Статья "Патриотическое воспитание в ДОУ"
методическая разработка (окружающий мир) по теме

В статье отражен опыт создания музеев в ДОУ, связанных с патриотическим воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_i_doshkolniki.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краеведение и дошкольники.

« … И если здесь кончается Россия,

Отсюда начинается она».

         Родина,  это  слово  выражает глубокое  чувство  человека.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной,  не  зная её истории, не  зная как   любили и  защищали её наши предки,  наши деды.

        Чувство патриотизма всегда должно жить в сердце  человека, побуждая его  заботиться о своей Родине,  защищать её и гордиться ею даже  в нелегкие  годы испытаний.

       Вот почему педагогический коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание  нравственно – патриотическому воспитанию детей.          

  В 1992 году в детском саду появился свой Музей истории края, который посещают не только дошкольники, но и ученики младших классов. Музей рассказывает о необычной истории этих земель, начиная с истории пруссов. Для детей подготовительной к школе группы разработана программа посещения музея (всего 55 экскурсий), здесь  же дети знакомятся с коллекцией монет, значков, с полезными ископаемыми нашего края. В музей обращаются старшие дошкольники и студенты в поисках интересующих их материалов. Наш музей истории края и его юные экскурсоводы принимали участие в семинаре – совещании «Роль и место музеев общеобразовательных учреждений в развитии системы воспитательной работы» и в конкурсе школьных музеев и юных экскурсоводов, проводимых областным детским Центром экологического образования и туризма. За успешное выступление на мероприятиях разного уровня и музей и экскурсоводы были удостоены дипломами.

   В музее собрана литература, вырезки из газет о прошлом, настоящем и будущем нашего края. Руками педагогов оформлены стенды:

«Мы – Россия»,

«Калининград – Россия»,

«От Кранца к Зеленоградску»,

«Слава солдату – победителю!»

                   Многое изменилось в жизни страны с 1995 года. Изменились и наши возможности, появились новые исторические факты. Вот почему коллектив ДОУ принял решение модернезировать наш Музей. Работа кипела 4 месяца, а 6 мая 2009 года в детском саду состоялась презентация переоформленного Музея истории края и его филиала – «Янтарной комнаты».

   Для успешной работы по воспитанию любви  к родному краю мы подобрали  краеведческую литературу,   детскую художественную литературу, отражающую быт,  культуру, традиции  края, например, «От первых цветов до белых снежинок» Г.Г. Кученевой, «Кто работает на флоте?» С. Погоняева, «Национальный парк России - Куршская коса»).

ЗАДАЧАМИ  ДАННОЙ  ПРОГРАММЫ  ЯВЛЯЮТСЯ:

-  дать детям первоначальные знания о необычной истории этих земель;

-  формировать активно-положительное отношение к подвигу русских солдат  - участников   Восточно- Прусской  операции,  возлагать цветы к  памятникам  Великой отечественной   войны,  ухаживать за ними,  сопереживать Великой  Победе,  уважительно относиться к ветеранам;

-  воспитывать у детей   действенную любовь к родному краю, стремление трудиться,  беречь,  украшать свой город,  поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, в своем дворе, в своем городе;

-  вызвать у детей интерес  к  родной природе, желание  больше узнать о природе своего  края,  бережно и разумно хозяйствовать в ней.

           О прошлом края дети могут узнать только из книг, бесед, чтения художественной литературы, посещения музеев. Вот почему так важна работа с родителями. Педагоги советуют родителям совместно с детьми посетить Калининградский историко – художественный музей, музей янтаря, мемориал 1200 гвардейцев, 5 форт – место массового героизма советских воинов.

           Так как дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках. После экскурсий и бесед дети рисуют на предложенные темы: «Я рисую море», «Мой дом», «Мое любимое дерево». Свое отношение к увиденному и услышанному дети также передают в творческих рассказах: «На моей улице есть…», «Наш парк».

       Раздел  программы «Путешествие  в  прошлое» расскажет детям об истории Восточной Пруссии,  о  коренных жителях  этих земель - пруссах,  их обычаях и традициях,  дети узнают о том,  какие жестокие бои шли  на этой земле весной 1945 года, о массовом  героизме  советских солдат на суше, на воде и в воздухе.

       Из раздела  «Приглашаем в  Зеленоградск» дети  узнают историю своего родного города, знакомятся с особенностями  архитектуры зданий  довоенной постройки, с предприятиями города, совершат экскурсии в парк, на братскую могилу,  прогулки по улицам города,  носящим имена героев Восточно-Прусской операции,

      Раздел «Знакомьтесь – Калининград» включает сведения о ведущих отраслях промышленности области, рассказывает о земляках - космонавтах, знакомит с  красивейшими  уголками  Калининграда,

      Любовь к  природе  - одно  из   проявлений любви   к  Родине. Раздел «Природа края» позволяет познакомить детей с богатствами Калининградской земли - балтийским самоцветом, с животным и растительным миром наших лесов, с уникальными уголками природы: Куршской косой,  Выштынецким озером, с необходимостью беречь и  охранять   природу.

        Последний раздел программы называется «Знаешь ли ты Калининградскую область?» позволяет проверить и закрепить знания детей. С удовольствием дети сами составляют и решают кроссворды о Калининградской области.

       Уголки родного края в группе расширяют знания детей о малой Родине, так как в них дети знакомятся с ближайшими государствами - соседями, имеющими общую границу с нашей областью, с городами нашего края, с символикой России: гербом, гимном, флагом России. В групповых уголках - наборы открыток о городах области, альбомы, фотографии. В детском саду проводились конкурсы «Семейный герб», «Дом, в котором я живу», «Моя родословная».

      В 2004 году мы создали макет города Зеленоградска. В макете - самые интересные, самые красивые здания нашего города, центральная площадь и новый микрорайон,  на железнодорожный вокзал прибывают современные электрички, здание администрации МО «Зеленоградский район» с российским флагом, водонапорная башня – одна из доминант города, Спасо – Преображен-ский собор, самое высокое в городе девятиэтажное здание санатория «Чайка», здание детского сада. Макет стал полноценной составляющей нашего Музея истории края.

 Филиалом Музея по истории края стала наша «Янтарная комната», которую мы не смогли бы создать без помощи родителей и энтузиазма педагогов. Теперь Янтарная комната есть не только в Царском селе под Санкт – Петербургом, но и у нас. На стенах небольшой комнатки фотографии Екатерининского дворца, его интерьеров, фото Янтарной комнаты, информация о необычной истории ее создания, янтарные изделия, украшения, картины, фигурки черепахи, бабочки, коробочки, украшенные мелким янтарем. Янтарики дети собирали на берегу моря вместе с родителями и воспитателями на прогулках, а затем обклеивали им фигурки и коробочки.

      В 2005 году мы начали создание летописи детского сада. Ее материалы рассказывает о первых работниках учреждения, знакомит с интерьерами помещений детского сада в разные времена, с нашими наградами, с выпускника-ми детского сада.

     Здание детского сада необыкновенно красиво оно имеет историческую ценность, выполнено в стиле восточно – прусский модерн. Гости, приезжающие к нам из разных уголков страны, всегда фотографируются на его фоне. Мы любим, гордимся и бережем наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Современные подходы и концепции воспитания В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения поп...