Проект "Моя семья" (2 мл группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кокишева Наталья Витальевна

Среднесрочный проект с детьми 2-ой младшей группы "Моя семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx84.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Сказка»

Название проекта

«Моя Семья»

проект предназначен для детей  3-4 лет

Характер проекта (среднесрочный)

Выполнила: воспитатель Кокишева Наталья Витальевна

МКДОУ д/с № 7 «Сказка»

г.о.г.Чкаловск

г.о.гЧкаловск

2021г.

1.Проект «Моя семья».

  • Практико – ориентированный.
  • Групповой.
  • Среди детей 2-ой младшей группы.

2.Описание проекта:

Предлагаемый педагогический проект направлен на реализацию задач основной образовательной программы дошкольного образования: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», направление «Дошкольник входит в мир социальных отношений».

Проект  содержит практические материалы по организации взаимодействия субъектов образовательной деятельности по формированию у воспитанников  младшего дошкольного возраста представлений о семье: членах семьи, их отношениях, радостных семейных событиях и традициях.

В содержании материалов включены: конспекты ООД, рекомендации для родителей воспитанников детского сада.

Реализация проекта осуществляется через организованную образовательную деятельность, организованную совместную деятельность с детьми, создание условий для самостоятельной детской деятельность, взаимодействие с родителями воспитанников.

Предложенные методические разработки адресуются как молодым специалистам, так и педагогам со стажем.

Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.

Проблема:

 В результате диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье. Недостаточно разработано направление по формированию представлений о семейных традициях, способах проявления заботы друг о друге.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у младших дошкольников первоначальных представлений о семейных отношениях, и с другой-отсутствие целенаправленной, систематической работы, недостаточная активность и компетентность родителей в образовательной деятельности привели к выбору темы проекта.

Программное содержание:Формировать у детей представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге); умение отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях, сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (Кто это? Как его зовут? и т.п.)

Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям.Развивать интерес к труду взрослых в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях

Актуальность проекта.

ФГОС ДО определяет важность в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников «усвоение норм и ценностей ,принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми….., формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье....».

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества

людей. Однако, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание.. Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейныхтрадициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Поэтому актуально желание и умение родителей в формировании у ребенка представлений о том ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.

Вместе с тем следует отметить, что системных методических разработок по данной теме ограничен.

Объект проекта:  Детская игровая, поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность при ознакомлении с миром социальных отношений.

Предмет проекта: Совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие у воспитанников эмоциональной отзывчивости, любви, привязанности и доверия к родным в процессе формирования представлений о семье, её членах, родственных связях, доброжелательных отношениях; событиях и традициях; об эмоциональном состоянии членов семьи.

Цель проекта: Развитие эмоциональной отзывчивости, любви, привязанности и доверия к родным в процессе формирования представлений о семье, её членах, родственных связях, доброжелательных отношениях; событиях и традициях; об эмоциональном состоянии членов семьи.

Задачи проекта: Создать условия для формирования у детей понятий «семья», «имя» и «фамилия»;

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье.

Способствовать развитию умения выражать свои чувства (радость, нежность), проявлять заботу о родных людях.

Обогатить отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Время выполнения: 3 месяца сентябрь – ноябрь

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники группы, родители, музыкальный руководитель.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Литературный ряд: сказки, рассказы, загадки, малый народный фольклор (потешки).

Музыкальный ряд: по рекомендациям музыкального работника.

Дидактический ряд: Дидактические игры «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья»,  «Мамы и детки», «Найди ладошки своей семьи»), «Узнай про кого я расскажу», « Свой – чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем быть»,

«Кому что нужно для работы».

Предполагаемый продукт проекта:

Фотоальбом  «Я и моя семья»

Разработанные рекомендации для родителей;

Разработанные рекомендации для педагогов;

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме.

 Настольно- печатные игры «Фоторобот» (складывание из нескольких частей портрета), «Бусы для мамы»;

слайд-шоу, презентации PowerPoint-иллюстрации.

Список литературы:

1.ФГОС от 17.10.2013 №1155

2.ООП МКДОУ д/с №7 «Сказка».

3. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»

-М.;Т.Ц.Сфера, 2005.

4.Ледлофф Ж. «Как вырастить ребенка счастливым. Принципы приемственности»-М.; Гензесис,2006.

5.Свирская Л., «Работа с семьёй: необязательные инструкции»:- М.,Линка –Пресс,2007

6. Козлова А.В.Дешулина Р.П. «Работа с семьёй»:-М.:Т.У.Сфера, 2004.

7. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»:-М.: Просвещение, 2001

3.Содержание и план реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Подбор и изучение методической соответствующей литературы и информации по данной теме.

 Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Мотивирование детей, обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

Основополагающий вопрос:

Вопросы, на которые мы будем искать ответы:

Что будем делать, чтобы ответить на вопросы:

Что мы знаем о семье?

(Игровая ситуация: персонаж приносит фото своей семьи, рассказывает о ней. А у вас есть семья? И т.д)

С кем ты живёшь?

- Как зовут членов твоей семьи?

- Как о тебе заботятся взрослые?

- Как ты заботишься о близких родственниках?

Как сделать близким людям приятное?

Что такое семья?

Спросим у родственников

Посмотрим на картинах

Почитаем в книгах

Узнаем из стихов, сказок, рассказов, песен и пр.

Попробуем сделать сами (доброе дело, сказать ласковое слово и пр)

2. Родительское собрание.

Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», знакомят с запланированными мероприятиями, а так же, представляют возможность, внести свои творческие дополнения. На собрании проводится семинар-практикум на тему «Семья».

3.Формирование списка тематических бесед с родителями, консультаций папок-передвижек.

4.Анкетирование родителей.

5.Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Игровая деятельность:

Цель: формировать интерес к игровым действиям сверстников; умение передавать в игре события окружающей действительности, развивать игровой замысел, мелкую моторику рук, фантазию, память. Развивать у детей умение играть дружно, согласовывать свои действия с действиями других.

 Сюжетно-ролевые игры : создание мотивирующих к началу игры игровых ситуаций« Мама пришла с работы», «Заботимся о домашних животных»

«Папа – хороший хозяин»

Дидактические игры:  «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья»,  «Мамы и детки», «Найди ладошки своей семьи»), «Узнай про кого я расскажу», « Свой – чужой», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».

Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья».

Настольно- печатные игры: «Фоторобот» (складывание из нескольких частей портрета), «Бусы для мамы».

Игра- инсценировка: «Добрый вечер, мамочка» (папочка или другие родственники).

ОО  «Социально – коммуникативное развитие»

Цель: Продолжать развивать речь, как средство общения, умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками беседы. Формировать у детей представления о семье, о родственных отношениях; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек, их места работы, домашнего адреса.

Беседы на темы: «Моя семья». «Мои бабушка и дедушка». «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)», «На кого ты похож? И почему?»; «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши родители»;

Беседа по вопросам с использованием семейных альбомов: «Расскажи, с кем ты живёшь»; «Я люблю маму ( папу) потому, что…»;«Как близкие заботятся о своих детях», «Мы дружная семья», «Ласковые слова для мамы», «Кто такие - родные, друзья, соседи», «Выходной день с мамой и папой»; Сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу».

ОО Речевое развитие

Цель: формировать умение внимательно слушать сказки, стихотворения; развивать интерес к чтению, умению рассказывать выученные стихи, пересказывать содержание сказок и рассказов.

1.ООД по развитию речи «Моя семья».

Цель: Учить рассказывать по картинке "Моя семья", отвечать на вопросы воспитателя простым предложением из 3- 4 слов, упражнять в согласовании личных местоимений с существительными. Развивать умение произносить звук (м) в словах, фразовой речи; произносить звукоподражания с разной силой голоса. Воспитывать интонационной выразительность речи, любовь и уважение к своей семье. 

Чтение художественной литературы:

Сказки «Волк и семеро козлят», "Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» А.Маршак,  стихотворений «Вот какая мама» «Посидим в тишине»,, Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе,  С.Капутикян «Моя бабушка», С.Баруздин «Мамина работа», И. Косякова «Всё она»; Заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня».

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье:

«Когда семья вместе, так и душа на месте».

«Не нужен клад, когда в семье лад».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

ОО Познавательное развитие

Цель: Формировать представления о трудовых действиях, используемых инструментах, значимости результатов труда.

Наблюдения за трудом няни, повара, дворника, мамы дома, папы. Посещение вместе с родителями их работы.

ОО художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Мой портрет»

Цель: Учить на готовой форме (голове) размещать готовые детали ( нос, глаза рот). Развивать умение передавать в аппликации своё лицо. Воспитывать интерес к занятиям.

Раскрашивание «Папа, мама, я - дружная семья»,

лепка «Портрет мамы», изготовление из цветных макарон «Бусы для мамы»,

 аппликация из ладошек «Моя семья»

Пение и слушание песен :

«Моя семья» Музыка и слова: Александр Ермолов, «Папа, мама, сестра и брат» слова и музыка: Яков Василевский, «Мама, папа, я" (исп. группа "Волшебный микрофон"), «Моя дружная семья» Сл.ТатьянаРядчикова, муз. Александр Комаров, "Бабуля, дедуля "муз. и сл. В.Бобкова, "Папа, мама,я" муз.В.Ковалива, сл.М.Марина.

Цель: уметь внимательно слушать музыкальные произведения до конца, понимать характер музыки рассказывать, о чем поется в песне. Способствовать музыкальной восприимчивость детей, воспитанию зачатков музыкального

вкуса.

ОО Физическое развитие

Подвижные игры: «Парами на прогулку», «Найди свой домик», «Наседка и цыплята», «Птички в гнездышках», «Найди свое место».

Физкультминутки: «Я иду, и ты идешь», «Ладушки у бабушки», «Посуду моет наш Антошка», «Я человек и ты человек."
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног со словами игры; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве; развитие умения бегать по площадке, не наталкиваясь на других участников игры, начинать движение по сигналу .

Взаимодействие с родителями.

Оформление фотоальбома «Я и моя семья».

Фотовыставка «Профессии наших родителей».

Выставка творческих детско-родительских работ «Осенние фантазии»

Оформлении наглядного материала: сюжетные картины, иллюстрации к стихотворениям, рассказам.

Совместное с воспитателем и детьми изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм на тему: «Моя семья», «Магазин».

Памятки для родителей: «Создание благоприятной семейной атмосферы».

Музыкальный досуг с участием родителей «Наша дружная семья».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация итогов проекта:Музыкальный досуг с участием родителей «Наша дружная семья».

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

В ходе реализации проекта у детей:

-углубились знания о семье, о родственных отношениях, закрепились знания имен и фамилий родителей, бабушек и дедушек; представление о необходимости бережного отношения к ним,

-расширился и активизировался словарный запас;

-дети проявили творческие способности;

-у родителей появился интерес к проектной деятельности, повысилась активность участия в образовательных мероприятиях.

Методическое обеспечение проекта

Семинар-практикум с родителями на тему «Семья»

  1. «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о семье, её значении в жизни человека».
  2. «Формирование у детей  представлений о нравственном отношении к семейным традициям, расширение знаний о ближайшем окружении, о родственных связях, воспитание желания заботиться о родных людях».

Ведущий. Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему? Ответы педагогов. Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как? Ответы педагогов. Правильно, на ромашке гадали «любит – не любит».

Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. Делимся на две команды – для этого складываем картинки из пазлов (одна картинка объединяет участников каждой команды). На столах у вас находятся пустые корзинки. Чтобы заполнить их, надо принять активное участие в конкурсах. Итак, мы начинаем!

Конкурс «Доскажи пословицу»

Ведущий. Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи. Давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Я буду предлагать вам начало пословицы или поговорки, вам надо будет вспомнить её окончание.

  • Где любовь и совет… (там и горя нет).
  • В родной семье и … (каша гуще).
  • В своем доме и … (стены помогают).
  • В прилежном доме густо, а в … (ленивом доме пусто).
  • В каждой избушке… (свои погремушки).
  • В гостях хорошо… (а дома лучше).

За каждый правильный ответ команда получает ромашку.

Ведущий. Знакомя детей с семьей и её членами, мы используем художественную литературу. А как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать следующий конкурс.

Конкурс «Узнай сказку»

Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчушку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? («Репка»)

Вышли дружною семьёй,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло. («Репка»)

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах – в молоке и в двух водах? («Конёк-горбунок»)

Коль не слушаешь совет

Тех, кто старше и поопытней,

Ждет тебя немало бед,

А родным и близким – хлопоты.

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано:… (Алёнушка)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка? («Крошечка-Хаврошечка»)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Кто же это? (Буратино)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной, он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки… («Маша и медведь»)

Музыкальный конкурс

Нужно узнать песню и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.

  • «Папа может…»
  • «Бабушка рядышком с дедушкой»
  • «Не волнуйтесь, тётя»
  • «Мама мир подарила»
  • «У меня сестрёнки нет»

Творческий конкурс

Ведущий. У вас на столах лежат конверты с картинками, лист ватмана, клеящий карандаш. Нужно составить коллаж «Семья» и рассказать об этой семье – какая она по внутренним взаимоотношениям, социальному статусу.

Игра «Карандаши»

Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70 – 90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50 – 60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Присесть, встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? На что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Вывод. Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы будем действовать вместе и родители и детский сад.

Ведущий. Наш коллектив (родители и воспитатели) – это тоже своеобразная семья, и у нас тоже есть свое древо. Но на нем пока нет листвы. У вас на столах лежат листочки для нашего древа. Я предлагаю написать на них пожелания для нашей семьи и наклеить на древо.

На этом позитивном моменте мы заканчиваем наш семинар-практикум.

Решение по семинару-практикуму

  1. С родителями изготовить семейное древо
  2. В ноябре подготовить концерт к празднику День матери
  3. В январе провести совместно с родителями развлечение на тему «Рождественские колядки»
  4. В апреле провести совместно с родителями спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Консультация для родителей

Возрастные особенности детей  3—4 лет

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

  • Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
  • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
  • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
  • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
  • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
  • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
  • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Вам как его родителям важно:

  • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
  • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
  • Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
  • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
  • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Консультация для родителей

Как родителям вести себя с ребенком, если он начал впервые

посещать детский сад.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

 В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока

не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

Типичные ошибки родителей.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.

Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день.

Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Но  поверьте, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

Заручитесь поддержкой.  Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Консультация для родителей

Как правильно общаться с ребенком с точки зрения психолога.

 Вот несколько простых правил, которые нам не мешало бы усвоить.

Самое главное, безусловное правило: любите своего ребенка!

Правило 1: Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило 2: Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило 3: Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Правило 5: Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его выслушать.

Правило 6: Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, просто сообщите ему об этом в форме «Я-высказывания»!

Правило 7: Максимально удаляйте из своего общения с ребенком привычные или автоматические реакции: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др.

Правило 8: Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 9: Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.

Правило 10: Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, чтобы они были гибкими – родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Правило 11: Правила и последствия должны формулироваться одновременно.

Правило 12: Следует применять санкции, а не наказание.

ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ! (Обратите внимание на то, как вы, родители, общаетесь  между собой и как общаются люди окружающие вашего ребенка)

  • Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать.
  • Когда ребенка часто хвалят, он учится оценивать.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться.
  • Когда с ребенком обычно честны, он учится справедливости.
  • Если ребенка часто высмеивают, он учится быть робким.
  • Когда ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить.
  • Если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • При частом одобрении ребенка, он начинает всегда хорошо к себе относиться.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны,  он учится быть терпеливым.
  • Когда ребенка часто подбадривают ,  он учится уверенности в себе.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным,  он учится любить.

Пожалуйста, дорогие мамы и папы, примите к сведению эти рекомендации и правильно общайтесь с ребенком.

Консультация для родителей

Как правильно общаться с ребенком с точки зрения психолога.

Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»

Цель: выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенности семейного микроклимата и  отношения,  близких к ребенку.

Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  3. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  4. Какие дела Вы можете ему доверить?
  5. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?
  6. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?
  7. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?
  8. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?
  9. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
  10. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к  близким  или по Вашему совету, просьбе, требованию?
  11. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
  12. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
  13. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы  прочитанное?  Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

Консультация для родителей

О родительском авторитете

Основным условием воспитания является влияние родителей на детей, принципы их общения с ними и с другими людьми. Наблюдая за всем этим и «впитывая» в себя родительские уроки, дети получают знания об окружающем мире, о нравственных достоинствах, и учатся уважать родителей и других людей. Воспитание ребенка происходит ежеминутно, даже когда вы не разговариваете с ним. Он смотрит, как вы общаетесь с мужем, с подругой, как радуетесь и грустите – все это способствует проявлению уважения к родителям или наоборот, заставляет взглянуть на родителей в другом ракурсе. Не все родители задумываются над тем, какое значение имеет их собственный авторитет в воспитании детей. Многие родители считают, что если ребенок исполняет все их просьбы, значит, они пользуются у него авторитетом. Существует много ложных оснований для авторитета.

Примеры ложного авторитета

Авторитет подавления наиболее распространен среди родителей. И папы, и мамы раздражаются по всякому поводу и без повода, сердятся на детей и повышают голос. Я не говорю уже о том, что многие прибегают к физическим методам воздействия. Такой «авторитет» полностью уничтожает желания ребенка и подавляет его личность. Поэтому он вырастает забитым, запуганным и безвольным. Родителей не интересуют проблемы ребенка, но во взрослой жизни не исключено, что он будет мстить им за подавленное детство.

Авторитет педантизма. В этом случае родители тоже не считаются с мнением ребенка: они отдают приказы и требуют их исполнения. Родители всячески демонстрируют ребенку, что он полностью находится в их власти, поэтому спорить с ними бесполезно. Что остается делать ребенку? Либо подчиняться и страдать от собственного бессилия, либо конфликтовать с родителями.

Некоторые родители, занимающие высокие должности, демонстрируют свое положение в семье, соседям и знакомым. Дети, воспитывающиеся в такой семье, становятся высокомерными и хвастливыми. Но, повзрослев, они начинают избегать общения с родителями, и стыдятся их.

Авторитет «любви напоказ». Демонстративное проявление родительских чувств, особенно при посторонних, выполнение желаний ребенка в ответ на проявление нежности к родителям, способствует тому, что дети вырастают расчетливые и циничные. «Любовь напоказ» не может быть искренней, а за закрытой дверью могут происходить события, далекие от нежных.

Авторитет назидания – это сущий ад для ребенка. Его мучают бесконечными поучениями, что озлобляет ребенка, и он перестает на них реагировать и слушать своих родителей.

Авторитет доброты – это сущий ад для родителей. Послушание достигается родительской мягкостью, добротой и уступчивостью, переходящей в беспринципность. Родители стараются всячески избегать конфликтов, поэтому уступают ребенку, принося себя в жертву.

Авторитет подкупа тоже не менее распространен. Ребенок будет себя хорошо вести и учиться, если в ответ на это ему что-то купят или пообещают. Представьте себе семью, где нет согласия между отцом и матерью, и каждый из них пытается «взяткой» привлечь внимание ребенка. В таких условиях вырастет приспособленец, который всегда будет исходить только из собственной выгоды.

Какой же истинный родительский авторитет?

Родительский авторитет – это работа родителей, их жизнь, поведение и лицо в обществе. Авторитет невозможно приобрести автоматически, он нарабатывается годами родительского труда. Когда родители пользуются авторитетом у ребенка, он всегда будет говорить им правду, даже самую горькую. Потому что авторитет родителей заключается не в том, чтобы наказать ребенка или выпороть его. Родители помогут ребенку осознать свой проступок по отношению к другим людям и самому себе. Для приобретения авторитета нужно больше времени проводить с ребенком, во всех ситуациях проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку, и исключить из общения грубость и  хамство.

Анкета «Давайте познакомимся»

 Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут нам познакомиться с вашей семьей и в дальнейшем сотрудничать на благо ребенка (конфиденциальность информации гарантируем).

Расскажите  о своей семье

1. Ф.И.О. ребенка 

2. Дата рождения (число, месяц, год)

3. Домашний адрес, телефон

4. Жилищные условия (отметить):  снимают, общежитие, 1-комн.,  2-х комн., 3-х комн.   и более‬

 5.  Сведения о родителях 

МАТЬ:

Ф.И.О., возраст, образование,

Место работы, должность

Увлечения, интересы

Какую помощь можете оказать д/с.

О Т Е Ц:    

Ф.И.О., возраст, образование,

Место работы, должность

Увлечения, интересы

Какую помощь можете оказать д/с.

6. Другие члены семьи

Ф.И.О., возраст, образование,

Место работы, учебы

(бабушки и дедушки, дети)

7. Каковы традиции вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование праздников и дней рождений, посещение театров, выставок, вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)
8. Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?

9. Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него     развить) 
10. Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете ему поступать так, как он хочет)

меры наказания 

меры поощрения 

 13.Что Вам больше всего нравится в вашем ребенке? 
14.Что Вас больше всего огорчает в вашем ребенке?

 15. Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка вы отводите семье? 
16. Какую помощь вы ждете от детского сада?

 Благодарим за искренние ответы! 

Сценарий ООД по ознакомлению с семьёй

Во 2 младшей группе на тему «Моя семья»

Программное содержание:

 - учить детей называть членов семьи, обязанности членов семьи, прививать уважительное, заботливое отношение к родственникам.

- Понимать роль взрослых и детей в семье.

- Вызывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Материал к занятию: игрушки петушка, курочки, цыплят, сундучок.

Ход занятия:

-Ребята, послушайте загадку и отгадайте о ком она?

Папа важный, краснолапый,

 Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья? (Семья петушка)

-Молодцы, а посмотрите на эту картину (картина «Курица и цыплята»), кто здесь изображён?

-Дети, это кто? (курица)

-Дети, а это кто? (цыплята)

-Ребята, а кто курица для цыплят? (мама)

-А для цыплят петушок кто? (папа)

-А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? (дети)

-Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами? (ко-ко-ко)

-А как папа-петушок разговаривает со своими цыплятами? (ку-ка-ре-ку)

-А цыплята как отвечают? (пи-пи-пи)

-Ребята, а как вы думаете, дружная у них семья? (да)

-Как вы догадались? (они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает и т.д.)

-Ребята, я знаю, что у всех наших детей тоже есть семья, есть папа и мама. Давайте послушаем стихотворения и отгадаем, про кого из ваших членов семьи они.

1-й реб: Мама дорогая

              Трудится для нас.

              Мы «спасибо» маме

              Скажем много раз.

2-й реб: Много мам живёт на свете,

              Всей душой их любят дети.

              Только мама есть одна,

              Всех дороже мне она.

              Кто она? Отвечу я:

            «Это мамочка моя!»

-Про кого эти стихи? (про маму)

-Молодцы! Вы конечно же догадались, что это про маму.

-Ребята, вот посмотрите, какой у нас здесь волшебный сундучок. Давайте подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова, и сложим их в этот сундучок.

-Когда мама обнимает вас, целует. Она какая? (ласковая)

-Когда мама модно одевается. Какая она? (красивая)

-Когда мама улыбается, смеётся. Какая она? (весёлая)

-А если вы маму любите, то она какая? (любимая)

-Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

-А вы мне скажите, что мама делает, чтобы в доме было чисто и уютно? (убирает, стирает и т.д.)

-Вы маме помогаете? А как? (да), (ответы детей)

-А кто ещё маме помогает в семье? (папа)

-Как папа помогает, что он делает? (пылесосит, моет посуду и т.д.)

-Ребята, какие замечательные у вас папы! А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют (пилить, строгать, чинить телевизор и т.д.)

-Давайте с вами поиграем в игру «Что умеет делать папа».

Игра – имитация: Что умеет делать папа

                               Пилить – джик-джик,

                               Пылесосить – у-у-у,

                               Забивать гвозди - тук-тук,

                               Строгать – чик-чик.

-Ребята, а папа любит вас? Как вы догадались? (ответы детей)

-А какими ласковыми словами называют вас папы и мамы? (ответы детей)

- А давайте откроем наш волшебный сундучок и положим туда ласковые слова для папы. (дети подбирают слова)

-Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем (он нам ещё пригодится). А мы с вами сейчас поиграем.

Физминутка: Занимались мы, устали,

                       Дружно все мы тихо встали.

                       Ручками похлопали – раз, два, три!

                       Ножками потопали – раз, два, три!

                       Ручками помашем, помашем, помашем,

                       Ножками попляшем, попляшем, попляшем!

-Ребята, давайте вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили? (о маме и папе)

-Ребята, а у кого есть бабушка? (ответы детей)

-А бабушку вы любите? (да)

-За что? (она добрая, гуляет с внуками, покупает конфеты и т.д.)

-А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок? (дети подбирают слова)

-А теперь мы с вами поиграем!

Пальчиковая гимнастика: «Ладушки»

Ладушки – ладушки

Где были? У бабушки (хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

В морщинках собраны (показывают руки ладонями вверх)

А у бабушки ладони

Добрые – предобрые (поглаживают ладонь о ладонь)

Всё работали ладони

Долгими годами (постукивают кулачком по ладони)

Пахнут добрые ладони

Щами, пирогами (подносят ладони к лицу, нюхают)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони (гладят себя по голове)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони (обнимают себя за плечи)

Ладушки – ладушки!

Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши)

-Ребята, а кто ещё живёт в вашей семье? (дедушка)

-А вы любите своего дедушку? (да)

-А чем дедушка с детьми занимается? (гуляет, играет, читает книжки)

-Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок? (ответы детей)

-Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова? (для мамы, папы, бабушки, дедушки)

-А все вместе – это кто? (семья)

-Как хорошо, что у всех вас есть семья!

-Ребята, а вас любят в семье? (да)

-Как вы догадались, что вас любят? (целуют, жалеют, говорят ласковые слова и т.д.)

-А за что вас любят в семье? (слушаюсь маму, папу, игрушки убираю и т.д.)

-Молодцы, значит и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья! А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

-А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Но сначала договоримся, почаще вспоминать ласковые слова и называть ими своих мама, пап, бабушек, дедушек. (открываю сундучок и показываю сердечки из цветной бумаги)

-Ребята, смотрите, каждое ласковое слово превратилось в сердечко. Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите его вместе с ласковым словом любому члену вашей семьи!

Картотека дидактических игр на тему «Моя семья» по образовательным областям (2 младшая группа)

Познавательное развитие

Дидактические игры:«Сложи картинку», «Определи возраст»  

Загадывание загадок:

1 Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…   

(Мамочка.)

- Как зовут твою маму?

-  Кто ты для мамы?

 -  Как мама называет тебя ласково?

2 Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Конечно это…

 (Папа.)

Беседа:

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

3 Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…  

 (Бабушка.)

- Кто ты для бабушки?

4 Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый… 

(Дедушка.)

Речевое развитие

Дидактические игры:

«Сравни кто - старше? Кто – младше? ».

Папа-дедушка/ дедушка старше, а папа моложе/,

Мама- бабушка/ мама младше, а бабушка старше/

Дедушка-внук/дедушка старше, а внук младше/

Бабушка- внучка/ бабушка старше, а внучка младше/

Брат- сестренка/ брат старше, а сестра младше/

«Скажи наоборот».

Дедушка старый - внук молодой

Папа высокий – сын низкий

Мама жалеет – папа наказывает… .

Беседа с детьми:

- Что ты можешь рассказать о себе?

- Кто входит в твою семью?

-Какие праздники отмечают в твоей семье?

- Кем работают твои родители?
- Беседа с детьми о бабушках и дедушках;

-Чтение рассказов и стихотворений бабушке, дедушке, маме,

Пальчиковая игра «Моя семья».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик -Я

Вот и вся моя СЕМЬЯ.

Пальчиковая гимнастика«Кто живет в моей квартире? »

Один, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Один, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестра (загибаем пальцы)

Мой щегол сверчок и я,

Вот и вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачки) .

Социально-коммуникативное развитие

Театрализация по сказкам:« Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба », «Гуси – лебеди»

С/р игра «Мама варит обед»

Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»

Физическое развитие

Пальчиковая игра «Ладушки»; «Поможем бабушке» (наматывание ниток в клубок) .

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»,

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Птички в гнездышках».

Художественно-эстетическое развитие

Чтение: «Сказка об умном мышонке» С. Маршак,  «Мамина дочка» В.Белов, «Косточка» К.Ушинский, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Помощница» А.Барто

Рисование и аппликация: «Цветы для мамы», «Подарок для любимой мамочки»

Разучивание песен о маме, папе, бабушке.

Конспект ООД

Тема: Моя семья.

Программное содержание:

• Совершенствовать знания детей о понятии «семья», знакомить с понятием родословная

 • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;

• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, развивать умение проявлять заботу о родных людях.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости?  (Входит ёжик)

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, ёжик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Ёжик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье,  ёжик. Приходи к нам ещё                

Воспитатель: Дети, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам ёжик. Ребята, да тут загадки.

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…   

Дети: Мамочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твою маму?

-  Кто ты для мамы?

 -  Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети:   Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Как зовут твоего папу?

- Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…  

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

 (Выставляет картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый… 

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

- Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все  просто умницы.

(Выставляет картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

  Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем  сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

 Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).

 Аппликация «Красивый дом».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и  сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи.

5. Рефлексия.

- Ребята, кто к нам приходил в гости?

- Кого, мы с вами мирили?

- А для, кого мы так красиво украсили дом?

Итоговое мероприятие:

Сценарий музыкального досуга с участием родителей

«Наша дружная семья».

Воспитатель надевает костюм бабушки и приходит вместе с детьми в зал, где собрались родители.

Бабушка: Здравствуйте, дети, самые лучшие на свете!

                 Добрый день вам, папы! Поклон вам, мамы-

                 Лучшие самые! Бабушкам внимание,

                  Дедушкам – почтение!

 Я бабушка Забавушка. Посмотрите, как много у меня внуков и для каждого ласковое слово найдётся.  Ребятки, присядьте рядком, а я на вас полюбуюсь.

Дети садятся на скамеечку.

А ещё люблю я потешки рассказывать да сказки сказывать. Хотите послушать?

Ребёнок: Для наших дорогих бабушек и дедушек, пап и мам, только лишь для вас, сказку интересную покажем мы сейчас.

Бабушка Забавушка (показывает на дом, оформленный в стиле русской избы): На опушке леса стоял маленький домик, и там жила… Как вы думаете, ребята, кто?

Бабушка помогает детям прийти к мнению о том, что в домике живёт большая семья, затем поочерёдно одевает  на руку кукол  и показывает сказку.

-Рано утром встала мама: хоть спала совсем я мало, надо печку мне топить,

Надо кашу варить и семью кормить.

Конечно папу я люблю,но сейчас ему скажу:

«Папа, в лес скорей иди, домой шишек принеси».

Папа: Я самый сильный!

           Я самый ловкий!

           Сейчас я к ёлкам в лес пойду

           И всей семье  я шишек принесу.

Бабушка: Ребята, что можно сказать про такого папу? Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу? Ответы детей.

Бабушка: Мама всегда рада, когда папа и другие члены семьи ей помогают, а чем ещё можно порадовать маму?

Ребёнок: На опушку леса мы сейчас пойдём мамочке любимой песенку споём.

Дети встают свободно, поют песню о маме (по выбору музыкального руководителя), затем возвращаются на свои места.

Папа: Сейчас я шишки быстро соберу для всей семьи я печку истоплю.

Бабушка: Добрый папа улыбнулся,

                 За шишками тогда нагнулся,

                 А поднять – то их не может.

Папа:         Позову – ка дедушку,

                   Дедушка поможет.

                   Дедушка, сюда иди,

                   Набрать шишек помоги!

Дедушка  и папа пытаются поднять шишки.

Бабушка: На наш праздник дружной семьи

                 Весёлые гости пришли.

                Подарок нам  принесли.

 (достаёт плюшевого медведя и ёжика).

                 Хотят они с в вами, ребята, поиграть.

                 А ещё хотят узнать:

                 Дружные ли вы, ребята? Бойкие,

                 Быстрые, сильные, ловкие?

Бабушка: Поиграем? Ёжик и медвежонок предлагают  нам встать в круг. Игра называется «Передай другу». Дети под весёлую музыку передают воздушный шарик.

Медвежонок и ёжик: Молодцы, ребята, достойны вы всяких похвал. Теперь мы видим, что вы дружные ребята, друг другу помогаете, а ещё вы сильные и ловкие. Хорошо у вас здесь, но нам пора возвращаться  домой, к своим маме и папе. До свидания.

Бабушка:   Пусть  будет дружной моя семья

                    Ведь жить по другому на свете нельзя!

                    К дедушке и папе на помощь я пойду

                    Шишки тяжёлые поднять помогу (Изображает, что поднимает шишку)

                    Очень шишка тяжела

                     Поднять её я не смогла.

                    Может внуки мне дадут совет,

                     С этой шишкой что – то сладу нет.

Бабушка помогает детям прийти к мнению о том, что нужно позвать маму.

Бабушка:     Спасибо вам, внучата, за совет

                     Наверно, в целом свете внуков лучше нет.

                      На празднике вы весело играли,

                      Но ещё не танцевали.

Дети  исполняют парный танец «Вот гуляем мы с дружком».

Мама:            Я к семье своей бегу,

                       Поднять шишку помогу!

                       Ну – ка, семья, смело берись за дело!

                       Папа, ты возьмись за этот край,

                       Дедушка, вот здесь ты поднимай!

                       Бабушка, ты помогай отсюда,

                       А дети нам помогут и оттуда.

Бабушка и дети: Раз, два, помогай

                             Шишки все приподнимай!

Бабушка:         Все они вместе шишки несут,

                         Все они вместе песни поют.

                         Что такое в жизни значит

                         Дружная семья,

                         Подсказала вам, друзья,

                         Сказочка моя!              

                          Все ребятки встали в ряд,

                          Песенку весёлую спеть они хотят.

Дети поют песню о дружбе (по выбору музыкального руководителя).

Бабушка: Дорогие гости? Вам понравилась наша поучительная сказка «Дружная семья»? А теперь мы приглашаем всех гостей на весёлый танец.

Дети и родители  танцуют вместе.

Бабушка: В заключение нашего представления

                  Всем ребятам угощение (угощает детей конфетами).

Бабушка:  Вот и кончилось веселье

                  Расставаться нам пора,

                  На прощанье всем желаем

                   Счастья, мира и добра.

Под весёлую музыку дети, взявшись за руки, выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная проектная деятельность по теме :"Семья". средняя группа

Сейчас ,в свете ФГТ, всё большее значение приобретают инновационные технологии работы с детьми.Одной из таких технологий является проектная деятельность.Я считаю , что тема "семья"  является наиб...

Карта образовательной деятельности. Тема недели: «Моя семья». Тема дня: «Моя семья». Старшая группа.

Карта  образовательной деятельности. Тема недели: «Моя семья».  Тема дня: «Моя семья».  Старшая группа.                ...

ПЛАН РАБОТЫ с семьей на тему: «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ» ( старшая группа) Воспитатель : Горюнова М.В.

ПЛАН РАБОТЫс семьейна тему: «ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ» ( старшая группа)      Воспитатель : Горюнова М.В....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКАЯ ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СЕМЬИ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» (Старшая группа)

Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи (родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам)....

Конспект занятия ко Дню семьи «Наша дружная семья», средняя группа.

Расширять и совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях; Воспитывать любовь и уважение к членам семьи; Способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребён...

"Моя семья. Я и члены моей семьи" младшая группа

Формировать у детей представление о семье. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи. Учить проявлять заботу о родных людях....