Проект в ДОУ «Зимушка-зима»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Здравствуй, Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность,  работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект в ДОУ «Зимушка-зима» по ознакомлению с окружающими миром

Тип проекта:

По тематике: творческо – информационный.

По числу участников: групповой.

По времени проведения: долгосрочный (с 12.01 по 29.02.2020г.)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Здравствуй, Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность,  работать в коллективе.

Цель: формирование у детей целостной картины мира о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, о зимних развлечениях.

Задачи:

  • Способствовать формированию элементарных представлений о явлениях природы зимой.
  • Развивать и поддерживать потребность ребёнка в общении, содействовать активизации словаря.
  • Побуждать к эмоциональному отклику в процессе игр, хороводов и игровых упражнений.
  • Формировать навыки сотворчества с взрослыми и самостоятельного творчества.
  • Вовлечь родителей в творческий процесс.

Ожидаемый результат:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
  • заинтересованность и сотрудничество родителей, как участников педагогического процесса.

Первый этап – подготовительный

Создать условия для реализации проектной деятельности творческо-информационного типа:

1. Выявить знания детей по теме:

«Что мы знаем о зиме?».

«Снег бывает только зимой, а снежинки – это замёрзшие дождинки» (Андрей С.). «Зимой бывает лед на лужах» (Андрей Ч). «Зимой холодно, поэтому приходит Дед Мороз. Он не растает» (Андрей). «Зимой нужно одеваться тепло, чтобы не заболеть» (Аня). «Я зимой катаюсь на санках и играю в снежки» (Руслан).
«Что мы хотим узнать?»

«Почему зимой солнце не греет?» (Аня). «Я хочу узнать, куда уходит Дед Мороз?» (Андрей). «Почему зимой идёт дым изо рта?» (Аня).

2. Совместно с родителями создать познавательную копилку по теме проекта:

1. Приобрести книги о зиме и пополнить ими книжный уголок в группе.

2. Оформить альбом на тему: «Здравствуй, гостья-зима!».

3. Создать коллекцию фотографий по теме: «Мы любим зиму», для дальнейшего использования в фотовыставке на презентации проекта.

4. Создать картотеку стихотворений и загадок о зиме.

Планирование совместной деятельности:

  • Разработка содержания всего воспитательно - образовательного процесса по теме проекта «Здравствуй, Зимушка - зима!»;
  • Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

Сотрудничество педагогов с родителями:

1. Оформление папок - передвижек для родителей по теме:

  • «Зима»;
  • «Профилактика простудных заболеваний у детей».
  • Подборка стихотворений о зиме для разучивания с детьми дома.
  • Консультация для родителей на тему :»Зимние травмы».
  • Консультация для родителей на тему: «Здоровье без лекарств».

Организация деятельности детей и родителей:

  • Предложить родителям смастерить с детьми кормушки и развесить их во дворе дома и на прогулочном участке группы, в течение зимы подкармливать птиц и наблюдать за зимующими птицами.
  • Предложить родителям поучаствовать в смотре – конкурсе поделок, сделанных своими руками совместно с детьми на тему: «Здравствуй, зимушка – зима!».
  • Предложить родителям сделать фотографии своего ребёнка во время зимней прогулки на фоне зимнего пейзажа, во время зимних забав и принести в детский сад, для участия в фотовыставке «Мы любим зиму».
  • Предложить родителям совместно с детьми поучаствовать в выставке рисунков на тему: «Здравствуй, гостья Зима!»
  • Посоветовать родителям: дома чаще беседовать с детьми о зиме, повторять названия и последовательность зимних месяцев, рассказывать о таких зимних явлениях, как иней, гололёд, метель, сосульки, загадывать зимние загадки.
  • Порекомендовать родителям, показать детям электронные презентации: «Дикие и домашние животные зимой», «Покормите птиц зимой».

Второй этап – практический

Что было проведено:

Образовательные области: задачи.

Виды детской деятельности.

Физическая культура: Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни.

Подвижные игры: «Два Мороза», «Мороз-красный нос»,  «Мы погреемся немножко», «Попади льдинкой в цель», «Прикрепи нос снеговику с закрытыми глазами». Игры-соревнования: «Кто скорее перенесёт снег», «Чья команда быстрее передаст снежный ком».

Здоровье: Знакомить с основами здорового образа жизни, прививать навыки культуры общения и культуры поведения, формировать умение одеваться по сезону на улицу.

Беседы-рассуждения: «Пришел Мороз - береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Витамины укрепляют организм». Дидактические игры: «Собери куклу на прогулку», «Найди продукты полезные для здоровья». Чтение рассказов из серии «Про мальчика Стобеда»: «Как на тоненький ледок», «Почему Стобед попал в больницу».

Познание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

НОД. Темы: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы».
Опыты и эксперименты со снегом, водой и льдом на прогулке и в группе. Наблюдения на прогулке: за свойствами снега, за снежинками, за оттепелью, за инеем, за зимующими птицами, за погодой, за изменениями в природе зимой. Просмотр детских электронных презентаций о зиме: «Загадки и отгадки о зиме», «Как животные подготовились к зиме», «Зимушка – зима», «Покормите птиц зимой».

Коммуникация: Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

НОД. Темы: «Беседа - размышление:  «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения», « Чтение и заучивание стихотворений о зиме». Беседы с детьми в течение дня: «Что мы знаем о зиме», «Идёт зима, аукает…», «Чем мне нравится зимушка - красавица», «Что для птиц страшнее – голод или холод?», «Когда растут сосульки?». Проведение словесных игр с детьми: «Назови, как можно больше зимних слов», «Узнай по описанию и назови время года».

Социализация: Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни.

Дидактические игры: «Подбери пару для варежки», «Найди зиму на картинке и назови её признаки», «Найди зимующих и перелётных птиц». Сюжетно - ролевые игры: «Путешествие к Деду Морозу», «К нам гости пришли». Игры – драматизации по сказкам «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Безопасность: Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период.

НОД по ОБЖ: «Опасности зимой». Беседы и рассматривание иллюстраций на темы: «Не идётся и не едется, потому что гололедица», «Чем опасна сосулька», «Одевайся по погоде».

Труд: Воспитывать интерес к труду взрослых, поддерживать желание помогать взрослым

Труд в природе: помощь взрослым в расчистке дорожек к веранде, в создании фигур из снега, подкормка зимующих птиц. Ручной труд: НОД (конструирование) изготовление поделок из бумаги «Снежинки», «Снеговик».

Чтение художественной литературы: Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Чтение и заучивание стихотворений о зиме: Я. Аким «Первый снег», И. Суриков «Вот моя деревня», И. Токмакова «Зима – рукодельница», Р. Кудашева «Зимняя песенка». Разучивание  потешки: «Ты, мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Чтение рассказов Н. Носова «На горке», С. Георгиева «Как я спас Деда Мороза», рассказывание сказок И. Пшеничной «Чудесный Новый год», «Снеговик».

Художественное творчество: Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику.

НОД (рисование): «Красивое развесистое дерево зимой», «Волшебница зима», «Вот зима, кругом бело», «Дети гуляют зимой на прогулке», «Морозные узоры на окне», «Снежинка». НОД (аппликация): «Зимний пейзаж», «Узор для зимней шапки». НОД (лепка): «Девочка в зимней шубке», «Санки». Совместное художественное творчество детей и родителей (рисунки и поделки) на тему: «Здравствуй, гостья зима!» Ознакомление с искусством: рассматривание репродукций картин А. Пластова «Первый снег».

Музыка: Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Пение: «Что нам нравится зимой» М. Клоковой, «Рождество» И. Черницкой. Хороводы: «Белая дорожка», «Новый год» Слушание: П.И. Чайковский «Метель». Танцы: общий танец «У леса на опушке жила зима в избушке», танец для девочек «Снежинки», танец для мальчиков «Снеговики». Игра на музыкальных инструментах: детский оркестр.

Третий этап – заключительный

Презентация проекта перед воспитателями, родителями и воспитанниками.

Фотовыставка «Всем нам очень нравится, зимушка – красавица!».

  1. Выставка детских работ, выполненных во время НОД, по теме проекта «Здравствуй, Зимушка - зима».
  2. Выставка совместного творчества (поделки и рисунки) детей и родителей по теме: «Зимний калейдоскоп».
  3. Выставка книг для детей на зимнюю тематику (В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», В.Зотов «О птицах». С.Маршак «12 месяцев», С.Георгиевна «Как я спас Деда Мороза», И.Токмакова «Зима- рукодельница», и т.д.

Результаты проекта:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт; Дети познакомились с произведениями поэтов, писателей, художников и музыкантов на тему зимы; Дети овладели расширенным словарным запасом по теме «Зима»; Дети имеют представление о природе родного края зимой; Дети знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на улице в зимний период; Обогатился литературный и иллюстративный материл по теме «Зима». Оформлен альбом «Здравствуй, гостья Зима!» Оформлена фотовыставка на тему: «Мы любим зиму». Оформлена выставка совместных работ детей и родителей (поделки и рисунки) по теме: «Зимний калейдоскоп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему «Зимушка- зима»

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит пр...

Межсемейный досугово-познавательный проект "Ух, ты, зимушка-зима".

Цель проекта: создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о зиме, сезонных явлениях в природе, об играх и забавах, о подготовке к встрече Нового года....

Межсемейный досугово-познавательный проект "Ух, ты, зимушка-зима".

Цель проекта: создание условий для формирования у детей первоначальных представлений о зиме, сезонных явлениях в природе, об играх и забавах, о подготовке к встрече Нового года....

Тип проекта :творческий игровой . "Зимушка -зима "

Формирование представления детей о зиме ....

Инновационный социальный проект «Ах ты, Зимушка – зима!»

В своей работе каждый педагог ориентируется на государственный заказ. В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования к созданию образовательной среды, с...

Проект на тему "Зимушка-зима!"

Проект во 2младшей группе «Зимушка-зима!»       Актуальность: Наблюдения за изменениями в природе, эксперименты, зимние забавы дают возможность для эмоционального и ...

Проект "Хороша ты, Зимушка-Зима"

Расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы....