"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Конкина Вероника Валентиновна

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности»

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Одним из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы является наблюдение. Так как детям особенно интересны предметы и явления природного мира, то эту детскую любознательность очень важно поддерживать и развивать, воспитывая у детей положительные качества личности, формируя любовь к родной природе, бережное отношение к ней. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему. Организуя данную работу с детьми, мы поставили задачи: ‒ воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту; воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе.

 Тематика их разнообразна: ‒ наблюдения за деревьями, листопадом; ‒ птицами; ‒ животными, их повадками и особенностями поведения; ‒ снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья; ‒ свежим морозным воздухом; ‒ солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее и др.

Наблюдениям детей стараемся придавать активный характер — учим по возможности не только смотреть, а видеть все подробности; понять, почему происходит то или иное явление. Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если мы научим их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений стараемся использовать художественное слово: стихи, малые формы фольклора, чтение отрывков из художественных произведений

 На прогулках беседуем с детьми о том, как растения готовятся к зиме: формируем у детей представления о состоянии растений осенью, даем знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, о способах распространения семян. Проводим несложные опыты «Летающие семена», «Ветер расселяет деревья по новым местам» с целью знакомства детей с ролью ветра в жизни растений. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.

Очень важно, чтобы интерес детей к природе, желание её познать поддерживали родители. Поэтому мы готовим буклеты для родителей с рекомендациями «Развитие у детей познавательных интересов к природе». После чего предлагаем родителям обратиться к детям с вопросом: «Как ты думаешь, осень — это утро, ночь, день или вечер года? Правильно, вечер. А вечером, мы готовимся ко сну! Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождём. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится зимой? Давайте сочиним сказку и нарисуем её!» Дети с удовольствием приносили сказки, сочиненные совместно с родителями, в детский сад, знакомили с ними своих товарищей. Все сказки в группе читали, обсуждали, рассматривали рисунки и оформили книгу сказок. Вместе с детьми придумали название книги «Волшебные сказки о природе».

В результате целенаправленной работы дети овладели новыми знаниями о природе в осенний период, активно включились в процесс наблюдения, научились размышлять, сравнивать, сопоставлять, искать ответы на поставленные вопросы, освоили причинно-следственные связи, отношения между предметами и явлениями природы, их свойствами, качествами. В результате проделанной работы дети стали бережнее относиться к живой природе, стали проявлять большой интерес к поделкам из природного материала и поняли, что осень — это замечательное время года, когда можно собрать много шишек, листочков, желудей и др. для своих работ. Мы отметили, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение, дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Таким образом, важнейшим средством воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания — ощущение и восприятие. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса дошкольников к родной природе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры старших дошкольников средствами ТРИЗ

Целенаправленное, систематическое использование методов, приемов ТРИЗ в работе по формированию основ экологической культуры старших дошкольников позволяет сформировать у детей системные знания об объе...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Презентация на тему: "Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности"

Представление опыта работы по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....