому что они проснулись; они намокли.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.

Продолжение сказки:

Потом утенок  увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Давайте посмотрим, что же это за рыбки.

Опыт № 2

Воспитатель: Итак ,дети перед вами стаканчики с водой и виноградинки. Давайте мы с вами представим, что виноградинка это « рыбка ». Поместим « рыбку» в стакан с газированной водой и посмотрим, что с ней произойдет.(дети опускают виноградинку в стакан с водой и наблюдают).Что же произошло?

Дети: Виноградинка опустилась на дно.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это произошло?

Дети: Потому что она тяжелая.

Воспитатель: Правильно, виноградинка тяжелее воды и опускается на дно. Но посмотрите, на нее тут же садятся пузырьки газа, которые похожи на воздушные шарики. Их будет очень много и « рыбка» опять всплывет. На поверхности все пузырьки лопнут и «рыбка» снова опустится на дно. На дне она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться до тех пор, пока  не выйдут все пузырьки газа.

Продолжение сказки:

Но тут подул сильный ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Утенок испугался и спрятался под кустом.

Опыт №3

Воспитатель: Сейчас мы с вами нальем в банку горячей воды.Банку закроем крышкой с дырочками,сверху положим несколько кусочков льда.

Воспитатель: Что происходит?

Дети: Банка запотела,лед растаял и стекает талая вода.

Воспитатель: Ребята, давайте пока идет дождь, мы с вами немножко отдохнем. Пройдите, пожалуйста вперед и встаньте посвободнее.

Физминутка:

Капля раз, капля два.

Очень  медленно сперва.    (прыжки на носочках, руки на поясе).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом ,бегом.    ( бег на месте).

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.    (развести руки в стороны и сомкнуть их над головой полукругом).

Опыт № 4

Воспитатель: Дети, дождь закончился, выглянуло солнышко и на небе появилось цветное коромысло.(Радуга на салфетке).Давайте нальем в стаканчики немного воды. Теперь нужно сложить салфетку несколько раз, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него мы отрежем кусочек, примерно 5см шириной. Теперь разворачиваем и получаем длинный отрезок. Отступаем от нижнего края  примерно 5-7 см и начинаем ставить большие жирные точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться  линия из цветных точек. Затем опускаем салфетку в стакан с водой, так что бы нижний конец с цветной линией был примерно на полтора см в воде.                                                                               Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему закрасился весь длинный кусок салфетки цветными полосками?

Дети: Вода по салфетки поднялась вверх и закрасила салфетку.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Утенку захотелось устроить разноцветный праздник.

Опыт № 5

Давайте нальем молоко в тарелку, теперь каждый из вас добавит по несколько капель пищевого красителя разных цветов.Старайтесь делать это аккуратно,что бы не двигать саму тарелку.а теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства.Возьмите ватную палочку,окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. 

Воспитатель: Что происходит?

Дети: Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.

Воспитатель: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное ,что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Утенку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов, на которые он теперь будет искать ответы.