Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: «Круговорот воды в природе. Свойства воды» с детьми подготовительной к школе группы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Соколова Лариса Алексеевна

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром.

«Круговорот воды в природе. Свойства воды»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Автор: Соколова Лариса Алексеевна

Организация: ГБДОУ «Детский сад №10 г. Павлово»

Населенный пункт:  Нижегородская  обл., г. Павлово

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Обучающие:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д.

2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;

Развивающие:

1. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы;

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Коррекционные:

1. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

2. Вовлекать детей в общую беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде«Какая бывает вода?»«Четыре стихии»«Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

Материал для занятия:конверт с загадками, кроссворд, образовательный фильм о «Круговороте воды в природе», фрагменты картинок, объясняющие круговорот воды в природе, прозрачные стаканчики, ложки, молоко, вода, краски, красители, сахар,масло подсолнечное).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу (Звуки весны)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день. Подскажите, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года – весна.

Воспитатель: Посмотрите, весна прислала нам красивый букет цветов! Давайте, поставим их в вазу и нальём водичку. А чтобы букет стоял долго, водичку для цветов нужно зарядить тёплыми ласковыми словами о весне. Давайте добавлять водичку и называть определения весны: какая, дети, весна? (теплая, солнечная, ясная, ласковая, нежная).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Интересно, от кого оно? Давайте откроем и почитаем!

Письмо: Здравствуйте, ребята!

Пишет вам Снеговик, ваш весёлый, зимний друг!...

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на фотографии Снеговик совсем не весёлый. Что же с ним случилось? Давайте читать дальше…

Всю зиму я весело играл с вами, стойко охранял ваш прогулочный участок, дружил с морозами и вьюгами. Но вот наступила весна, и что-то со мной случилось… Может быть, я заболел? Я написал письмо Весне в надежде, что она мне поможет, а она в ответ прислала мне этот кроссворд с капельками - загадками. Помогите мне, пожалуйста. Давайте вместе отгадаем кроссворд и узнаем, что со мной происходит!

Воспитатель: Если мы отгадаем кроссворд с помощью загадок, то узнаем ключевое слово и сможем понять, что случилось со Снеговиком.

1. С высоты большой, срываясь,

Грозно он ревет.

И, о камни разбиваясь,

Пеною встает.

(ответ: водопад)

 2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет.

(ответ: сосулька)

3. Сильным, слабым он бывает,

И осенним, и грибным,

Все растенья поливает,

Урожай чтоб лучше был.

(ответ: дождь)

4. С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вобще никто не рад,

Потому что это…

(ответ: град)

Воспитатель: А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет водопад, сосульку, дождь и град.

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода).

Правильно. Как вы думаете, почему Весна прислала Снеговику кроссворд о воде?

Что же такое происходит со Снеговиком?

Дети, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?

(Жидком, твердом, газообразном).

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Может быть, тогда мы сможем помочь Снеговику, поднять ему настроение.

Для чего вода нужна человеку?  (Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы с вами проводили опыты и ставили эксперименты, чтобы мы дальше могли побеседовать о воде.

Хотели бы туда попасть? (ответы детей)

- Ребята, сначала, давайте вспомним, что нам  нужно надеть? Правильно, а для чего это нужно сделать?  (Предлагаю детям помочь друг другу завязать фартучки и надеть шапочки)  и проити за столы.

Ребята, посмотрите, как много интересных знакомых и незнакомых предметов стоит на столах, рассмотрите их пожалуйста внимательно. (Разовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)

(инициатива детей – поучаствовать в проведении опытов)

Вы уже догадались, что мы будем исследовать в этой лаборатории? (Ответы детей)

- Мы будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

 Но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Что можно делать во время исследований, рассмотрите, пожалуйста, алгоритмы. (Ответы детей).  А что нельзя делать. (Ответы детей)

Приступим к нашим исследованиям.

(Алгоритмы разложены на столе - это картинки.)

1.-Вода не имеет формы

Опыт 1. Какой формы вода?

Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?

(ответы детей: да, нет) (показать синий или красный сфетофорчик)

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды.(Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)

Выводвода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.

Пальчиковая гимнастика:

Кран на кухне открываем, (правой рукой имитируют открывание крана с водой)
Воду в чайник наливаем, (упражнение «чайник»)
Кипятили, кипятили, (движение «чайника» вперёд-назад)
В чашку кипяток налили. (
упражнение «чашечка»)
Крепкий чай мы заварили, (вращательные движения «чашки»)
В блюдце чай потом налили… (упражнение «блюдце»)
Так узнали мы секрет:
У водички формы нет! (
стучат правым кулаком по левой руке и наоборот).

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не имеет цвета

Опыт 2. Какого цвета вода?

Дети обращают внимание на стаканы в руках воспитателя, у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится (молоко, вода)

Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом)

Молоко, какого цвета (белого, а вода (бесцветная)

Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. (ответы детей: да, нет)

А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?

(ответы детей)

Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель предлагает детям смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.

Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей), Скажите, что будет, если еще больше добавить краски в воду, она будет более насыщенной. 

Вывод:  Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, а непрозрачной она становится, если в нее добавляют какие-то вещества.

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм - Вода растворитель

Опыт 3. Вода – растворитель.         

 А есть ли у воды вкус? Но, чтобы провести следующий опыт, мы помним,  что в лаборатории ничего нельзя пробовать, поэтому, давайте сделаем небольшой перерыв, я приглашаю вас на небольшую разминку.

Физкультурная минутка

Дождик, дождик. Как-кап-кап!
Дождик льёт с еловых лап.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

С крыш, с зонтов прохожих,
С мокрой кошки тоже.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Слушай, дождик, хватит капать!
Надоела детям слякоть.

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Хватит слёзы проливать,
Нам пора идти гулять!

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

А теперь я приглашаю вас в весеннее кафе, где можно пробовать на вкус. Давайте сначала вытрем руки влажными салфетками.  Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.  Для этого наблюдения потребуется смешать воду с сахаром. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, как сироп.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

А теперь, находясь в кафе, мы можем сразу провести ещё одно  наблюдение и узнать, есть ли у воды запах.

Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не пахнет

 Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

-Ребята, а вода чем пахнет? Дети определяют, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем воспитатель добавляет из заварочного чайника заварку с ягодным вкусом.  И снова понюхать  воду. У воды появился запах

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

- Дети, как вы думаете, все жидкие вещества могут расствориться в воде? (Ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Дети выполняют это задание.

        Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли  подсолнечное масло 

        - Что же мы видим? (ответы детей).  Масло не растворяется, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как вы думаете почему? Да, правильно, дети, оно легче воды.

Ребята вы справились со всеми экспериментами.

Воспитатель: Да, ребята, много нового и интересного мы узнали о свойствах воды, и можем о них рассказать Снеговику. Но только лишь эти знания помогут Снеговику справится с его проблемой? (Нет) Может быть есть ещё важная информация о воде?  Как мы еще можем получать знания? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим познавательный фильм о воде. (Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)

 Ребята, что нового мы узнали из этого фильма? Что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей)

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды? (ответы детей)

А вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе? (ответы детей)

-Перед Вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку.

-Скажите, какие детали перед Вами.

Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки)

(Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)

-Правильно

-Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе»

Рефлексия

Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша с вами исследовательская деятельность. Мы не только узнали много нового и интересного о воде, но и поддержали нашего Снеговичка. Давайте представим, что наши с вами новые знания – это капельки воды. Если вы узнали что-то новое и полезное для себя сегодня, поместите ваши капельки  в этот сосуд. (Помещают) Посмотрите, сосуд наполнился водой, как и мы с вами обогатились новой информацией. Как вы думаете, почему наш сосуд не полностью наполнился водой? (Ответы детей). Правильно, ребята! Впереди вас ещё ждёт много экспериментов, открытий. Ваши знания будут обогащаться и совершенствоваться, как и сосуд – наполняться водой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами технологии ТРИЗ для детей подготовительной к школе группы "Волшебный лед"

Образовательная деятельность проводится в подготовительной группе детского сада. В процессе образовательной деятельности осуществляются следующие цели и задачи:  познакомить детей с качествами и ...

Конспект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной к школе группе.

Конспектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Архитектор и архитектура». в подготовительной...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Осень»

Программные задачи:1. Систематизировать знания детей об осени2. Уточнить представление о признаках осени3. Закрепить осенние месяцы4. Развивать умение рассуждать по теме5. Воспитывать умение видеть кр...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Грибы, ягоды»

Цель:учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность.Виды деятельности:игровая, двигательная, восприятие художествен...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Школа. Учитель.» в подготовительной к школе группе 6-7 лет

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром«Школа. Учитель.» в подготовительной к школе группе6-7 летЦель: Создать условия для формирования...