ООД «Значение часов в нашей жизни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Создание социальной ситуации развития для формирования  у детей знаний о времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_ood.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема ООД «Значение часов в нашей жизни»

Цель:  Создание социальной ситуации развития для формирования  у детей знаний о времени.

Задачи:

Образовательные:  вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирование времени;

 закрепить счет в пределах  первого десятка, название, последовательность дней недели;

активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы);  

Развивающие: развивать творчество детей через составление фантастических рассказов, познавательный интерес;

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, умение работать в подгруппах.

Материалы: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных, циферблат с подвижными стрелками, загадки, свечка, карточки с пуговицами, карточки с цифрами.

Ход занятия:

Организационный момент: Воспитатель: дети отгадайте загадки.

1.Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу –

Когда спать, когда вставать ,  

а когда  работу начинать. Что это? ЧАСЫ

2.Две подружки друг за другом

Целый день бегут по кругу. СТРЕЛКИ  

 А вот еще одна.  

3.Мы день не спим, мы ночь не спим,

И день, и ночь стучим, стучим.  А это что? ЧАСЫ  Молодцы.

1. Вводная часть. Воспитатель. Как вы думаете, зачем людям нужны часы? (ответы детей)

Что делают часы, для чего их создавали? (ответы детей)

А что это что такое, время? (ответы детей)  

Как вы думаете, когда появилось время? (ответы детей)  

2. Основная часть. Воспитатель:  Время было всегда. Не было нас, людей, а время, было, бежало вперед. Само слово  «время» происходит от старого русского  слова  «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит  зима, приходит весна. И эта весна новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. А день сегодня тот же, что был вчера? Нет, конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, какие занятия, что читали перед сном вчера, а что будем делать сегодня? (ответы детей)  время не возвращается, а идет вперед и только вперед. Давайте поиграем в словесную игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник.

Игра « Время суток»  Воспитатель читает стихи, а дети определяют части суток.

Над рекой заря встает

На дворе петух поет.

Умываются котята,

Просыпаются ребята. УТРО 

Солнце в небе высоко.

До заката далеко.

Зерна в норку тащит мышь

Учит азбуку малыш. ДЕНЬ

Солнце красное зашло.

  Белка прячется в дупло.

Дрема в гости к нам идет,

Сказку он с собой ведет. ВЕЧЕР

В небе звездочки горят.

 Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,  

Но а мы в своих кроватках. НОЧЬ

Динамическая пауза . Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим «тик-так». А сейчас наши руки – стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте (дети делают произвольные  движения руками). Нас отремонтировали. Мы снова – часы. (дети наклоняются и произносят «тик- так») посмотрите на циферблат и покажите руками, как стрелками: левая - минутная, правая-часовая. Который сейчас час. (Воспитатель переводит стрелки на 3,6,9,12часов, следит, чтобы движения рук были только по часовой стрелке.) Люди всегда хотели как можно точнее измерить время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет? (ответ детей). Воспитатель: Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята? (ответ детей)  Давным -давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: когда вставало солнышко – значит, пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление – 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек. Вместо самих стрелок – тень от колышка. Ходит солнышко по небу – ходит тень по площадке и как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными  часами человек не всегда мог. Почему?  (ответ: Нет солнца – нет тени).  

Дидактическая игра «Сосчитай -ка» . Дети на ощупь, через мешочек, считают количество пуговиц и находят соответствующее число на карточке, затем  выкладывают  по кругу по модулю циферблата. (Цифры от 1 до 12)

Воспитатель: Узнавали люди время и по живым часам. Это часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» но и хотя и кричит петух в одно и тоже время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать. А вы слышали когда- нибудь такое выражение: «Время течет»? а ведь когда- то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Каплей за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны черточки- отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Но водяные часы оказались тоже не удобными – требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день? (ответы детей). Да, такие часы работали не только в солнечный день, но и в ненастье, и ночью.  

Проводится опыт с водяными часами.

Воспитатель: «Течет время» и в песочных часах. Вернее, не время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего  пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло 3 или 5 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Песочными часами люди пользуются и теперь. А где вы встречали песочные часы? (ответы детей). Пользуются врачи в поликлиниках, по этим часам больные получают лечебные процедуры. Дети рассматривают песочные часы.  

Настольно- печатная игра «Мои первые часы»

Воспитатель: Восковая свечка – это тоже часы, древние, огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, черно- белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, а вмести с ним тают полосочки. Сколько полосочек исчезло, столько значит  прошло и часов, потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит, время не только течет, но еще и «сгорает». Воспитатель демонстрирует горящую свечу. А какие часы существуют сейчас? (ответы детей). (Например: часы, показывающие только время; часы дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие без пружинки (на батарейках), и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке  выходят сами вспыхивают.)

3. Заключительная часть. Рассматривание  часов.  Дети рассматривают  большие настенные часы, будильник, наручные часы и т.д. А сейчас посчитайте сколько часов находится у нас в группе.  (Дети ведут количественный счет предметов, т.е. часов).

Дидактическая игра «Найди свое место» порядковый счет от 1 до 10. Детям раздаем карточки с  цифрами от 1 до 10 и они находят место в числовом порядке. 

Воспитатель:  Пофантазируйте и придумайте рассказ о том, какие часы изобретут люди в будущем. Из какого материала их сделают?  Какой формы? При помощи чего они будут работать? (солнечные батарейки, элементы, другие механизмы). 3-4 ребенка рассказывают рассказы.

Рефлексия .Ребята, а вам какие часы больше понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная лаборатория. Значение воздуха в нашей жизни.Опыты с воздухом

Мы занятие начинаемИнтересно здесь бываетПостарайтесь все понятьМного нужно вам узнать!Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо, но почему - то оно без обратного ад...

«Формирование представлений о значении воды в нашей жизни»

способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным и человеку; ознакомлению детей с круговоротом...

Конспект беседы "Значение воды в нашей жизни"

Конспект беседы в средней группе...

Экологическая беседа «Путешествие капельки» Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни: для кого она нужна и для чего она

Экологическая беседа «Путешествие капельки»Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воды (вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная). Обратить внимание...

Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"

Консультация для родителей по цветотерапии "Значения цвета в нашей жизни"...

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...