Картотека опытов
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Содержание: 

1. Опыты с воздухом;

2. Опыты с водой;

3. Опыты с солью;

4. Опыты с песком и глиной;

5. Опыты с электрическими зарядами; 

6. Эксперименты с другими предметами неживой природы; 

7. Опыты с растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145 комбинированного вида" города Чебоксары Чувашской Республики

Картотека опытов с неживой и живой природой

Разработан Смирновой М. А.

                             Чебоксары 2020

Содержание:

  1. Опыты с воздухом;
  2. Опыты с водой;
  3. Опыты с солью;
  4. Опыты с песком и глиной;
  5. Опыты с электрическими зарядами;  
  6. Эксперименты с другими предметами неживой природы;  
  7. Опыты с растениями;

 

ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.

 

Опыт № 1. «Воздух в стакане». Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.  

 

Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен». Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.  

Опыт  № 3. «Буря в стакане». Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неѐ. Что получается? (Получается буря в стакане воды).

 

Опыт № 4. «Весѐлая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действием на неѐ воздуха; развивать любознательность. Материал:  Полоска бумаги. Ход: Будем  мы сейчас играть И полоску оживлять Раз, два, три – посмотри! Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неѐ. Почему она движется? (она лѐгкая) Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдѐт? Почему? (полоска прилипнет к губам – на неѐ действует сила воздуха). Полоску бумаги прижать к стене и сильно подуть на неѐ, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неѐ действует сила воздуха). Положить полоску бумаги на стол, подуть на неѐ. Что произойдѐт? (полоска «запрыгает», как лягушка). Вывод: Полоска бумаги лѐгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.

 

Опыт № 5. «Танец горошин». Цель: Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. Материал: Баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги. Ход: Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать. Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неѐ. Сначала слабо, потом с большей силой. Вывод: Когда воздух через трубочку шѐл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.

 

Опыт № 6. «Послушный ветерок». Цель: Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. Материал: Ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани. Ход: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывѐт медленно). Дети дуют с силой (кораблик плывѐт быстрее и может перевернуться). Вывод: При слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.

 

Опыт № 7. «Мой весѐлый, звонкий мяч». Цель: Дать понятие, что лѐгкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. Материал:  Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка. Ход: Поиграем с мячиком в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лѐгкий). Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды) Вывод: Мяч заполнен воздухом, он лѐгкий – лѐгкие предметы не тонут, вода выталкивает лѐгкие предметы на поверхность.

 

Опыт № 8. «Ворчливый шарик». Цель: Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. Материал: Ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани. Ход: В праздники на улице В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные шары. Разные, разные: голубые, красные, Жѐлтые, зелѐные воздушные шары. Хотите поиграть с воздушными шариками? Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (лѐгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух). Надуть шарик, не завязывать его. «Горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдѐт? (воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузыри). Вывод: Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лѐгкие.

 

Опыт № 9. «Воздух толкает предметы». После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперѐд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.  

Опыт № 10. «Воздух легче воды». Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды.

   

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

 

Опыт  № 1. «Окрашивание воды». Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тѐплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Материал: Ёмкости с водой (холодной и тѐплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тѐплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тѐплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

 

Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но еѐ можно покрасить». Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неѐ краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жѐлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неѐ добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

 

Опыт № 3. «Играем с красками». Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани. Ход: Краски, словно радуга, Красотой своей детей радуют Оранжевые, жѐлтые, красные, Синие, зелѐные – разные! В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится). В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно). Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если еѐ не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

 

Опыт № 4. «Вода нужна всем». Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмѐм 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

 

Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу». Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Ход: Возьмѐм две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождѐм выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)

 

Опыт № 6. «Тѐплая и холодная вода». Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь. Материал: Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка. Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой. Вывод: Вода – добрый помощник человека.

 

Опыт № 7. «Когда льѐтся, когда капает?». Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему? Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льѐтся? Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают еѐ. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

 

Опыт № 8. «В какую бутылку нальѐтся вода быстрее?». Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами. Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Ход: Какую песенку поѐт вода? (Буль, буль, буль). Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше? Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.  Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему? Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

 

Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?». Цель: Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трѐм ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Вывод: Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду. Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

ОПЫТЫ С СОЛЬЮ

Опыт № 1. «Волшебный    снежок». В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода   испарится,   останутся   кристаллики   соли   как снежок.

 

Опыт № 2. «Тонет – не тонет?». Цель: Продемонстрировать, что солѐная вода плотнее пресной воды. Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода. Ход: -налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки; Вывод: Яйцо тонет. -налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения; -опустить яйцо в этот стакан. Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему? В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В солѐной воде яйцо плавает, т.к. солѐная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо. Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.

 

Опыт №3.  «На растворимость». Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тѐплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеѐнка). Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть как быстро или не очень она растворится или не растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тѐплой воды. Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и  не изменяет прозрачность воды. В тѐплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.

 

Опыт № 4. «Получение кристаллов соли путѐм выпаривания воды». Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды,  шерстяная ниточка, соль. Эксперимент ведѐтся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тѐплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ѐмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налѐт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке.

Вывод: Солѐная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаѐтся только соль.  Это  один из методов добывания морской соли.

 

Опыт № 5. « На плотность воды». Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли. Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадѐт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солѐной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солѐную воду пресной, меняя концентрацию солѐной воды, тем ниже опустится яйцо. Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.   Опыт № 6. «Растворимость жиров с помощью соли». Взять стакан с водой, соль цветную, растительное масло, фонарь. В стакан с пресной водой добавить растительное масло, масло не утонет, а останется на поверхности  воды. Стакан с приготовленной смесью поставить на фонарь и включить свет для эффекта, постепенно в него стали добавлять цветную соль. Видно, как соль обволакивают шарики растительного масла и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика. Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.

 

Опыт № 7. «Покраска соли с помощью восковых мелков». Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте. Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком. Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в  нежные цвета.

 

Опыт № 8. «Вкусовые рецепторы». Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приѐма пищи в детском саду. Если съесть кусок солѐной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма. Врачи советуют: нельзя много есть солѐного! Вывод: Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять еѐ нужно в умеренных порциях.

 ОПЫТЫ С ПЕСКОМ, ГЛИНОЙ

 

Опыт № 1. «Сухой песок может сыпаться». Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.   Опыт № 2. «Мокрый песок принимает любую нужную форму». Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого). Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

 

Опыт № 3. «На мокром песке остаются следы, отпечатки». Воспитатель предлагает на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили). Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? На каком песке остаются следы ног и ладошек? (На мокром песке остаются следы, отпечатки).

 

Опыт № 4. «Песок - это множество песчинок». Ребята, что у меня в стаканчике? (Песок). Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок? Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? В песочнице много песчинок?

 

Опыт № 5. «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо». Возьмите 2 одинаковые воронки и поставьте в стаканы. В каждую воронку положите немного ваты. В первую до половины насыпьте песок, а в другую положите истолчѐнную глину. Налейте в обе воронки доверху воду. Наблюдайте.

Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скреплѐнных между собой.  Опыт № «Кладоискатели». Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита, просеивая песок, отыскиваются «сокровища».

 

Опыт № 6. «Волшебное сито». Оборудование: совки, различные сита, ведѐрки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки. Красная Шапочка рассказывает, что у неѐ случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась. (показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?  • Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что из сита сыпется в миску?  • Найдѐм вещества в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что в миске? Что осталось? Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие сразу попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки?

 

Опыт № 7. «Песчаный сад, парк, город». Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие  палки, цветы, камушки. Создать настоящую композицию города, парка, сада. Вывод: Из песка можно строить.

 

Опыт № 8. «Сыпучесть». Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги. Возьмѐм стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, еѐ нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок - рыхлый.

 

Опыт № 9. «Сравнение частичек песка и глины». Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зѐрнышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

 

Опыт № 10. «Свойства мокрого песка». Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твѐрдым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

 

ОПЫТЫ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЗАРЯДАМИ

 

Опыт № 1. «Понятие об электрических зарядах». Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а ещѐ лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнѐт прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребѐнку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

 

Опыт № 2. «Осьминожка». Цель: Расширить представление детей об электрических зарядах. Материал: Лист бумаги, ножницы, кусок меха. Ход: -разрезать бумагу на 8 полосок, не дорезая до края 4-5 см. поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону колечком. Вывод: Ножки висят вниз. -на столе натереть «осьминожку» кусочком меха, проводя им по ходу ножек; -поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону в колечко. Вывод: Ножки растопырились колоколом. -засунуть свободную руку внутрь этого колокола. Итог: щупальца обхватили руку. Вывод: От трения на всех ножках образовались одинаковые электрические заряды. Когда свернули «осьминожку», то отрицательно заряженные щупальца оттолкнулись друг от друга и растопырились колоколом. Когда поместили внутрь руку с положительным зарядом, то отрицательно заряженные щупальца притянулись к ней.

 

Опыт № 3. «Танцующая фольга». Нарежьте фольгу (блестящую обѐртку от шоколада) очень узкими и длинными полосками. Проведите расчѐской по своим волосам, а затем поднесите еѐ вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

 

Опыт № 4. «Как увидеть «молнию»?». Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. Ход: -сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают надутым воздушным шариком;

-подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань; Итог: Появился треск. Вывод: При натирании ткань наэлектризовалась, появление треска - проявление электричества.

 

ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ

 

Опыт № 1. «Куда растут корни?».  Оборудование: Растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. Воспитатель предлагает детям полить 2 растения по - разному: циперус - в поддон, герань - под корень. Через некоторое время дети обращают внимание, в поддоне появились корни циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корни (корни не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).

 

Опыт № 2. «Вкусный сок». Цель: Познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность. Материал: Мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги. Ход: Мы делили мандарин Много нас, а он один Эта долька для тебя, Эти дольки для ребят Какой красивый мандарин! Давайте мы его съедим. Вы любите соки?   Хотите научиться их готовить? Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (капельки разлетаются во все стороны). Отделить дольки (их много). Накрыть стакан марлевой салфеткой. Одну дольку завернуть в марлевую салфетку, положить на тарелку, надавить толкушкой, выжать сок над стаканом. Процедить сок через салфетку. Вывод: Сок готовят из фруктов

Опыт № 3. «Разноцветные растения». Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки). Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.

 

 

Опыт № 4. «Фокусник Бальзамин». Цель: Познакомить со структурой стебля бальзамина, развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка. Ход: Ваня, Ванечка, Ванѐк! Ой, красивый ты цветок Ниже склонимся над ним Кто же это?....... Бальзамин. Из чего состоит черенок. Детям предлагают надрезать  черенок лопаткой (появляется обильный сок), рассмотреть место надреза и сок через лупу. Вывод: Стебель цветка содержит множество волокон, наполненных соком. Как пьѐт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объем воды в банке до начала эксперимента) и оставляют на некоторое время. Потом возвращаются и наблюдают за ним. Вывод: Воды в банке стало меньше – это видно на отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.

 

Опыт № 5. «Секрет сосновой шишки». Цель: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. Материал: Две сосновые шишки, тазик с тѐплой водой, салфетка из ткани. Ход: Белка шишку сорвала – А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми еѐ и потрогай. Какая она? С какого дерева? Почему чешуйки раскрылись?(созрела шишка).  Хотите увидеть, какой она была раньше? Дети рассматривают шишку, нюхают еѐ, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую.  Почему они не сгибаются?(они высохли и стали твѐрдыми). Опустить шишку в тѐплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лѐгкая). Оставить шишку в воде на сутки. Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). А ещѐ она опустилась на дно. Почему?(стала тяжѐлой). Воды в ванночке стало меньше. Вывод: Сухая шишка – лѐгкая и не тонет в воде; шишка, погружѐнная в воду поглощает еѐ, становится тяжѐлой – опускается на дно.  

 

Опыт № 6. «Хитрые семена». Цель: Познакомить со способами проращивания семян. Материал: Семена бобов, 2 баночки с землѐй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков. Ход: Весной те, у кого  есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно. Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают;  другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку, кладут в розетку, смачивают водой. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие в салфетке, в землю. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые замачивали. Делают выводы.

 

Опыт № 7. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить». Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать еѐ. Какая она на ощупь? (Сухая, твѐрдая). Можно еѐ взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польѐм растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы еѐ взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: О чѐм мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

 

Опыт № 8. «Много – мало». Оборудование: Три растения: 1- с крупными листьями, 2 - с обычными, 3-кактус; целлофановые пакетики, нитки. Воспитатель предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают 3 растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа - много, мало воды). Дети надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать, достраивают модель изображением нужного символа).

 

Опыт № 9. «Летающие семена». Оборудование: Семена различных растений. Дать детям по одному летающему и по одному не летающему семени.

Предложить поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить оба семени из рук (например, фасолину и семя клѐна). Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения. Вывод: Растения имеют разные по форме, размерам приспособления для полѐта семена.

 

Опыт № 10. «Замерзание жидкостей». Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солѐной воды, молока, сока, растительного масла. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ѐмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замѐрзли, а какие – нет.  Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

 

Опыт № 11. «Что звучит?». Оборудование: предметы, издающие звуки, ширма - ребѐнок за ширмой выбирает предмет, которым затем издаѐт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

 

Опыт № 12. «Угадай по запаху». Оборудование: ширма с прорезями для носа, футляры от «киндер-сюрприза» с дырочками, ароматические вещества - дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...