Статья Патриотическое воспитание
статья по окружающему миру (старшая группа)

Королева Алена Александровна

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства.  

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания.

Ключевые словапатриотизмпатриотическое воспитание.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ  N86 Невского района г. Санкт-Петербурга

Статья

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель

Королева Алена Александровна

2020 год

 В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных задач государства.  

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания.

Ключевые словапатриотизмпатриотическое воспитание.

Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Окуная ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, формируя любовь к малой и большой Родине. Фундаментом нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности, такие как: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, оказывая существенное влияние на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, через призму  народных песен и музыки, игрушек и игр, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работыПатриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова стр. 496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Целью моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Современные педагоги, психологи, философы, в процессе рассмотрения проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, выделили следующие аспекты:

- формирование культуры поведения - С. В. Петерина;

- формирование гуманных отношений - А. М. Виноградова, М.В. Воробьева, Р.С. Буре;

- формирование любви к Родине - С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова;

- воспитание нравственно-волевых качеств - А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Р. С. Буре, Н. А. Стародубова;

- формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения - Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. Д. Бондарь, А. П. Усова.

Были поставлены следующие задачи:

1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).

5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания:

- само окружение, в котором живут дети;

- знакомство с символикой государства;

- праздники, которые отмечаются в стране и крае;

- важные события страны и края;

- знакомство с историей своей «Малой родиной»;

- произведения художественной литературы;

- произведения изобразительного искусства;

- музыкальные произведения;

- использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

• У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.

• Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

• Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.

• Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

• Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

• Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

• Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

• С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

• Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

К. Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде и трудом, акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу.

Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Результатом моей работы стало итоговое занятие

Ход занятия

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – «Россия»! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что такое Родина?

Видео: «Что мы Родиной зовём?»

Воспитатель: Место, где родился человек,- город, село, деревню –называют малой родиной. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. У каждого человека есть еще одна родина. Родина – это и наша огромная великая страна Россия! Большая родина – это наша страна – Россия. А все мы россияне. Россия самая большая страна в мире. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.

И каждая страна имеет своего президента. Кто же является президентом Российской Федерации? (Путин Владимир Владимирович).

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомним некоторые из них.

- Нет земли краше, чем Родина наша! Артем

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Марк

- Одна у человека мать - одна и Родина! Катя

- Кто за Родину горой - Тот истинный герой! Костя

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, к желанию защищать ее от врагов.

Воспитатель: Сегодня мы с вами ещё раз поговорим о нашем гимне, гербе и флаге. Давайте вспомним, что такое гимн?

Дети: Эта главная песня страны.

Воспитатель: Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков. Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России.

(Звучит гимн)

Воспитатель: А в каких случаях звучит гимн, когда его включают? (в торжественных случаях, на соревнованиях).

А сейчас я хочу поговорить с вами о другом нашем символе – о гербе России.

Герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе

России, давайте рассмотрим его. (Рассматривание.) На нашем гербе мы

видим птицу – это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех нас связывает одна Родина.

Сейчас Стефания расскажет нам стихотворение о Российском гербе

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель: В центре орлов - это всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом.

Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, какой красивый флаг у нашей страны. Беседа о флаге.

Дети: БЕЛЫЙ - он говорит о том, что наша страна очень миролюбивая.

Воспитатель: Что означает синий цвет?

Дети: СИНИЙ - это цвет верности, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Воспитатель: Что означает красный цвет?

Дети: КРАСНЫЙ - цвет силы, цвет крови людей, пролитых за Родину.

Воспитатель: Где вывешивают флаг нашей страны? (Флаг вывешивают на серьёзных Государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поезжай за моря-океаны, («едут»)

Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти. (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (приседают)

Широка и привольна земля, (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)

Воспитатель:

Назовите столицу России.

Воспитатель: Жасмина расскажет нам стихотворение о Москве

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

Ребята, Москва, столица нашей Родины. А главная достопримечательность Москвы, является Кремль, который находится на Красной площади.

Ребята, а почему площадь называется красной?

Потому что Кремль красный и здания из красного кирпича.

За стенами Кремля много башен, а кто мне скажет какая самая главная башня Кремля

Это Спасская башня

Что же на ней есть, чего нет на других башнях?

Это огромные часы с золотыми цифрами

Как они называются? Куранты.

Сегодня в подарок Незнайке и его друзьям каждый из вас раскрасит Спасскую башню, положим наши рисунки в конверт, и отправим по почте.

Пальчиковая гимнастика

Итог : Ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание"

Воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к своей родине!...

Статья "Патриотическое воспитание в ДОУ"

В статье отражен опыт создания музеев в ДОУ, связанных с патриотическим воспитание детей....

Статья «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостног...

Статья " Патриотическое воспитание в семье и в детском саду"

В статье представлен материал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Статья "Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте".

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни начинается в семье. Но условий для этого сегодня, к сожал...

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....

Статья: "Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города. Из опыта работы."

Патриотическое воспитание дошкольников путем знакомства с историей и культурой родного города....