Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Махревич Юлия Александровна

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.

2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются).

3. Развивать умение сравнивать объекты природы.

4. Формировать навык правильному употреблению слов, активизировать словарь детей.

5. Развивать мышление. Формировать навык думать, отстаивать своё суждение, развивать память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_i_sobaka.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Сравнение лисицы и собаки»

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы.

2. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются).

3. Развивать умение сравнивать объекты природы.

4. Формировать навык правильному употреблению слов, активизировать словарь детей.

5. Развивать мышление. Формировать навык думать, отстаивать своё суждение, развивать память.

Материалы: ПК, листы бумаги, карандаши, игрушка Буратино.

Ход занятия:

Приходит Буратино и говорит:

-Ребята! Я сегодня в лесу был и там зверей фотографировал. И, представляете, собачку увидел. Вот посмотрите на фотографию 

Восп. Ребята, разве это собака? Кто это?

Дети: Лиса!

Восп. Давай-ка мы с ребятами тебе поможем разобраться.

Вот смотри. Вот это собака.

Буратино: Нет, это как раз лиса. И шерсть рыжая и хвостик пушистый.

Восп. Ну, тогда вот это собака. 

Буратино: Нет. Это тоже лиса. Только подстрижена. А так и рыжая и грудка белая.

Восп. Ребята, давайте расскажем какая разница между собакой и лисой. А я помогу вам рассказать по порядку. Начнём сравнивать с шерсти. Какая она у лисы?

Дети отвечают (шерсть у лисы пушистая, рыжеватая, на груди белый жилет).

Восп. А у собак?

Дети: У собак шерсть разная: коричневая, белая, чёрная и т. д., короткая и длинная, однотонная и разноцветная.

Восп. А теперь рассмотрим уши 

У собак они разной формы - зависит от породы собак, а у лисы одной формы.

Восп. Ну ещё конечно отличие в питании, в способе добычи пищи, в месте обитания, в способе передвижения.  Дети отвечают на вопросы.

Буратино: Да! Они совсем разные, и всё же лиса так похожа на собаку, которую я сфотографировал в лесу.

Восп. Правильно. Они очень разные, но сходство у них всё же есть. Ребята, расскажите, чем же они похожи? (дети называют: это звери и некоторые породы собак по шерсти и окраске похожи на лисиц).

Физкультминутка с Буратино.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)

- Давайте вспомним, в каких знакомых вам сказках участвует Лиса? Что волк совершает силой и неутомимостью, то лисица хитростью добьется. О том и в пословице говорится: «Лиса все хвостом прикроет». Лиса зверь красивый и грациозный.

- Грациозный – это значит тот, кто двигается плавно, красиво, изящно. У лисы густая рыжая шубка, очень пушистый хвост, острые ушки, живые умные глаза.

- А знаете ли вы, как называется лисий дом?

Нору лиса роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит лиса занимать чужие норы. Особенно нравится ей нора аккуратного барсука.

- Как вы понимаете слово «аккуратный»?

Так вот, поселяется лиса рядом с барсучьей норой и начинает шуметь, разбрасывать вокруг норы мусор. Аккуратный барсук не выдерживает таких беспорядков и покидает свой просторный, ухоженный дом, в который тут же заселяется лиса.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

Новорожденные щенята слепые и глухие. Но вот подрастают малыши, хвостики у них «распускаются» - становятся длинными и пушистыми. Лисята очень прожорливы, поэтому их матери и отцу приходится изрядно потрудиться, чтобы досыта накормить всех лисят. Когда наступает лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить, что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.

- Что значит жить «самостоятельно»?

- Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов, мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

В сказках лиса часто наведывается на птичий двор, для чего? (Ответы детей). Для того, чтобы полакомиться домашней птицей. А каких домашних птиц вы знаете? Назовите. (Ответы детей). Куры, утки, гуси, индюки. Давайте заодно вспомним, как называются их детки: у курицы – … (цыплята), у утки – … (утята), у гусыни – … (гусята), у индюшки – … (индюшата).

Для чего здесь волк? Может быть эта фотография попала сюда случайно?

    Давным – давно люди приручили древнего волка, от которого позднее произошли собаки. Ведь смотрите, волки очень похожи на собак. Давайте сравним. Что общего? В чем разница? (Дети сравнивают внешний вид, повадки собак и волков.)

- Древние люди приручили волков, кормили их, ухаживали за ними. Так собаки стали жить с человеком и верно служить ему. Раньше собаки были одинаковые, но менялась жизнь, люди выводили новые породы собак. А какие породы вы знаете?

Вперед! Сомнений нет! Настроен пес решительно,

Сперва взяла собака след, а после-нарушителя. (Пограничная собака)

- Собаки охраняют заводы, магазины, склады. Собаки-ищейки помогают полицейским найти преступника.

- А вот ныряльщик пес – в воде он проявляет выучку,

  И если человек в беде, всегда придет на выручку. (Собака-спасатель)

- Собаки разносят почту, продукты, помогают незрячим людям.

Несутся собаки тропой ледяной,

Терпенье и сила в упряжке одной. (Ездовые собаки)

Стадо овечье собаке послушно,

Собака справляется с работой пастушьей. (Собаки-пастухи)

В разное время у разных народов собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умели немногие, как русские гончие-псы быстроногие.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки, что за повадки!

В награду сахара кусочек,

Но труд артиста - ох не сладкий! (Цирковые собаки)

Восп. Вот какие молодцы! Все справились и Буратино всё понял. Да?

Буратино. Конечно, я всё понял. Вы так здорово всё объяснили. Спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...

«Обитатели тайги». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия "обитатели тайги" предназначен для детей старшего дошкольного возрастаЦель занятия: обоготить знания  о тайге, о растительном и животном мире тайги, расширять знания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Дары осени»...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста "ЗИМНИЙ ЛЕС". Автор: Щеникова Ольга Юрьевна, старший воспитатель...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...