Проект в средней группе "Насекомые"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бобылева Татьяна Александровна

Актуальность проекта:

 Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект Насекомые21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

 Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Проблема:

Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Возраст детей:4-5лет.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель проекта:

развитие познавательного интереса дошкольников в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.

3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

7. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.

8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Ребёнок будет уметь:

- иметь простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

- находить сходства и различия;

- владеть обобщающим понятием «насекомые»;

- воспитывать в себе любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.

Работа над проектом:

I этап –подготовительный:

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решение проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Собрать материал, информацию.

II этап –основной:

Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Сбор и обобщение материала.

Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

III этап –заключительный:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Оформление выставки рисунков

3. Выставка поделок совместно с родителями «Букашечки -таракашечки» (из втулок от туалетной бумаги).

4. Создание кейс-игры «Насекомые»

Мероприятия по реализации проекта :

(интеграция образовательных областей)

Образовательная область:

Социально-коммуникативная

Рассматривание иллюстраций о насекомых.

Наблюдения за насекомыми (муравьи, комары, жуки, пчелы, мухи, стрекозы, кузнечики, бабочки).

ООД: «Эти удивительные насекомые» (расширить представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; побуждать устанавливать причинно-следственные связи, использовать для обобщения схемы; активизировать память и внимание, развивать слуховую и звуковую культуру речи).

Беседа «Безопасность в природе» (рассказать о мерах предосторожности, которые надо соблюдать при встрече с насекомыми)

Образовательная область:

Познавательное развитие

Д/игра «Четвертый лишний» (закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

Д/игра «В слова» (закрепить знания детей о пчеле и других насекомых; активизировать внимание, память, развивать логическое мышление).

Д/ игра «Хорошо - плохо» (развивать творчество, внимание, мышление).

Настольно-печатные игры :

«Летающие, ползающие, прыгающие»

«Собери картинку»

Домино «Насекомые»

Пластилиновые заплатки

«Подбери крылышко»

Образовательная область:

Речевое развитие

1. ООД: «Сказки, найденные в траве» (развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера разных литературных героев. Развивать навыки диалогической речи, умение выстраивать диалог в заданных обстоятельствах; развивать интерес детей к самостоятельному придумыванию сказки; развивать умение изображать с помощью мимики и жестов личностные качества различных героев, характерное для них поведение).

2. ООД: Составление рассказов о насекомых.

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).

5. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала

бабочку.

Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела какая?

Чтение художественной литературы:

К.Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

В.Нестеренко «Паучок».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

В. Бианки «Приключения муравьишки».

В. Песков «Лечебница под сосной».

В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).

В.Степанова «Стрекоза».

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Образовательная область:

Художественно- эстетическое

развитие

Конструирование. «Бабочка» (развивать любознательность; продолжать упражнять в умении мастерить поделки из бумажных квадратов, используя технику оригами; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей).

Аппликация. Практическая ситуация «Бабочки на лугу» (уточнить представления о среде обитания насекомых; закреплять навыки работы с бумагой; развивать творчество, мелкую моторику, глазомер; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца).

 Конструирование. «Бабочка» (закреплять навыки счета; развивать логическое, конструктивное мышление; вызвать у детей желание конструировать фигуру насекомого при помощи счетных палочек, развивать мелкую моторику)

Спортивное развлечение «Насекомые»

Прослушивание Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля».

Прослушивание П. Чайковский «Времена года».

Прослушивание П. Чайковский «Вальс цветов».

Образовательная область:

Физическое развитие

П/игра «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

П/игра «Пчелы и медведь» (развитие физических качеств, двигательной активности) (см. картотеку).

П/игра «Летает, прыгает, ползает» (изображать способы передвижения насекомых).

П/игра «Проймай комара». (развивать ловкость, прослеживающие функции глаз).

П/игра «Поймай бабочку» (развитие физических качеств).

Психогимнастика «Бабочка и цыплята» (развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности)

Подвижные игры дагестанские: «Жук», «Божья коровка»

Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание)

Физкультурное развлечение с элементами психогимнастики «На полянке»

Взаимодействие с родителями дошкольников

1. Разучивание стихов о насекомых в семейном кругу

2. Изготовление поделок из втулок от туалетной бумаги.

3. Предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр

4. Памятка для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

5. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом

ДЕТИ научились:

-имеют простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

-находят сходства и различия;

-владеют обобщающим понятием «насекомые»;

-у них появилась любознательность, коммуникабельность, усидчивость, инициативность, уверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный тематический проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту.

Краткосрочный проект для средней группы № 2 (онр) "Красавица матрешка" презентация к проекту....

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования». Авторы проекта: Бушмакина Е.Н. Юдина А.Г.

Участники  проекта:  воспитатель,  родители  и дети средней  группы.Целевая  группа:  дети  средней  группы.Срок  реализации: с  января  201...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: «Приобщение детей среднего возраста к народному творчеству»

Приобщение родителей и детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности....

Творческо – игровой проект в средней группе по речевому и художественно - эстетическое развитию «В гостях у сказки» Средняя группа

Актуальность проекта: Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к д...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...