Окружающий мир "Как Песок Воду замуж взял" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аитова Рания Мунировна

Конспект занятия вложена в технологическую карту.  Экспериментирование с водой и песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта познавательного занятия  с элементами детского экспериментирования по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с миром неживой природы)

Визитная карточка

ФИО

Аитова Рания Мунировна

Образовательная область

Познавательное развитие 

Социально-коммуникативное развитие

Тема занятия

«Как Песок Воду замуж взял»

Возрастная группа

Старшая группа

Цель: для педагога

          для ребенка

Способствовать формированию у детей представлений о свойствах песка и воды. Способствовать овладению  знаниями об окружающем  мире неживой природы.

Экспериментирование с песком и водой.

Задачи занятия

Образовательные:

Ознакомление детей со свойствами сухого и мокрого песка.

 Закрепление знаний о том, что песок не живая природа.

Развивающие:

 Формирование познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

 Формирование умственных операций: сравнение, обобщение, способность анализировать.

 -Активизация  и обогащение  словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

 Воспитание  бережного отношения к неживому миру.

 Воспитание умений работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Словарная работа

Обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия: строительный, расплавлен, полезное ископаемое, живая и неживая природа, сыпучий.

Планируемые результаты

У детей сформировано представление о свойствах  песка и воды и о  неживой природе.

Предварительная работа

Рассматривание фотографий, иллюстраций, детской энциклопедии.

Чтение художественной литературы.

Наблюдения и игры на прогулках.

Материалы и оборудование

Песок, вода, прозрачные стаканчики, лупы, листы бумага, ложка, тарелка. Использование ИКТ.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно –мотивационный этап

Создать мотивацию к будущей  деятельности.

Воспитатель организовала приветствие: Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

(В этот  момент  помощник воспитателя приносит письмо)

Воспитатель: -Ребята, нам пришло необычное письмо! Оно от Верблюда.

Художественное слово – приветствие

Форма организации –фронтальная.

Наглядные и практические методы

Дети с радостью  участвуют в приветствии и выполняют согласно тексту.

С интересом рассматривают письмо.

Дети заинтересованы  предстоящей деятельностью.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Сформулировать проблемный вопрос.

Понимание детьми цели деятельности.

Воспитатель читает письмо, в котором Верблюд просит ребят помочь вернуть песок в Пустыню,  так как злая Ведьма весь песок забрала и вернёт его после того как ей расскажут об удивительном песке.

Воспитатель: Ребята поможем Верблюду вернуть песок?

Словесный метод (чтение письма, вопросы, ответы)

Совместная деятельность педагога с детьми.

Внимательно слушают содержание письма.

Дети отвечают:

- Да! Поможем!

Дети приняли проблему и готовы перейти к следующему этапу.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение и закрепление определенного уровня знания.

Ознакомление детей со свойствами сухого и мокрого песка.

 Закрепление знаний о том, что песок не живая природа.

Воспитатель: Тогда нам нужно отправиться в замок к Ведьме и помочь вернуть  песок.

-Давайте произнесём волшебные слова:

Вокруг себя ты повернись  1,2,3

И в замке у  ведьмы окажись.

Воспитатель: -Ну, вот, мы в гостях у Ведьмы.

                Слайд с голосом

Воспитатель: - Ребята, Ведьма дала мне « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям  на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т. д… 

Отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже! (Песок)

 

- Ребята, что это?

(Воспитатель проводит с детьми гимнастику для глаз)

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

 Показ презентации про песок.

Песок – кусочки камней и морских ракушек. Камни и ракушки  под воздействием ветра, дождя, разрушаются, и получается  песок. Песок – это полезное ископаемое.

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни. Почва, которая состоит в основном из песка, не способна  удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный, который используется для строительства  жилых домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песочные часы. Из песка лепят замки, песком можно рисовать картины. Мы тоже используем в детском саду песок для игр на прогулке. Лепим  из песка куличики и пирожки.

Вывод: песок создан природой и, относиться к неживой природе.

Воспитатель: Что такое песок? (Полезное ископаемое)

 Как образуется песок?  Как вы думаете, песок - это живая ли неживая природа?

 Почему? (Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт….)

Воспитатель: -Наша Ведьма даже начала улыбаться, значит ей всё нравится.    

Слайд с Улыбкой

Воспитатель:  Ведьма нас приглашает в лабораторию.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Форма организации – фронтальная.

Наглядный метод- волшебный мешочек

Художественное слово – загадка

Практический метод – показ презентации

Словесные методы –пояснения, вопросы –ответы

Дети готовы отправиться  в замок.

Заинтересованы  и активны.

Принимают участие в игре «Волшебный мешочек»

Дети отгадывают загадку.

 Совместно с воспитателем проводят гимнастику для глаз.

Дети с большим интересом смотрят презентацию.

Активно отвечают на вопросы воспитателя.

Дети заинтригованы предстоящей деятельностью.

Познавательное развитие детей, расширение и закрепление знаний.

2.3

Этап практического решения проблемы

Организация деятельности детей, направленная на решение проблемы.

Непосредственно  практические действия детей.

Формирование познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

 Формирование умственных операций: сравнение, обобщение, способность анализировать.

 Активизация  и обогащение  словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитание  бережного отношения к неживому миру.

 Воспитание умений работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Воспитатель:- Ребята, давайте проведем с вами опыты с песком и водой и узнаем,  как они взаимодействуют.

Опыт №1. Из чего состоит песок?

Воспитатель: - Ребята, как можно,  узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).

- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа)

-Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).

- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).

Воспитатель: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).

Опыт №2. Песок сухой и мокрый.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).

-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать (дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Воспитатель: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.

-Вы, наверное, устали? Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Голос Ведьмы:- Меня интересует один вопрос. Недавно я была в гостях и узнала, что «Песок Воду замуж взял». Но я не понимаю смысл этого  выражения. Вот если вы сможете,  мне ответить на этот вопрос, то я верну песок вашему другу Верблюду.

Воспитатель: - Хорошо, дорогая Ведьма, мы постараемся! Правда, ребята?

-Проведем следующий эксперимент.

Опыт №3 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Воспитатель:  Вода быстро впитывается в песок.

Песок и вода очень хорошо взаимодействуют между собой и не разлучимы, это мы видим в природе, например, море, речка (на дне лежит песок). Песок впитывает воду, на стройке обязательно используют строительный песок и воду для приготовления растворов. И поэтому можно сказать: «Песок Воду замуж взял».

Ведьма: -Ох, как интересно! Так уж и быть, верну песок в пустыню.

Воспитатель:   Вот наша Ведьма, раздобрела, и с удовольствием  вернёт  песок обратно в Пустыню. Она очень много узнала об удивительном песке и получила ответ на свой вопрос.

Слайд Верблюд в Пустыне и  благодарит детей, что они смогли вернуть ему песок обратно.

Воспитатель:- Спасибо тебе, Ведьма за гостеприимство, но мы должны вернуться в свой детский сад.

На 1,2,3 покружись и в саду окажись!

Фронтальная форма организации.

Практический метод –эксперимент, использование ИКТ, физминутка, непосредственная деятельность детей, показ воспитателя

Словесный метод –вопросы, ответы, пояснения

Наглядный метод-показ

Дети с большим удовольствием принимают участие в экспериментировании, в решении поставленной проблемы.

-Песок!

-Он сыпется.

Сыпучий!

-Он бывает мокрый.

-Да!

-Нет!

-Мы можем слепить куличики!

Делают физминутку согласно тексту.

С интересом слушают ведьму.

Проводят эксперимент.

Отвечают на вопросы.

-До свидания!

Экспериментирование водой и песком детьми.

Проявление детьми познавательной активности.

Проявляют аккуратность и внимательность в работе.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности.

Воспитатель:  Ребята кому мы сегодня помогали?

Куда мы с вами отправлялись?

Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие у вас были трудности?

Что нового вы узнали?

Я Вас благодарю за отличную работу на занятии. Вы большие молодцы!

Форма организации – фронтальная.

Словесный метод (анализ действий, обсуждение результата, вопросы- ответы).

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя.

Дети выражают свои эмоции, оценивают результаты проделанной работы.

Дети подводят итоги деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта организации и проведения театрализованной игры.

Визитная карточка

ФИО

Аитова Рания Мунировна

Группа

Заочное отделение «Дошкольное образование»

Образовательная область

Художественно-эстетическая, Социально-коммуникативная, Развитие речи

Возрастная группа

Старшая

Цель

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре. Совершенствование умений интонационно и выразительно проговаривать фразы.

Задачи

Обучающие:

Совершенствовать артистические  навыки детей, учить брать на себя роль персонажей и действовать в соответствии с сюжетом.

Развивающие:

Развивать умение выразительно воспроизводить диалоги действующих лиц.

Развивать доброжелательное и доверительное отношение друг другу.

Воспитательные:

Воспитывать  чувства коллективизма и взаимопомощи.

Словарная работа

Театр, актеры, персонажи

Оборудование и материалы

Костюмы для героев, маски, атрибуты –огород, дом, репка, картинки по теме, игрушка-Внучка.

Планируемые результаты

Дети действуют в соответствии с сюжетом, воспроизводят диалоги действующих лиц, интонационно, выразительно проговаривают фразы. Проявляют доброжелательное отношение и поддержку по отношению к партнеру по игре.

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно – мотивационный этап

Обратить внимание детей и привлечь их интерес к теме.

-Ребята, скажите, кто знает, что такое театр?

-Может быть, кто-то посещал театр? Правильно, театр приезжал к нам с различными представлениями по сказкам. Вам понравилось?

-Скажите, а кто является участником театра?

Кого играют актеры? А что есть еще в театре?

-Вот сколько новых слов мы с вами узнали. (Воспитатель показывает картинки по данной теме).

Беседа

Вопросы

Ответы

Показ картинок

Дети сидят на стульчиках в групповой комнате.

Дети  принимают активное участие в беседе, отвечают на вопросы воспитателя и задают свои вопросы.

Внутренняя мотивация на деятельность.

Привлечение внимания детей.

2

Основной этап

Создание проблемной ситуации, формулировка игровой задачи в доступной для детей форме.

Усвоение знания о театрализованных игровых действиях  и правилах.

Овладение игровыми действиями, способами решения игровой задачи.

Ребята, отгадайте загадку:

Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд.

                         (Репка)

-Молодцы! Правильно!

(В этот момент помощник воспитателя объявляет, что к нам пришла  гостья- Внучка)

Воспитатель:

-Здравствуйте! Заходите! Мы с ребятами всегда рады гостям!

Внучка:- Здравствуйте, ребята!  Есть проблема одна у нас. Уродилась у на большая пребольшая репка! Мы хотим ее вытащить все вместе, но забыли, кто должен стоять за Жучкой? Вот и спорят  бабка с дедом!

Воспитатель: -Ребята, вы вспомнили из какой сказки к нам пришла гостья? Кто она?  Что у нее случилось?

Внучка:- Помогите,  пожалуйста, вспомнить последовательность!

Воспитатель:- Как вы думаете, ребята, мы сможем Внучке помочь?

Как поможем?

-Правильно, ребята! Мы покажем гостье нашей последовательность этой сказки.

Но перед тем как мы начнем наше театральное представление и превратимся в актеров,  мы с вами должны,  вспомнить сказку «Репка», речь персонажей сказки и распределить роли. (Обсуждают содержание сказки, речь героев сказки, распределяют роли).

-Ребята, не забываем, что мы с вами актеры и должны говорить выразительно! И  выполнять игровые действия по тексту сказки.

Сказка «Репка» (инсценировка русской народной сказки)

Воспитатель в роли ведущего:

-Всем известна с детства репка, что тянули бабка с дедкой, внучка с Жучкой, кошка, мышка. Всех спасла она, малышка. Громко хлопайте в ладоши, если вам понравиться. Слушайте внимательно,  сказка начинается.

Ведущий: Дедка репку посадил, Дождевой водой полил. Дед все лето ухаживал за ней, поливал из лейки. А репка росла, росла и выросла большая – большая.

Дед: Вот так репка! Ну, дела! Очень быстро подросла. Вед: Репку дед за листья взял, Дёргал, дёргал, да устал. Дед: Надо бабку в помощь звать, Вместе репку вырывать. (Зовёт бабку. Появляется бабка).

Дед: Бабка!

Бабка: Ты зачем меня зовёшь?

Дед: Помоги скорее, Потяни за ремешок. (Тянули - потянули, не вытянули! Ай-яй-яй!)

Вед: Ничего не получилось. Бабка с дедом огорчились. Бабка: Надо внучку звать.

Дед: Внучка! Появляется внучка. Внучка: Ты зачем меня звал?

 Дед: Репку дёргать помоги, А потом назад беги. (Тянули - потянули, не вытянули! Ай-яй-яй!)

Вед: Репка крупная попалась. Ни за что не вырывалась. Внучка: Тяжело тянуть втроём. Жучку в помощь позовём.

 Внучка: Жучка! (Прибегает Жучка). Жучка: Кто сюда меня позвал? Гав-гав-гав.

Внучка: За меня скорей вставай. Репку дёргать помогай. (Тянутли- потянули, не вытянули! Ай-яй-яй!)

Жучка: Мурку надо срочно звать. Хватит ей на крыше спать. (Зовут Мурку. Выходит Мурка, потягиваясь).

Дед, бабка и внучка: – Мурка! Мурка: Кто нарушил мой покой? Снился сладкий сон такой. Жучка: С репкой надо разобраться.

Мурка: Так и быть. Куда ж деваться. (Тянули - потянули, не вытянули! Ай-яй-яй!).

 Мурка: Нам не вытянуть никак Видно, мышку нужно звать. (Зовёт мышку).

Мышка: Слышу, я уже бегу Репку дергать помогу. Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните! (Тянули - потянули,  и вытянули!)

Ведущий: Репка выдёргивается, все падают, вот и вытянули репку, Что в земле сидела крепко.

Ведущий: Репку вытянули дружно. Вот как делать всегда нужно. Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Артисты кланяются.

Воспитатель: - Репка наша хоть куда! Выросла на радость нам, показать не стыдно вам!

-Внучка, ты теперь должна запомнить последовательность сказки и рассказать бабке с дедом и закончить их спор.

Внучка:- Да, теперь я точно знаю кто за кем! Мне пора идти. Ребята, вы такие молодцы! Все актеры хоть куда! Спасибо всем! До встречи!

Художественное слово

Похвала

Сюрпризный момент- игрушка-Внучка

Вопросы

Ответы

Обсуждения

Разъяснения

Показ

Побуждение

Обсуждение

Художественное слово

Игровой прием

Поддержка

Рассказ

Контроль

Практические действия детей

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Дети отгадывают загадку.

Дети были приятно удивлены приходу гостьи.

Отвечают на вопросы  и предлагают свои варианты помощи.

Активно обсуждают предстоящую деятельность.

В беседе с воспитателем дети вспоминают героев сказки, кто из них кого звал помогать.

С большим интересом распределяют роли.

Дети подбирают атрибуты, костюмы.

Дети надевают маски и костюмы.

Дети играют свои роли в соответствии с текстом, имитируют характерные движения и произносят свои реплики.

Дети весело реагируют на происходящее действие, внимательно следят за содержанием сказки.

-До свидания!

Дети приняли проблему и готовы перейти к следующему этапу.

Активный интерес и желание участвовать в игровой деятельности.

Сформированность  умения слушать  взрослого, товарищей.

Проявляют доброжелательное отношение и поддержку по отношению к партнеру по игре.

3

Заключительный этап

Подведение итогов, формирование навыков самооценки.

Воспитатель: -Дети, вам понравилась сказка?

Кто из героев вам понравился больше? Как вы думаете, почему же все -таки,  репку смогли вытянуть? Как вы считаете, нам удалось нашей гостье помочь?

-Ребята, вы все большие молодцы! Все справились со своей ролью!

Беседа

Обсуждение

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Дети выражают радость и желание повторить игру.

Дети отвечают на вопросы, анализируют игру.

Дети подведут итоги игры и проведут самооценку.

Умение анализировать и делать выводы.



Предварительный просмотр:

Взаимоотношения  являются первоосновой  развития человека и социализации личности.

для буклета.png

               

                          Помните!

Для ваших детей ваш пример – главный!

Педагоги и родители несут одинаковую ответственность  за воспитание детей. Поэтому никто из них не вправе предъявлять требования или отдавать распоряжения друг другу.

Отношения между участниками образовательного процесса  должны строиться на основе взаимного уважения.

К сожалению, семьи очень разные!

     

            семья.jpg

Благополучная семья.

  1. Общие духовные интересы и потребности.
  2. Отношения строятся на любви и уважении друг другу.

Автор: Аитова Рания Мунировна

Неблагополучная семья.

1.Отсутствие духовных интересов.

2.Безразличное отношение к семейным обязанностям.

               

             отношения семей.jpg

Формально благополучные семьи.

1.Отсутствие уважения между членами семьи.

2.Отсутствие духовных интересов.

3.Формальный подход к семейному воспитанию.

   Информационный буклет для родителей

        буклет.jpg

                        Оренбург, 2020г

В процессе воспитания и развития ребенка в рамках ДОО важно установление взаимосвязей родителей.

Рекомендовано:

-установление партнерских отношений;

-объединение усилий для развития и воспитания детей;

-сплоченность родительского коллектива;

-поддержка и уверенность в собственных возможностях;

-проявление понимания, терпимости, стремление учитывать интересы других, не игнорируя чувства и эмоции.

Основные принципы продуктивного сотрудничества с разными типами семей:

  1. Равенство
  2. Этичность
  3. Взаимопомощь
  4. Обмен информацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство со свойствами воды"-опыты.Для старших групп.Ознакомление с окружающим-нод.

Занятие для старших групп.У детей формируется интерес к явлениям окружающего мира, представление о трех состояниях воды путем практических действий-опытов....

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) занятия в старшей группе «Свойства воды»

Материал может быть использован воспитателями как на занятиях по окружающему миру, так и на занятиях по развитию речи....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (анкетирование)

ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА  НА ТЕМУ  "ПЕСОК, ГЛИНА" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Конспект занятия по окружающему миру на тему вода для детей старшей группы

Конспект ООД по окружающему миру "Волшебница вода"...

Картотека игр "Воздух, песок, вода" для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал для родителей и воспитателей детских садов, как организовать детский досуг с играми на свежим воздухе, с водой и песком....