Кружок "Почемучка"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Магомедова Патимат Нурмагомедовна

Рабочая программа кружка "Почемучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pochemuchka.doc522 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1.

1.1. Пояснительная записка……………………………………………2

1.2. Учебный план……………………………………………………….3

1.3. Содержание Программы…………………………………………...5

1.4. Планируемые результаты………………………………………….8

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………8

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы:  

       2.1. Календарный учебный график………………………………..9

       2.2. Материально-технические условия…………………………..9

       2.3. Методические материалы…………………………………….10

       2.4. Список литературы…………………………………………….11

     

       

1.1. Пояснительная записка.

Актуальность программы «Почемучка» и педагогическая целесообразность  обусловлена тем, что

детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая

активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».

Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.       Формирование познавательного интереса в различных областях знаний является одной из важнейших задач развития дошкольника. Ведь познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.  И именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы.

  Познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знаний об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые, как В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сензитивным периодом  для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.

   Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма экспериментирования – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно - манипулятивная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка и  под целенаправленным педагогическим воздействием переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.

       Опытно     -  экспериментальная      деятельность    позволяет    объединить     все   виды  деятельности,  развивает  наблюдательность,   стремление к познанию окружающего мира, умение изобретать,  находить нестандартные решения в трудных ситуациях.    Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и  «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил  опыты самостоятельно. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

           Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о  значимости физических явлений для человека и самого себя.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, совершая операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • развивается речь ребенка в процессе формулирования закономерностей и выводов.
  • формируется самостоятельность, стремление к достижению определенного результата.
  • развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий. Познание окружающего мира непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Практическая составляющая программы существенно расширена, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач.

   Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. В поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; создании специально организованной предметно-развивающей среды; выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок – взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Программа дополнительного образования «Почемучка» по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, позволяющие расширить познавательные способности ребёнка по отношению к объектам живой и неживой природы.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие познание окружающего мира; предусмотрено использование разнообразных материалов и оборудования как средств познания.

Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде небольших циклов, объединенных общей темой, и проводятся как с группой, так и с подгруппой детей. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов.

 Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.

Цель и задачи программы

Цель:

развитие познавательной активности детей старшего возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с различными веществами (вода, воздух) и их свойствами;
  • формировать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света);
  • формировать у детей элементарные географические представления;
  • знакомить с системой измерений (вес, расстояние, время, температура);
  • формировать понятие «электричество», познакомить с его открытием и видами.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к миру природы, к пониманию взаимосвязей в природе и места человека в ней;
  • формировать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа;
  • развивать умение рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
  • развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов – помощников;
  • активизировать речевую деятельность детей, пополнять словарный запас;
  • развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

Воспитательные:

  • воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к объектам живой и неживой природы, к окружающему миру в целом;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

  Программа предполагает групповую форму занятий по 10-28 человек, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

Программа кружка рассчитана на детей 6-7лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 30 минут.

Учебный план рассчитан на 28 недель 28 занятий.

Форма проведения занятий кружка – групповые занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.

Место проведения: групповая комната;                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих программ одного занятия с детьми 6 - 7 лет – 30 минут (количество часов в год 36 (академический час 30 минут)

Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программу реализует воспитатель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

1.2. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

1

Мир вокруг нас. Ознакомительное занятие.

1

Раздел «Материалы»

8

2

Дерево

1

3

Стекло

1

4

Металл

1

5

Пластмасса

6

Бумага

1

7

Ткань

1

8

Камень

1

9

Песок и глина

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

Раздел «Воздух»

4

10

Свойства воздуха

1

11

Дыхание и горение

1

12

Полет ракеты в космос

1

13

Подводная лодка

1

Раздел «Вода»

4

14

Свойства воды.

1

15

Что такое гидравлика? Фонтан.

1

16

Волшебные превращения. Три состояния воды

1

17

Круговорот воды в природе. Делаем облако

1

Раздел «Магнетизм»

2

18

Магнит и его свойства

1

19

Земля- магнит. Компас

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

Раздел «Измерение»

4

20

Как человек измеряет? Метрическая система.

1

21

Весы. Объем.

1

22

Термометр и температура

1

23

Часы и время

1

Раздел «Земля и ее место в Солнечной системе»

3

24

Карта и глобус

1

25

Отчего происходит смена дня и ночи? Смена времен года

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

26

Вулканы

1

Раздел «Звук и слух»

2

27

Источники слуха и его распространение

1

28

Способы восприятия звуков человеком и животными

1

Раздел «Электричество»

2

29

Электрический ток. Виды электричества. Молния

1

30

Проводники  и диэлектрики.

1

Раздел «Свет и цвет»

3

31

Свет и тень. Отражение света. Зеркало.  

1

32

Преломление света. Линзы.

1

33

Радуга. Смешение цветов

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

Раздел «Всякая всячина»

2

34

Центр тяжести. Почему не падают «падающие башни»?

1

35

По следам Шерлока Холмса. Забавные эксперименты.

1

36

Итоговое занятие

1

Диагностика

ИТОГО

36

1.3. Содержание Программы

Мир вокруг нас. Ознакомительное занятие.

Раздел 1. Материалы.

Тема 1.1. Дерево.

Теория. Дерево как материал, области его применения.  

Практика. Опыты «Свойства дерева» (не тонет, удерживает тепло, непрочное, поддается обработке, шершавое);

 Тема 1.2. Стекло.

Теория. Стекло как материал, области его применения.  

Практика. Опыты «Свойства стекла» (водонепроницаемое, прозрачное, хрупкое)

Тема 1.3. Металл. 

Теория. Металл как материал, области его применения. Как люди узнали металл.

Практика. Опыты «Свойства металла» (тяжелый, проводит тепло, прочный, тонет в воде, притягивается магнитом).

Тема 1.4. Пластмасса.

Теория. Пластмасса как материал, области ее применения. Изобретение пластмассы.

Практика. Опыты «Свойства пластмассы» (водонепроницаемая, легкая, не бьется)

Тема 1.5. Бумага.

Теория. Бумага как материал, области их применения. Изобретение бумаги.

Практика. Опыты «Свойства бумаги» (рвется, режется, намокает, горит).

Тема 1.6. Ткань.

Теория. Ткань как материал, область ее применения.

Практика. Опыты «Свойства ткани» (режется, намокает, легкая, не мнется)

Тема 1.7. Камень.

Теория. Какие бывают камни. Область применения.  

Практика. Опыты с разными камнями.

Тема 1.8. Песок и глина.

Теория. Песок и глина как материал, области их применения.

Практика. Опыты с песком и глиной (сравнение)

Раздел 2. Воздух.

Тема 2.1. Свойства воздуха.

Теория. Что такое воздух? Как обнаружить воздух?

Практика. Опыты: «Почему парашют снижается плавно?», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?», «Чем пахнет воздух?»

Тема 2.2. Дыхание и горение.

Теория. Состав воздуха. Вдох и выдох. Способы тушения пожара.

Практика. Опыты: «Как получить углекислый газ из мела и уксуса», «Вдох и выдох»,  

«Для горения нужен кислород»

Тема2.3. Полет ракеты в космос.

Теория. Что такое космос? Полеты человека в космос.

Практика. Опыты: «Полет ракеты», «Союз-Аполлон».

Тема 2.4. Подводная лодка

Теория. Устройство подводной лодки. Почему не тонет подводная лодка.

Практика. Опыт «Почему не тонет подводная лодка», «Подводная лодка из винограда».

Раздел 3. Вода

Тема 3.1. Свойства воды.

Теория. Животворная сила воды. Вода в природе и в быту.

Практика. Опыты: «Какую форму принимает вода?», «Есть ли у воды вкус?», «Вода не имеет цвета», «Чем пахнет вода?», «Ручеек».

Тема 3.2. Что такое гидравлика? Фонтан.

Теория. Гидравлика. Как работают фонтаны?

Практика. Опыты: «Можно ли поднять книгу, не трогая ее руками?», «Фонтан»

Тема 3.3. Волшебные превращения.

Теория. Три состояния воды.

Практика. Опыты «Как выйти сухим из воды?», «Куда делись чернила?», «Три состояния воды»

Тема 3.4. Круговорот воды в природе. Делаем облако.

Теория. Откуда берется вода? Что такое облако?

Практика. Опыты: «Делаем облако», «Круговорот воды»

Раздел 4. «Магнетизм»

Тема 4.1. Магнит и его свойства

Теория. Что такое магнит?

Практика. Опыты: «Волшебная рукавичка», «Рисует магнит или нет»,  «Волшебная монета», «Притягиваются – не притягиваются»

Тема 4.2. Земля- магнит. Компас

Теория. Магнитные свойства Земли. Компас.

Практика. Опыты с компасом.

Раздел 5. Измерение

Тема 5.1. Как человек измеряет? Метрическая система.

Теория. Возникновение метрической системы.

Практика. Эксперименты с линейкой, измерительной лентой, ростомером- измерить длину ладони, пальцев руки, длину стола, книги, окружность головы ребенка и куклы. 

Тема 5.2. Весы. Объем. 

Теория. Какие бывают весы. Что такое объем и как его измерить.

Практика. Опыты с весами- узнать свой вес, вес яблока или кубика. Измерить объем сыпучих и жидких веществ.

Тема 5.3. Термометр и температура.

Теория. Виды термометров. Для чего нужны термометры.

Практика. Эксперименты с термометром- измерение температуры в группе, на улице и сравнение показаний термометров; измерение температуры тела в группе и на улице; измерение температуры теплой и холодной воды.

Тема 5.4. Часы и время.

Теория. Древние и современные способы измерения времени. Единицы измерения времени.

Практика. Рассматривание разных видов часов. Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. Солнечные часы.

Раздел 6. «Земля и ее место в Солнечной системе»

Тема 6.1. Карта и глобус.

Теория. Знакомство с моделью Земли- глобусом. Исторические изменения в представлении людей о форме Земли. Карта. Знаково-символические обозначения. Стороны света.

Практика. Эксперимент- вращение Земли вокруг Солнца с помощью модели глобуса. Определение на глобусе Южного и Северного полюсов, экватора. Рассматривание карты полушарий. Определение сторон света.

Тема 6.2. Отчего происходит смена дня и ночи? Смена времен года.

Теория. Вращение Земли. Смена дня и ночи.  Смена времен года.

Практика. Опыт: «День да ночь- сутки прочь». Эксперимент с мячом и лампочкой.

Тема 6.3. Вулканы.

Теория. Что такое вулкан.

Практика. Опыт «Извержение вулкана»

Раздел 7. Звук и слух.

Тема 7.1. Источники звука и его распространение

Теория. Характеристики звука- громкость, тембр, длительность. Источники звука.

Практика. Эксперимент: прослушивание различных музыкальных инструментов; определение отличия музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы. «Звучащий стакан».

Тема 7.2. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Теория. Строение уха. Сходство и различия органов восприятия звуков человека и животных.

Практика. Рассматривание схем строения уха человека и животных. Сравнение ушной раковины у разных детей. Эксперименты с различными звуками.

Раздел 8. Электричество.

Тема 8.1. Электрический ток. Виды электричества. Молния.

Теория. Понятие «электричество». Виды электричества.

Практика. Опыты: «Электрическая расческа», «Щелчок». Демонстрация работы некоторых электрических приборов (лампа, ноутбук, фен).

Тема 8.2. Проводники и диэлектрики.

Теория. Знакомство с проводниками тока и диэлектриками. Устройство электрических приборов.

Практика. Рассматривание электрических приборов (фен, настольная лампа).  Показ наглядного материала «Проводники и диэлектрики»

Раздел 9. Свет и цвет.

Тема 9.1. Свет и тень. Отражение света. Зеркало.

Теория. Понятия «свет», «отражение». 

Практика. Опыты: «Почему тени перемещаются?», «Теневой портрет», «Определение времени по тени», «Кривые зеркала», «Перевернутое имя».

Тема 9.2. Преломление света. Линзы.

Теория. Преломление света. Знакомство с оптическим прибором- линзой.

Практика. Эксперимент: наблюдение за изменением размера предметов и изображений через линзу. Опыт «Рука на экране».

Тема 9.3. Радуга. Смешение цветов.

Теория. Радужный спектр. 

Практика. Опыт «Радужная пленка». Эксперименты с красками.

Раздел 10. Всякая всячина.

Тема 10.1. Центр тяжести. Почему не падают «падающие башни»?

Теория. Понятие «Центр тяжести».

Практика. Опыты: «Качели», «Вешалка», «Падающие башни».

Тема 10.2. По следам Шерлока Холмса. Забавные эксперименты.

Теория. Отпечатки пальцев.

Практика. Опыты: «Секретное письмо», «Потомки Ш. Холмса», «Похититель варенья».

 «Вдвоем веселее», «Можно ли висеть на голове?», «Танцующая фольга».

1.4. Планируемые (ожидаемые) результаты:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками.

Ожидаемые результаты:

 Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах:

     имеют представления о различных материалах и их свойствах;

имеют представление о различных свойствах воды (не имеет цвета, запаха) и ее состояниях (твердое, жидкое, газообразное);  

имеют представление о свойствах и значимости воздуха;

имеют представления об основных явлениях (свет, его отражение и преломление, магнитное притяжение, электричество);

сформированы представления о системе измерений (расстояние, температура, время);

имеют представления о смене времен года и суток;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

(Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).

           Формы проведения итогов реализации программы:

  •  зарисовки,
  •  схемы,
  •  картинки,
  •  таблицы.

   Мониторинг усвоения знаний экспериментальной деятельности осуществляется на основе

Методики Н.А.Рыжовой два раз в год (сентябрь, май).

Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников.

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

2

Умение принимать и ставить цель

3

Умение решать проблемы

4

Умение анализировать объект или явление

5

Умение выделять существенные признаки и связи

6

Умение сопоставлять различные факты

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

8

Умение делать выводы

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперименти-рования, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом)

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы.

2.1. Календарный учебный график 

Учебный период

Количество учебных недель

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.09.21 – 31.05.22

36 недель

30.12.21 – 09.01.22

Выявление отношения к экспериментальной деятельности – сентябрь.

Итоговая диагностика – май.

2.2 Условия реализации программы

  1.  Материально-технические условия реализации Программы. 

Материалы и пособия:

Приборы-помощники:

 увеличительное стекло, линзы, весы, песочные часы, часы электронные, механические, компас, бинокль, разные термометры, компас, линейка, микроскоп, лупа.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, колбы, воронки.

Природные материалы: 

камешки разного цвета и формы, минералы, глина, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: 

кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: 

гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги:

 обычная альбомная и тетрадная, фольга, наждачная, картон, цветная бумага.

Красители: 

ягодный сироп, акварельные краски, пищевые красители.

Медицинские материалы:

 пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: 

зеркала, монетки, мячи, разнообразные магниты, воронка, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, мыло, свечи. Пуговицы разного размера, карандаши, краски, иголки, булавки, соломинки для коктейля, бумажные салфетки.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Карта, глобус.

Клеенчатые передники, полотенца.

  1. Кадровое обеспечение реализации дополнительной общеразвивающей программы
  2. Программу реализует воспитатель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.
  3. 2.3. Методические материалы (Федеральный закон №273-ФЗ, ст. 2, ч.2, п.9).
  4. Методы и приемы работы, используемые в данном направлении:
  5.  Традиционные методы:
  6. Словесные:
  7. Рассказы воспитателя.
  8.  Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
  9. Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.)  Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно – речевых умений детей.
  10. Беседы («Вода в жизни обитателей Земли», «Как человек использует электричество?» и т. д.). Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
  11. 2. Практические:
  12. (опыты «Свойства воды», «Солнечные зайчики,», «Мы- фокусники» и т.п.) Элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.
  13. 3.Игровые:
  14. (дидактические игры, игры-забавы, игры-фокусы, сюжетные игры)
  15. 4. Наглядные методы:
  16. Метод наблюдения является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
  17. 5.Инновационные методы:
  18.  - Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды можно использовать прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
  19. - Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
  20. -Применение компьютерных и мультимедийных средств обучения стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства, очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими,  ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

2.4. Список литературы.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014г.
  2. ФГОС от 17 октября 2013 г. N 1155.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: 2013.
  4. Дыбина О.В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. - М.: 2000.
  5. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  6. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. - М.: изд. «Мозаика Синтез», 2012г.
  7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.- С-П.: изд. «Детство – Пресс», 2011г.
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование) .- С-П.: изд. «Детство – Пресс» , 2011г.
  9. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.- С-П.: изд. «Детство – Пресс», 2013 г.
  10. Савенкова А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду;
  11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование (старший дошкольный возраст): Учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003г.
  12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  13.  Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Почемучка"

Данная образовательная программа  на формирование у ребенка осознанного - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, с ккоторыми он знакомится в дошкольном возра...

кружок "Почемучка"

перспективно-тематический план и пояснительная записка к кружку "Почемучка"весь материал подобран по теме "Человек в истории и культуре"...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Кружок "Почемучка"

Данная методическая разработка позволит воспитателям спланировать работу по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-5 лет....

Кружок «Почемучки» как особая форма исследовательской деятельности дошкольников

Эксперимент важен в дошкольном возрасте, так как эксперимент - это игра, а игра в дошкольном возрасте - это ведущий вид деятельности....

Кружок «Почемучки». Подготовительная к школе группа.

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому, познавательному развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речево...