Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Самойлова Светлана Викторовна

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2013-2014_uchebnyy_god._kruzhok_pochemuchka.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск

Структурное подразделение

«Детский сад «Березка»

Экологический кружок «Почемучка»

Средняя группа (4 – 5 лет)

на 1 год 2013-2014 учебный год

Самойлова Светлана Викторовна

г.Чапаевск Самарской области

2013 год

Список детей

  1. Шпагина Диана
  2. Ардатов Илья
  3. Гичева Влада
  4. Ефремова Оля
  5. Крылов Игорь
  6. Бояркин Андрей
  7. Соловых Михей
  8. Шилимов Вова
  9. Мысикова Диана
  1. Сидорина Настя
  2. Чеботкова Лера
  3. Мельникова Юля
  4. Алексеев Никита
  5. Тавойкина Соня
  6. Кашкурова Маша
  7. Спирин Егор
  8. Оселедко Ярослав
  9. Дергилева Арина
  10. Капустин Вадим
  11. Казанков Слава
  12. Зайцев Миша
  13. Янина Маша
  14. Чумаков Данил
  15. Абызова Ангелина
  16. Шмакова Вероника
  17. Добрецова Кира

Пояснительная записка

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте.

Кружковые занятия составлены таким образом, чтобы ребенку было интересно познавать окружающий мир, узнавать новое и интересное о предметах и явлениях природы, входящих в круг их жизнедеятельности.

Целью данной дополнительной образовательной программы является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пожеланию ребенка – дошкольника;
  • Развитие познавательного интереса к миру природы;
  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • Формирование умения и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют дети средней группы (4 – 5 лет).

Срок реализации – 1 год.

Формы проведения: беседа, рассказ воспитателя, игра, наблюдения, предметно-практическая деятельность.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в четверг во вторую половину дня.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является диагностическое обследование детей в начале и конце года.

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы «Почемучка»

Октябрь

1 неделя – «Овощи. Заготовки овощей на зиму »

2 неделя – «Какие бывают фрукты?»

3 неделя – «Грибы»

4 неделя – «Кому нужна вода?»

Ноябрь

1 неделя – «Этажи леса. Деревья и кустарники»

2 неделя – «Рукотворный мир. Игрушки из разного материала»

3 неделя – «Мебель. Что изготовлено из дерева?»

4 неделя – «Мир вокруг нас»

Декабрь

1 неделя – «Встреча зимы»

2 неделя – «Наши гости - птицы»

3 неделя – «Кто живет в лесу?»

4 неделя –

Январь

2 неделя – «Как зимуют дикие звери?»

3 неделя – «Домашние животные зимой»

4 неделя – «Деревья зимой»

Февраль

1 неделя – «Как животные помогают человеку?»

2 неделя – «Земля – наш общий дом»

3 неделя – «Живое - неживое»

4 неделя – «Береги свое здоровье»

Март

1 неделя – «Вершки и корешки»

2 неделя – «Весна в лесу»

3 неделя – «Беседа о домашних животных»

4 неделя – «Посещение зоопарка»

Апрель

1 неделя – «Птицы весной»

2 неделя – «Птичий двор» (домашние птицы)

3 неделя – «Лес. Лесные ягоды»

4 неделя – «Растения и животные – живые существа»

Май

1 неделя – «Беседа о насекомых»

2 неделя – «Рисуем животных – создаем книгу» по мотивам Е.Чарушина

3 неделя – «Садовые цветы»

4 неделя - мониторинг

Содержание

дополнительной образовательной программы

Октябрь

1 неделя. Тема: «Овощи. Заготовка овощей на зиму»

Программное содержание: Закрепить представления детей о том, где выращивают овощи, знания об их свойствах. Побуждать детей различать овощи на ощупь, перечислять овощи, обобщать. Повторить с детьми умение ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

2 неделя. Тема: «Какие бывают фрукты?»

Программное содержание: Закрепить и уточнить знания детей о фруктах, местах их произрастания. Побуждать детей замечать отличительные признаки определенного фрукта, называть их. Закрепить умение отгадывать загадки. Повторить строение дерева.

3 неделя. Тема: «Грибы»

Программное содержание: Повторить знания детей о лесе, какие деревья можно вырастить в лесу. Познакомить со строением гриба, правильном сбором грибов. Продолжать  закреплять названия съедобных и ядовитых грибов, их внешние отличия.

4 неделя. Тема: «Кому нужна вода?»

Программное содержание: Уточнить представления детей о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В города вода «приходит» из отстойника за городом, по трубам водопровода. В сельской местности воду берут из колодца. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха. Подвести детей к мысли о том, что чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран.

Ноябрь

1 неделя. Тема: «Этажи леса. Деревья и кустарники»

Программное содержание: Повторить с детьми, кто в лесу главные жители, строение дерева, отличительные признаки деревьев (листочки и иголочки). Дать понятие «лиственные» и «хвойные» деревья. Познакомить с особенностями листьев клена, березы, дуба, липы и их семенами. Закрепить названия кустарников, растущих в лесу и в саду.

2 неделя. Тема: «Рукотворный мир. Игрушки из разного материала»

Программное содержание: Закрепить с детьми, что игрушки, которые нас окружают, могут быть сделаны из резины, пластмассы, глины, стекла, дерева, камня. Познакомить со свойствами дерева.

3 неделя. Тема: «Мебель. Что изготовлено из дерева?»

Программное содержание: Повторить с детьми, из каких частей состоит дерево. Познакомить с теми людьми, которые отвечают за строение леса, за его использование. Рассмотреть Знаки Запрета.

4 неделя. Тема: «Мир вокруг нас»

Программное содержание: Формировать у детей элементарные представления о «живой» и «неживой» природе, умение различать их, выделять характерные особенности. Оказать эмоциональное воздействие на детей, вызвать у них устойчивый познавательный интерес, желание отвечать на вопросы полными ответами.

Декабрь

1 неделя. Тема: «Встреча зимы»

Программное содержание: Повторить с детьми признаки зимы, побуждать называть и объяснять их. Познакомить со следами, которые оставляют животные на снегу в лесу. Закрепить понятия «дикие животные», «домашние животные». Развивать память, внимание. Прививать любовь к художественной литературе.

2 неделя. Тема: «Наши гости – птицы»

Программное содержание: Побуждать детей находить отличительные признаки птиц (по схемам) и показывать их на картинках. Закрепить названия зимующих птиц. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о птицах в зимнее время года.

3 неделя. Тема: «Кто живет в лесу?»

Программное содержание: Закрепить у детей представление о том, что в лесу живут разные животные, что лес дает им не только кров , но и пищу. Познакомить детей с особенностями внешнего вида диких животных. Формировать представления о том, что зима – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года.

Январь

2 неделя. Тема: «Как зимуют дикие звери»

Программное содержание: Формировать представления детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои  особенности и как дикие звери  приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать у детей доказательную речь.

3 неделя. Тема: «Домашние животные зимой»

Программное содержание: Формировать представление детей о том, как живут домашние животные в хозяйстве человека зимой, какую заботу оказывает человек о домашних животных. Повторить, какую пользу приносят домашние животные человеку. Воспитывать любовь к домашним животным.

4 неделя. Тема: «Деревья зимой»

Программное содержание: Способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях. Формировать умение распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания. Воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.

Февраль

1 неделя. Тема: «Как животные помогают человеку?»

Программное содержание: Повторить с детьми, какую пользу приносят домашние животные человеку. Познакомить детей с природоохранной деятельностью лесников; особенностью жизни лося. Продолжать формировать бережное отношение к природе и стремление совершать добрые поступки.

2 неделя. Тема: «Земля – наш общий дом»

Программное содержание: Познакомить детей с животными жарких стран и Севера. Расширять представление детей об окружающем мире. Познакомить с макетом земного шара – глобусом, цветами, изображенными на глобусе и их значении.

3 неделя. Тема: «Живое – неживое»

Программное содержание: Уточнять представления детей о признаках живого (питаются, двигаются, дышат, слышат, видят, издают звуки). Развивать у детей умения сравнивать живые и неживые объекты, находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение. Воспитывать интерес к наблюдению за природными объектами.

4 неделя. Тема: «Береги свое здоровье»

Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям. Объяснять, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке.

Март

1 неделя. Тема: «Вершки и корешки»

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах, местах их произрастания (сад, огород). Повторить строение растений, уточнить, что у всех растений в земле есть корни.

2 неделя. Тема: «Весна в лесу»

Программное содержание: Способствовать расширению представлений детей о диких зверях весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них родителей, защита от врагов, воспитание). Формировать умения называть взрослого зверя и его детенышей. Развивать любознательность. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к животным.

3 неделя. Тема: «Беседа о домашних животных»

Программное содержание: Продолжать формировать понятие «домашние животные» (живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, лечит). Развивать умственную операцию «общение». Воспитывать интерес к домашним животным.

4 неделя. Тема: «Посещение зоопарка»

Программное содержание: Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль. Расширять кругозор детей.

Апрель

1 неделя. Тема: «Птицы весной»

Программное содержание: Сформировать у детей понятие «птицы» (есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две лапки, птенцы появляются из яйца). Побуждать детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

2 неделя. Тема: «Птичий двор» (домашние птицы)

Программное содержание : Закрепить, кто входит в состав куриной семьи (петух, курица, цыплята), их отличительные особенности внешнего вида. Познакомить, каких еще птиц называют домашними и почему. Рассмотреть внешние отличия утки, гуся, индюка.

3 неделя. Тема: «Лес. Лесные ягоды»

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. Познакомить с названиями и внешним изображением лесных ягод. Отметить, что лесные ягоды могут быть съедобные и ядовитые.

4 неделя. Тема: «Растения и животные – живые существа»

Программное содержание: Формировать представления детей, что растения и животные – живые существа. У них есть потребность в определенных условиях: у растений – тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – пища, вода, место, где они живут, едят, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют и размножаются.

Май

1 неделя. Тема: «Беседа о насекомых»

Программное содержание: Закрепить представления детей о насекомых, побуждать выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики). Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Воспитывать любознательность.

2 неделя. Тема: «Рисуем животных – создаем книгу» по мотивам Е.Чарушина

Программное содержание: Побуждать отображать в рисунках животных. Уточнить представление о Е.Чарушине не как писателе и художнике. Воспитывать желание участвовать в общем деле – в создании интересной книги о природе.

3 неделя. Тема: «Садовые цветы»

Программное содержание: Расширить представление детей о садовых цветах, их разнообразии и красоте. Познакомить с названиями садовых цветов, их отличительных особенностях. Закрепить строение цветка (стебель, листья, бутон, корни).

Примерный перечень вопросов по мониторингу

  1. Назвать и показать на картинке овощи, фрукты. Где они растут.
  2. Назвать и  показать на картинке съедобные и ядовитые грибы.
  3. Назвать деревья. Чем они отличаются друг от друга.
  4. Назвать и показать на картинке животных жарких стран и Севера.
  5. Назвать и показать на картинках  представителей «живой» и «неживой» природы.
  6. Найти на картинках зимующих и перелетных птиц. Рассказать об их отличительных признаках.
  7. Показать на картинках животных: диких и домашних. Кто о них заботится?
  8. Перечислить, как надо беречь свое здоровье.
  9. Назвать и показать на картинках лесные ягоды. (съедобные и ядовитые).

10 Назвать и показать садовые цветы.

Список литературы

  1. О.Ф.Горбатенко «Система экологического воспитания». Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.
  2. Л.А.Владимирская «От осени до лета». Издательство «Учитель», Волгоград, 2006г.
  3. Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе». Твор.центр «Сфера», Москва, 2008г.
  4. Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе». Твор.центр «Сфера», Москва, 2008г.
  5. Т.В.Смирнова «Ребенок познает мир». Издательство «Учитель», Волгоград, 2008г.
  6. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда»

Конспект занятие по развитию речи в средней группе (4-5лет) «Одежда» Цель: Обсуждать и влиять. 1.Расширить и конкретизировать представления об одежде, ее назначе...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средней возрастной группы (4-5лет) детского сада.

Предлагаю Вашему вниманию разработку комплексов утренней гимнастики для детей средней группы детского сада. Комплексы составлены...

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы (4-5лет) на тему «Что я знаю о себе?».

Цель: Формирование у детей представлений о строении собственного тела, расширять представления о своём организме, о его строении.Задачи: Называть и показывать на себе, других людях: части тела, органы...

Конспект НОД «Описание игрушки» для детей средней группы (4-5лет) (к неделе педагогического мастерства: «ТРИЗ в образовательной деятельности»)

Составление рассказа об игрушке (с элементами ТРИЗ)Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)

Мониторинг успеваемости детей разновозрастной группы "Земляничка" (2мл.группа 3-4 года)и(сред.группа 4-5лет)...