Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)
Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность. В своей работе со старшими дошкольниками я систематически организую данный вид деятельности, с акцентом на развитие самостоятельности, развития навыков планирования, действия по составленному плану. Подготовку начинаю уже в ходе работы со средними дошкольниками – 4-х – пяти лет.
Предлагаю вашему вниманию вариант организации опытно-экспериментальной деятельности «Ледяные бусы», в которой ярко просматриваются и реализуются задачи по формированию предпосылок УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_universalnyh_uchebnyh_deystviy.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок универсальных учебных действий в процессе опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Баранчик Людмила Константиновна,
воспитатель МБДОУ г. Абакана «Д/с Тополек».
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет, что ребенок в результате освоения программы дошкольного обучения и воспитания может приобрести такое интегративное качество, как универсальные учебные действия, т. е. умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и пр. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. К моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Одним из важнейших считаются регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия - это умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, самооценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; действовать по образцу и заданному правилу; видеть указанную ошибку и исправлять ее; контролировать свою деятельность; понимать оценку взрослого и сверстника; умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Одним из видов деятельности, в котором наиболее ярко проявляются и развиваются регулятивные универсальные учебные действия – является опытно-экспериментальная деятельность. В своей работе со старшими дошкольниками я систематически организую данный вид деятельности, с акцентом на развитие самостоятельности, развития навыков планирования, действия по составленному плану. Подготовку начинаю уже в ходе работы со средними дошкольниками – 4-х – пяти лет.
Предлагаю вашему вниманию вариант организации опытно-экспериментальной деятельности «Ледяные бусы», в которой ярко просматриваются и реализуются задачи по формированию предпосылок УУД. Деятельность организуется в зимний период при минусовой температуре воздуха на улице, чтоб вода могла замерзнуть.
Задачи деятельности с детьми: создать условия для проявления предпосылок УУД – начал планирования деятельности и действия по плану; создать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности при замораживании воды (создание ледяных бусин разного цвета и формы). создать условия для ознакомления со свойством воды - замерзать и превращаться в лед при низких температурах (познавательное развитие); создать условия для речевой активности (речевое развитие); способствовать развитию навыков взаимодействия, умения делиться на пары (социально-коммуникативное развитие).
Воспитатель показывает детям коробку, в которой лежат «ледяные бусы» из разноцветных ледяных бусин. Бусины небольшие и быстро начинают таять. «Почему это происходит? А вы бы хотели сделать сами такие же бусы?». Воспитатель предлагает детям посмотреть схему изготовления ледяных бус. «Что нам понадобится для изготовления бус?». Дети смотрят на схему и отвечают (ложечки, вода, краска, нитка, стаканчики). Воспитатель предлагает приготовить необходимые материалы. Воспитатель с детьми по схеме проговаривает этапы изготовления бус. Важно создавать в ходе деятельности проблемные ситуации. Например – одного элемента для проведения опыта не хватает. После того, как дети обнаруживают что им не хватает воды для создания бус, обращаются за помощью к воспитателю, чтобы она налила воду в стаканы. Но не только воды не хватает. Когда дети задают вопрос – где взять формочки, воспитатель предлагает вспомнить и посмотреть на схеме, из чего их можно сделать. Воспитатель предлагает подумать, из чего сделать формочки. Предлагает на выбор несколько вариантов – половинки от «киндер-сюрпризов», крышки от бутылок, формочки от песочного набора, и пр. Таким образом, были созданы условия для проявления поисковой и самостоятельной активности, условия для выражения детьми своих мыслей.
На занятии важно создавать ситуацию выбора. Например – предлагать на выбор ассортимент цветов, в который можно окрасить бусы. Каждый ребенок окрашивает воду в цвет на свой выбор, разливает по формочкам, опускает в каждую формочку нитку.
«Как теперь из этой цветной воды получить лед?» - вынести на улицу, на мороз. Просят младшего воспитателя вынести разнос с заготовками бусин на улицу. «Ребята, когда за вами сегодня придут родители, что вы им расскажете сможете рассказать про воду и лед? А про бусы? Как вы их делали? А вы захотите сделать их дома? Что вам для этого понадобиться?»
Воспитатель просит повторить детей, что им понадобилось для работы, рассказать о последовательности действий. Таким образом, создаем условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности, для взаимодействия детей друг с другом, для закрепления исследованного материала, свойств веществ.
Увлекательная мотивация, интересная тема деятельности позволяет формировать регулятивные УУД у дошкольников, решая параллельно и другие развивающие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий
Презентация "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных действий"...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов является обеспечени...
Статья на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе математической подготовки"
Научные статьи опубликованные в журнале "Вопросы педагогики"...
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда «Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках ФГОС ДО»
Обобщённый педагогический опыт учителя-логопеда«Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий в процессе коррекци...